В Мининфраструктуры предложили освободить от уплаты НДС и акцизов импорт и производство электромобилей и комплектующих к ним
Как бы невероятно это ни звучало, но вполне возможно, что в обозримом будущем Украина станет мировым центром по производству электромобилей, а через три года количество такого транспорта на наших дорогах достигнет 15 процентов. По крайней мере, столь амбициозные задачи поставило перед собой Министерство инфраструктуры. И для их воплощения в жизнь уже разработана стратегическая концепция. Она предусматривает принятие необходимых законодательных изменений и поэтапную реализацию соответствующих мероприятий с четко установленными сроками внедрения. Все это, по мнению чиновников, должно способствовать стремительному развитию рынка электромобилей у нас в стране. Впрочем, не дожидаясь, пока парламент рассмотрит предложенную концепцию, отечественные бизнесмены уже сделали первый шаг к стимулированию продаж электрокаров в Украине.
Концепцию развития рынка электротранспорта в Украине презентовал в стенах Верховной Рады глава Министерства инфраструктуры Украины Владимир Омелян. По его словам, на ее основе уже подготовлен законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине».
По замыслу после реализации трех ключевых задач электрокары на украинских дорогах из экзотики превратятся в обыденность.
— Мы поставили себе очень амбициозную цель: к 2020 году иметь долю электрокаров в общих продажах автомобилей на уровне не менее 15 процентов, — заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.
По его словам, одна из главных задач — превращение Украины в узел по производству высокотехнологичной продукции, которой, бесспорно, является электротранспорт и элементы его инфраструктуры.
Не менее важная цель — дать всем украинцам реальную возможность приобретать экологичный транспорт (новый или более доступный, подержанный) вместо того, чтобы покупать пригнанные из Европы старые машины, которые уже не соответствуют европейским экологическим требованиям.
Еще одна задумка — предоставить украинскому бизнесу инструменты для развития за счет экономии как на топливе, так и на обслуживании электрокаров.
Все эти задачи планируется реализовать в три этапа.
— В рамках первого компонента, который продлится пять лет, мы развиваем рынок электрического транспорта, — разъяснил министр. — В рамках второго, 10-летнего, компонента, планируем привлечь стратегических инвесторов в производство готовой продукции — электротранспорта и зарядных станций. А третий компонент, который продлится 15 лет, направлен на локализацию производства комплектующих к электротранспорту, особенно батарей, а также составляющих зарядных станций.
Для стремительного развития рынка Мининфраструктуры предлагает временно, до 1 января 2023 года, освободить от НДС импорт и дальнейшие поставки электротранспорта и зарядных станций. Предлагается также освободить такой транспорт от акциза.
— Здесь мы не затрагиваем электробусы, поскольку это единственный, кроме троллейбусов, вид колесного электротранспорта, который в небольших объемах производится в Украине, — отметил Владимир Омелян.
Кроме того, до 1 января 2028 года планируется отменить НДС на импорт комплектующих к электротранспорту и зарядным станциям. На этой стадии предполагается начать массовое производство электромобилей в Украине.
Наконец, финальный этап реформы предусматривает временное, до 1 января 2033 года, введение нулевой ставки НДС на производимые в Украине электрокары и зарядные станции, а также комплектующие к ним.
По мнению чиновников Мининфраструктуры, предложенный набор стимулов обеспечит последовательное развитие рынка электротранспорта в Украине, локализацию производства такой техники и комплектующих к ней.
Кстати, намерение производить в Украине электромобили активно обсуждается с потенциальными инвесторами. В частности, Кабмин ведет переговоры с корпорацией Posco Daewoo: уже состоялась встреча с главным исполнительным директором корейской компании, сообщил Владимир Омелян. По словам министра, представители Posco Daewoo высказали заинтересованность в создании в Украине производства электрокаров, которые планируют выпускать под новым украинским брендом.
Впрочем, пока чиновники строят стратегические планы развития рынка электротранспорта, отечественные предприниматели и так уже продвинулись на этом пути. Авторитетное издание InsideEVs, специализирующееся на электромобилях, высоко оценило процессы, происходящие в нашей стране. В составленном изданием международном рейтинге Украина удостоилась престижного пятого места в топ-10 стран, наиболее близких к «электромобильной революции». Мы пропустили вперед только таких признанных лидеров рынка электрокаров, как Китай, Норвегия, Швеция и Исландия, оставив при этом позади США, Южную Корею, Японию, Францию и Нидерланды.
В целом наша страна привлекла внимание экспертов InsideEVs из-за стремительного роста количества электромобилей: по данным издания, число таких моделей за последний год увеличилось в пять (!) раз и составило четыре процента от рынка впервые зарегистрированных автомобилей в Украине. При этом издание отмечает, что подавляющее большинство электрокаров в нашей стране — подержанные, а самая популярная модель — Nissan Leaf.
Подтверждается это и официальной статистикой МВД. По данным Главного сервисного центра, общее число электромобилей, зарегистрированных в Украине, составляет 2284 штуки, из которых 1867 — именно Nissan Leaf. На втором месте рейтинга популярности электрокаров находится Ford Focus — 98 авто, далее идет Tesla (89), потом — BMW (49) и Mercedes (43). Остальные марки представлены в заметно меньшем количестве.
Основной парк электромобилей сконцентрирован в Киеве — 528 штук, еще 131 такая машина «прописана» в Киевской области. На втором месте по распространению электротранспорта находится Одесская область — 486 авто. За ней идут Харьковская (446 авто), Днепропетровская (134) и Львовская (127) области.
Судя по статистике Главного сервисного центра МВД, активизация импорта электромобилей произошла в 2016 году, когда этот транспорт освободили от ввозной пошлины. Только за год ввезли 1602 такие машины, что почти в 3,4 раза больше, чем в 2015 году. Кстати, в I квартале 2017 года в Украине уже зарегистрировали 682 электрокара.
Этой позитивной тенденции явно поспособствуют и старания отечественных банкиров. Так, один из украинских банков пошел на беспрецедентный шаг и уже начал выдавать беспроцентные кредиты на покупку электромобилей. В частности, соответствующей кредитной программой предусмотрена минимальная процентная ставка в размере 0,001 процента годовых сроком до четырех лет при первом взносе от 40 процентов стоимости авто.
По расчетам банка, если первоначальный вклад покупателя в электромобиль будет составлять почти половину стоимости, то ежемесячные платежи для погашения кредита равны затратам на топливо для обычной машины. К примеру, самый популярный у нас электрокар Nissan Leaf стоит от 400 тысяч гривен. Сделав первый взнос в размере 240 тысяч гривен, покупатель в дальнейшем будет платить только 111 гривен в день в течение четырех лет.
В свою очередь крупнейший мультибрендовый салон по продаже электромобилей в Украине, участвующий в кредитной программе банка, объявил, что во время первого года использования электрокара будет предоставлять его владельцу бесплатный доступ к своей сети зарядных станций.
В завершение отметим, что если Верховная Рада таки одобрит передовые инициативы Мининфраструктуры, то у нашей страны в ближайшем будущем действительно появятся хорошие шансы стать ведущим игроком в перспективном рынке электромобилей.