В Киеве ТО не прошли почти 250 тысяч автомобилей. Тем водителям, у кого на лобовом стекле машины до сих пор красуется талончик «2009», столичные инспекторы начали вручать листовки предупреждающего желтого цвета
До конца проведения техосмотра — 15 декабря — остается чуть больше месяца, но многие автовладельцы по-прежнему не торопятся. Как рассказали в столичной ГАИ, на сегодняшний день талончиками, свидетельствующими о прохождении ТО, обзавелись чуть больше половины киевских водителей. «В Киеве сейчас работают 43 станции диагностики, — пояснили нам, — в среднем они могут обслуживать полсотни автомобилей в день. В месяц выходит не более ста тысяч, а не прошли техосмотр почти четверть миллиона машин!»
Инспекторы столичной ГАИ начали раздавать автомобилистам, у которых на лобовом стекле машины все еще висит талончик «2009», листовки желтого цвета, в которых подробно поясняется, как, когда и где можно пройти техосмотр. Тех, кто не обратит внимание на предупреждение, ждет штраф в размере 340-425 гривен.
Впрочем, в Департаменте ГАИ заверили, что активно бороться с нарушителями начнут лишь с конца января — начала февраля следующего года. Так или иначе, просроченный талон — это повод для инспектора лишний раз остановить автомобиль, что, согласитесь, в период новогодних праздников и застолий никому не нужно.
Как же получить заветный талон? Не секрет, что раньше многие автолюбители пользовались услугами посредников, «делавших» его за 20-30 долларов сверх положенной по квитанциям оплаты. Однако в этом году «помощь» в прохождении техосмотра значительно подорожала. Знакомый директор СТО предложил «решить вопрос» за 700 гривен плюс транспортный сбор. На одном из интернет-форумов запросили за все про все 900 гривен без всяких квитанций (нужна только медсправка, но и ее могут сделать за 250 гривен).
Стоит ли доверять таким посредникам? В ГАИ уверяют: в этом году система прохождения техосмотра выстроена и контролируется настолько строго, что никто не будет рисковать и выдавать талон без всех необходимых документов. На каждый автомобиль в районной ГАИ заводят дело, куда подшивают все квитанции, копии медсправки, страховки, протокол проверки. Следовательно, «посредники» могут оказаться просто аферистами, которые вместо настоящего талона с электронным чипом внутри всучат вам подделку или документ, украденный с другой машины. А ведь уже в следующем году инспекторы получат специальные устройства, которые смогут считывать информацию с талона, определяя, принадлежит ли он данному автомобилю. Если фальшивку выявят, водителю грозят штраф и уголовное дело за подделку документов. Так что, возможно, рисковать не стоит.
Да, техосмотр пройти не так-то просто, но реально.
Первый этап — медсправка (исходим из того, что действующая страховка у вас есть, ведь за ее отсутствие могут оштрафовать при любой проверке документов). Проще всего медсправку получить не в районной, а в частной поликлинике: потребуются 150 гривен, паспорт, две фотографии и 15 минут времени. Проверили зрение, померили давление, спросили, нет ли гриппа, — и все.
Второй этап — диагностика. Дешевле всего она стоит на станции диагностики ГАИ на столичной улице Туполева — 45 гривен. На частных техстанциях — от 90 до 150 гривен. Правда, на Туполева проверку пройти сложнее — к таким вещам, как тонированные стекла или комплектность автомобиля (аптечка, знак аварийной остановки и так далее), здесь относятся заметно строже. По словам начальника станции диагностики ГАИ Леонида Завадского, не проходит диагностику в среднем каждый седьмой автомобиль. Основные причины — чрезмерная тонировка, огнетушители весом менее двух килограммов, неправильная установка светового пучка. А вот «обута» ли машина в зимнюю резину, даже на Туполева не проверяют, законодательство этого не требует. Могут «завернуть» лишь из-за явно лысого протектора.
Третий этап — оплата квитанций. Кроме диагностики, потребуется уплатить 100 гривен за талон, 12 гривен — за техосмотр, а также транспортный сбор за два года, размер которого зависит от объема двигателя (для нашего автомобиля с двигателем объемом 1,4 литра это 140 гривен, а, к примеру, за мотор объемом 1,6 литра нужно заплатить 224 гривни). Тем, кто ездит по доверенности, по временному талону или вписан в техпаспорт, необходимо помнить, что квитанции оплачиваются от имени владельца машины (нужен его идентификационный код).
Четвертый этап, самый неприятный, — проверка на штрафы. Увы, милицейская база «Админпрактика» пока не «видит» денег, которые мы платим через банки. Если после оплаты штрафа вы не предъявляли квитанцию в районной ГАИ, на вас будет висеть должок. Большой беды в этом нет — просто храните все квитанции, и штраф после их предъявления погасят во время техосмотра. Но это касается лишь протоколов конца 2008-го и нынешнего года. А вот со штрафами за прошлые годы в самом деле проблема.
Все помнят, что инспектор тогда лишь составлял протокол, а решение о наказании водителя выносил суд. Так вот, в «Админпрактике», что вполне естественно, значатся только протоколы, составленные за последние три года. Ни решений суда, ни суммы штрафов там нет. Чтобы узнать, сколько по ним платить и нужно ли платить вообще, водителю приходится ехать в архив районного суда, выстаивать огромные очереди, писать заявление, искать в журнале свое дело, делать копию «постановы» и с ней ехать в ГАИ. Обидно, что все это из-за штрафа в 17 гривен, а то и в 8,50.
В ГАИ только разводят руками — такое у нас законодательство: без постановления суда, откуда видно, за что и сколько человек платит, принять квитанцию никто не вправе. А выдать талон без погашения старых «грешков» не позволяет компьютерная программа, блокирующая все операции по данному водителю. Радует лишь одно — с этим «наследием прошлого» при дальнейших техосмотрах нам уже сталкиваться не придется.
Итак, в целом с учетом покупки нового огнетушителя техосмотр машины обошелся нам в 400 гривен. Похоже, не так страшен черт, как его малюют?..