Спорт

Виталий кличко: «валуев должен как следует проучить этого выскочку и трепача хэя. Буду держать кулаки за колю»

0:00 — 6 листопада 2009 eye 287

Накануне завтрашнего боя россиянина с британским боксером Дэвидом Хэем знаменитый украинский супертяжеловес рассказал «ФАКТАМ» о мечте отобрать у Валуева чемпионский пояс WBA, о своей первой любви и о том, как приходилось варить овсяную кашу при помощи… лезвий

Завтра в Германии чемпион мира по версии Всемирной боксерской ассоциации (WBA) Николай Валуев проведет вторую защиту титула, завоеванного в августе прошлого года. Против 36-летнего боксера из Санкт-Петербурга на ринг в Нюрнберге выйдет 29-летний британец Дэвид Хэй. Одним из болельщиков Николая Валуева, самого крупного боксера планеты (рост — 213 см, вес — 146 кг), будет чемпион мира по версии Всемирного боксерского совета (WBC) Виталий Кличко. Украинский супертяжеловес не раз говорил: «В семье братьев Кличко не хватает только чемпионского пояса, принадлежащего Валуеву».

«Если честно, пришлось основательно поднапрячься, чтобы победить Криса Арреолу»

В случае победы Николая Валуева над Дэвидом Хэем Виталий Кличко намерен договориться с россиянином о проведении объединительного боя. Об этом Кличко-старший в очередной раз напомнил на открытии в Мариуполе реконструированного боксерского зала на базе Приазовского государственного технического университета.

Из-за напряженного графика Виталий Кличко так и не провел пресс-конференцию для столичных журналистов после победы над Крисом Арреолой (26 сентября в Лос-Анджелесе украинский боксер во второй раз защитил чемпионский титул WBC). «ФАКТАМ» удалось пообщаться с Виталием Кличко в ходе импровизированной пресс-конференции в Мариупольском университете. Немало интересных подробностей о своей жизни и непростом пути в спорте Виталий Кличко рассказал и во время ужина в ресторане, организованного для узкого круга друзей, среди которых был и обозреватель «ФАКТОВ».

- Совсем скоро, 12 декабря, в Берне тебе предстоит защита чемпионского звания в бою против американца Кэвина Джонсона. Полноценную подготовку к поединку успеешь провести, ведь после боя с Арреолой прошел всего месяц?

- К бою с Крисом Арреолой я подошел в отличной форме, — отметил Виталий Кличко.  — Поэтому решил не делать продолжительной паузы перед следующей защитой. Общественная и политическая деятельность не мешает моей подготовке. Тренируюсь каждый день. Пока это фитнес, работа над кондицией. Через неделю приступлю к основному сбору со спарринг-боями. Мой тренировочный лагерь находится в горном районе Австрии, примерно на той же высоте, что и Берн.

Меня ждет непростой соперник. Джонсон занимает шестое место в рейтинге Всемирного боксерского совета. А просто так в десятку сильнейших не попадают. Может быть, Кэвин Джонсон и не имеет звучного имени, но в его послужном списке нет ни единого поражения. Самая большая опасность — недооценивать своего противника. Криса Арреолу многие эксперты тоже ведь не считали достойной кандидатурой на чемпионский бой. А мне, если честно, пришлось основательно поднапрячься, чтобы победить его и доказать, что я сильнейший.

12 декабря постараюсь всеми силами удержать титул, которым в свое время владели Мохаммед Али, Джордж Формэн, Майк Тайсон. Почему для меня это так важно? Чтобы собрать с братом чемпионские пояса по всем основным боксерским версиям. Это уже не новость. Чтобы осуществить эту мечту, надо еще отобрать пояс у чемпиона мира по версии Всемирной боксерской ассоциации Николая Валуева. Но сейчас держу за Колю кулаки. Он должен проучить 7 ноября этого выскочку Дэвида Хэя. Британец себя еще никак не проявил в супертяжелом весе — больше болтает, чем делает. Трепач, одним словом… Если Валуев победит Хэя, думаю, мы сможем договориться о проведении объединительного боя.

