Культура та мистецтво

Супруг александры пахмутовой николай добронравов: «я не понимаю, как жена сочиняет музыку. Она делает это без инструмента — в ее маленькой голове звучит огромный оркестр»

0:00 — 10 листопада 2009 eye 6823

Вчера народная артистка Советского Союза отметила 80-летний юбилей

Александра Пахмутова написала более 400 песен, музыку к 20 фильмам, а также концерты, сюиты и даже балет. «Нежность», «Надежда», «Беловежская пуща», «Девчата», «Старый клен», «Как молоды мы были», а также другие хиты прозвучали в юбилейном концерте Александры Пахмутовой, который состоялся 23 октября. Восьмого ноября его показали по Первому российскому каналу. «Это большой юбилейный концерт, в котором представлены разные жанры», — говорит Александра Пахмутова. А сам день рождения народная артистка СССР решила отпраздновать скромно, в семейном кругу, вместе с мужем — поэтом-песенником Николаем Добронравовым. От интервью Александра Пахмутова категорически отказалась. Она уверена, что за нее все скажут ее песни.

5 фактов из жизни Александры Пахмутовой

1. Впервые за рояль Пахмутова села в три года! Однажды Аля (так называли ее в детстве родители), придя с мамой из кинотеатра, подошла к пианино и стала подбирать только что услышанные мелодии. Мама была поражена, ведь Алю никто музыке не учил. После этого с Александрой стал заниматься отец, музыкант-любитель, рабочий Бекетовского лесозавода. В 5 лет Аля уже написала свою первую мелодию «Петухи поют». После этого родители отдали дочь в музыкальную школу. В 1943 году, когда семья переехала в Москву, Пахмутову зачислили в шестой класс школы при Московской консерватории.

2. Когда выпускнице консерватории Александре Пахмутовой ╩Киностудия имени Горького предложила написать песню для кинофильма «Три тополя на Плющихе», она наотрез отказалась. Сюжет показался ей неинтересным. «Ну что можно написать для тетки, которая приехала из далекой деревни торговать мясом на рынке», — сказала она. Но режиссер Татьяна Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть фильм. После того как композитор увидела игру Татьяны Дорониной, ее героиню, переживавшую одиночество, влюбленного таксиста в исполнении Олега Ефремова, заявила, что никому эту ленту не отдаст. Так родилась песня «Нежность», ставшая символом любви. После выхода фильма в 1967 году композиция завоевала первую премию на Международном фестивале молодежной песни в Сочи. Ее первой исполнительницей стала знаменитая Майя Кристаллинская.

3.Большинство песен Пахмутова написала в соавторстве со своим мужем Николаем Добронравовым. Их семейный и творческий союз длится более 50 лет. Они познакомились в 1956 году на радио. Николай читал стихи в программе «На старт!», сотрудничал со многими детскими передачами. «Руководитель детской редакции однажды подвела ко мне девушку: «Это молодой композитор Александра Пахмутова», — вспоминает Николай Добронравов.  — И попросила нас двоих сочинить песню для пионеров о лете. Так появилась «Лодочка моторная». Как на этой лодочке мы отчалили, так вместе и плывем. От песни ничего не осталось — только ноты, запись не сохранилась». Как шутят супруги, они друг другу… изменяли. Но только творчески. Иногда Александра Пахмутова сотрудничала с другими поэтами: Львом Ошаниным (»Песня о тревожной молодости»), Михаилом Матусовским (»Старый клен»). «За годы, прожитые вместе, я так и не смог понять, как жена пишет музыку, — признался Николай Дмитриевич.  — Она делает это без инструмента — в ее маленькой голове звучит огромный оркестр! Кроме того, Аля любит песни других композиторов больше, чем свои! Если она исполняет что-то дома, это почти всегда чужие произведения». Известный композитор Родион Щедрин как-то сказал о песнях супругов: «Им Бог фонариком посветил… Не названия песен, а афоризмы: «Трус не играет в хоккей», «Надежда — мой компас земной», «Усталая подлодка»…

4.Пахмутова пишет партитуру только от руки, считая это хорошей «возможностью поработать над деталями произведения». Это помогает избежать и плагиата. «Доброжелатели» не раз пытались обвинить в подобном и Пахмутову, но им это пока не удалось. «Бывает, сочинишь потрясающую мелодию, влюбишься в нее и вдруг с сожалением обнаруживаешь, что у нее уже есть автор, — говорит Александра Николаевна.  — Если хочешь быть не просто звездой, а настоящим мастером, надо найти в себе силы отказаться от этой мелодии. Примерно то же самое, если бы понравившаяся вам женщина оказалась женой вашего друга». Хотя к мелкому плагиату Александра Пахмутова относится довольно снисходительно.

5.Несмотря на множество песен на ленинско-комсомольскую тематику Александра Пахмутова никогда не была членом партии. Она наотрез отказывалась получать партбилет. «В любой идеологической системе помимо ее истинных приверженцев всегда существуют те, кто на ней откровенно паразитирует, — объясняла свою позицию Александра Николаевна.  — В коммунистической идеологии одни кидались за идеи в огонь, мужественно переносили пытки, бесплатно отстраивали страну, другие прятались за их спинами и возводили себе чужими руками роскошные дачи. Как раз те, кто относился к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию. Я отлично понимала: получив от меня заявление, эти псевдокоммунисты сядут в черные «Волги» и уедут в свои загородные хоромы, а я буду обязана на них работать, утопать в новых проблемах. Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затюкали бы меня своими поручениями. Да, мы писали песни о комсомольцах. Но нашими героями были те святые люди, многие из которых сегодня вынуждены собирать бутылки и рыться на помойках. Обидно, например, что о Зое Космодемьянской теперь иначе, как о психопатке, не говорят».