- Возможно ли проведение в Украине твоего с Валуевым поединка?

- Я не раз говорил о своем желании провести бой в Украине. На сегодняшний день самая современная арена находится в Донецке. «Донбасс Арена» отвечает всем международным стандартам для проведения соревнований самого высокого уровня. Я не прочь там выступить. Но пока это только разговоры. Для организации подобного матча должны, как говорится, звезды сойтись.

- На днях появилась информация, что Всемирный боксерский совет даст шанс Олегу Маскаеву снова сразиться за звание чемпиона мира. Для этого россиянину необходимо выиграть два следующих боя. Ранее ты опротестовал в суде решение Всемирного боксерского совета сделать Маскаева официальным претендентом. Снова будешь с WBC судиться?

- Спортивный арбитражный суд в Лозанне вполне обоснованно удовлетворил мой протест. Ну как мог Маскаев — боксер, проигравший нокаутом Питеру, затем еще один бой, — стать официальным претендентом на мой титул? Американское телевидение покупать поединок Кличко-Маскаев не хочет. Немцы спрашивают, кто такой Маскаев и на каком основании претендует на титул.

Но если он снова завоюет звание официального претендента — что ж, я встречусь с ним на ринге. Но для этого ему надо «пройти» Самюэля Питера, первый номер рейтинга — Рэя Остина. Вот тогда и будем с ним разговаривать. Так что вопрос не в том, хочу я или не хочу боксировать с Маскаевым.

«Я отдавал Сане Гурову свою новую обувь 49-го размера, а сам тренировался в его поношенных боксерках фирмы «Адидас», которые были на меня малы»

- Виталий, при открытии боксерского зала ты обмолвился, что в Мариуполе ты когда-то встретил свою первую любовь…

- Ну, это была не первая моя любовь, а первая в Мариуполе (смеется). Когда-то я приехал сюда на соревнования. Мне было лет семнадцать… В общем, та девушка стала заядлой болельщицей бокса. Даже не знаю, где она сейчас, чем занимается. Было бы интересно увидеться с ней. Как ее зовут? Это личное…

В Мариуполе живут мои закадычные друзья — многократный чемпион Европы по профессиональному боксу Александр Гуров, бронзовый призер Олимпийских игр-96 в Атланте Олег Кирюхин. В зале мы с Олегом съели, что называется, пуд соли, объездили полмира. На сборах нас всегда селили в одном номере. Так было заведено в команде, чтобы спортсмен-супертяжеловес и легковес жили вместе. (Олег Кирюхин выступал в категории до 48 кг.  — Авт. ) И в Атланте нас поселили вместе. Кстати, Олег стал первым в истории независимой Украины олимпийским призером. А мой брат Володя завоевал «золото» в заключительный день олимпийского турнира.

Когда я пришел в боксерский зал во время службы в спортроте ЦСКА, Саня Гуров был уже чемпионом Советского Союза по любительскому боксу. Мы с ним служили в начале 90-х годов. Когда впервые увидел Гурова на тренировке — долговязого, щупленького паренька, — то даже не воспринял его как серьезного спарринг-партнера. Да и ребята подначивали меня: «Надавай этому Гурову как следует». Но не тут-то было! Гуров оказался неудобным соперником в спарринге. «Как к нему и подступиться?» — ломал я голову… В общем, многому научился у Сани.

А еще я менялся с ним боксерками. Гурову, как более опытному спортсмену, выдавали форму и обувь фирмы «Адидас». А для нас, начинающих, выйти на ринг в боксерках «Адидас» — эт-т-то было нечто! Так я менял с Саней свою новую обувь 49-го размера на его поношенную, зато «крутую». А размер-то ноги у Гурова был намного меньше! Но я терпел и тренировался с поджатыми, как крючки, пальцами (смеется).

Что и говорить, несладко приходилось в те кризисные годы. Начало девяностых — нелегкие времена. Помню, все время страшно хотелось есть. Мы же с братом вымахали немаленькими пацанами. Чтобы заморить червячка, я варил себе овсянку армейским способом. Самодельный кипятильник из двух лезвий, двух спичек и куска провода умел соорудить каждый солдат Советской Армии. Конструкция такого кипятильника проста. К концам двухжильного провода привязывается по лезвию. Оба фиксируются спичками так, чтобы они не касались друг друга. Ни в коем случае нельзя было кипятить соленую воду, а то при включении кипятильника раздастся взрыв…

В то время многие крепкие ребята уходили из спорта в структуры узкой специализации. Мне тоже предлагали, так сказать, надеть кожаную куртку, мол, в спортзале денег не заработаешь. Я до сих пор благодарен своему тренеру, который удержал меня тогда. Вадим Золотарев сказал мне: «Не нужны тебе эти кожанки. Будут тебе деньги, будет и слава. Только работай, тренируйся как следует».

«Из первой поездки в Америку привез брату бутылку кока-колы»

- Тебе уже два раза довелось боксировать за звание чемпиона мира в Америке. А помнишь свою первую поездку в Штаты?

- Конечно. Никогда не забуду. Это была поездка во Флориду. Будете смеяться, но мне больше всего запомнился… Диснейленд. Меня, к тому времени 18-летнего «дядю», переполняли противоречивые чувства от увиденного в США. Ведь это резко отличалось от того, что я слышал об Америке в Советском Союзе. В подарок брату Володе — ему тогда было 13 лет — я привез… бутылку кока-колы. С какими чувствами он ее открывал, поймет только тот, кто пережил те времена. А открыв, сказал: «Так пахнет Америка!» Сейчас вспоминать все это так смешно…

С тех пор я побывал во многих странах мира, долго жил в Западной Европе и Америке. Меня в Германии принимают за своего и в Америке — за своего. Я свободно говорю на нескольких языках и честно вам скажу: могу себе позволить остаться жить в любой точке земного шара. Но все дело в том, что дома я себя чувствую лучше всего.

После моей победы в Лос-Анджелесе над Крисом Арреолой ко мне подошел один наш эмигрант. Он крепко пожал мне руку и сказал: «Виталий, спасибо за то, что вы с братом делаете в спорте. Благодаря вашим достижениям весь мир узнал о моей родине. Теперь мне не стыдно говорить, что я из Украины». Такая оценка моей работы для меня очень важна.

Первые годы жизни в Германии мой старший сын Егор стеснялся говорить в кругу своих немецких сверстников, что он выходец из Восточной Европы. Не секрет ведь, что дети бывают порой жестки в своих оценках, не воспринимают переселенцев. Сегодня Егор с гордостью произносит: «Да, я родом из Украины». Потому что из Украины братья Кличко. Тогда-то я понял окончательно: то, что мы с братом делаем, выходит за рамки спорта.

- Как бы вы отнеслись к решению дочери Елизаветы-Виктории заниматься боксом?

- Свое отношение к женскому боксу не могу назвать позитивным. Есть множество видов спорта, развивающих грацию и подчеркивающих красоту. А синяки и шрамы, которые получают боксеры на ринге, — украшения не для женщин. В конце концов можно ведь заниматься фитнес-боксом. Но пока что дочка, слава Богу, не рвется в боксерский зал. 23 ноября ей исполнится только семь лет.

Кстати, обратил внимание на то, что на открытие боксерского зала девушек пришло больше, чем ребят. И, по-моему, причина не столько в любви к боксу, сколько в том, что многие барышни ожидали приезда не отца троих детей Виталия Кличко, а завидного жениха Владимира Кличко.

- Почему не носишь обручальное кольцо?

- А я вообще никаких украшений не ношу. Жена, конечно, поначалу обижалась, что я снимаю кольцо. Понимаете, после тренировок его просто невозможно снять — оно становится буквально квадратным. Да и пальцы распухают. Так что жена к моему нежеланию носить кольцо относится с пониманием.

P. S. Автор выражает благодарность пресс-службе Благотворительного фонда братьев Кличко за помощь в организации интервью.