Культура та мистецтво

Режиссер «мушкетеров… « георгий юнгвальд-хилькевич: «за несколько дней до смерти игоря старыгина михаил боярский печально мне сказал: «это все безнадежно… »

0:00 — 13 листопада 2009 eye 1232

Вчера в Москве на Троекуровском кладбище похоронили непревзойденного Арамиса

Знаменитый Арамис, актер Игорь Старыгин, умер 8 ноября. Ему было всего 63 года. Он скончался в одной из элитных клиник Москвы после перенесенного инсульта на руках у своей супруги Екатерины. За три дня до смерти Игорь Владимирович пришел в сознание, медики даже планировали сделать операцию на мозге, но организм актера был слишком слаб. Он провел в реанимации последние полтора месяца жизни. Инсульт случился дома, «скорую» вызвала жена. К приезду врачей Старыгин был уже в тяжелейшем состоянии и с трудом понимал, что происходит. В больнице у него отнялась правая часть тела. Сердце мушкетера не выдержало, и он ушел первым из знаменитой четверки, снявшейся в фильме Юнгвальда-Хилькевича.

Последней картиной, в которой снялся Игорь Старыгин, стала «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Через тридцать лет после феноменального успеха «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» режиссер вновь обратился к тем же актерам. Все четверо встретились на съемочной площадке. Уже не такие молодые, но зато более умудренные опытом. Игорь Старыгин, снимаясь, был болен, но изо всех сил старался, чтобы никто не заметил его недомогание. Накануне работы над фильмом он как-то признался Юнгвальду-Хилькевичу, что страшно боится показаться зрителям немощным.

«Я переживаю, Георгий, — сказал мне Игорь.  — Вдруг зритель уже не узнает во мне того, любимого ими Арамиса… » А когда картина вышла на экран, позвонил Георгию Эмильевичу и, не скрывая слез, благодарил…

«Как только я увидел Игоря, сразу понял — вот это и есть Арамис»

- Да, Игорек первым из мушкетеров ушел из этого мира, — срывающимся голосом произнес по телефону Георгий Эмильевич.  — Но мы всегда будем помнить о нем — светлом, умном, талантливом человеке…

- Как-то вы признавались, что мушкетеры вам, как дети.

- Так оно и есть. Сначала они родились в моем воображении, а потом я стал подбирать актеров, которые соответствовали этой мечте. Годы и даже десятилетия показали, что я в своем выборе не ошибся. Мне удалось найти именно тех, кто сумел в течение 30 лет сохранить славу, почитание только потому, что абсолютно соответствовал романтическому образу Дон Кихота.

- Дон Кихота?!

- Сам Дюма писал, что по отдельности каждый из мушкетеров обладал всеми известными пороками, но, собираясь вместе, они становились настоящим Дон Кихотом. Если вы хотите представить себе Дон Кихота, то это сидящий на Росинанте молодой Д'Артаньян, едущий в Париж. Впрочем, Дон Кихотом мог быть и Атос, и Портос, и Арамис.

- Правда, что в отличие от других мушкетеров, роль Арамиса сразу была отдана Старыгину?

- На роль Арамиса пробовалось много народу. Когда утвердили Мишу Боярского, он меня спросил: «Вы не знаете такого актера — Старыгина?» Я, к своему стыду, не видел ни одной картины с его участием, хотя среди них была очень известная «Доживем до понедельника». Я пригласил Старыгина в Одессу на пробы. Помню, как только его увидел, совершенно отчетливо понял, что это настоящий Арамис! Я взял на себя ответственность и сразу сказал, чтобы с Игоря сняли мерки и начали шить костюмы. Когда в Госкино показывали его пробы, у него уже были готовы все наряды, вплоть до комплекта шляп. К счастью, наши коммунистические начальники любили Старыгина и сразу утвердили его. Скандала, как это было с Мишей Боярским или Леней Каневским, не произошло.

- Говорят, даже Ирина Алферова не сразу была утверждена.

- Да меня просто заставили ее снимать! Руководство сказало: «Если хотите, чтобы утвердили Боярского, берите Алферову… » А я в роли Констанции планировал снимать изумительную Женечку Симонову. Поэтому у меня по поводу Иры было раздражение, я не уделял ей достаточно внимания. Мне казалось, единственное, что может спасти образ Констанции, — это внешность Алферовой. Ее актерские данные оставляли желать лучшего… Впрочем, главными в картине все же были мужчины, и все потрясающе талантливы!

- К тому же красавцы!

- Знаете, что меня тут же сразило, как только я увидел Игоря Старыгина? Его светящиеся глаза! Голубые, яркие, пронзительные. Весь он был какой-то очень тоненький, с длинными пальцами. Откуда у мальчика из простой семьи было столько аристократизма?!

- Он признавался, что внешность и фигуру унаследовал от своего прадеда — церковного служащего.

- Может быть. Но вид у него был абсолютного француза. К тому же очень изысканного. Это меня поразило, потому что таких актеров советская власть просто изводила безработицей. Но Игорь, видимо, за счет своего обаяния, устраивал находившихся у власти чиновников. Они в нем видели представителя интеллигенции, белой армии. На съемках Игорь держался несколько особняком. По сути, он играл самого себя — эдакого красавчика себе на уме и потрясающего острослова. Помню, за меткие словечки, отпущенные Старыгиным в адрес его друзей, он получил прозвище Гюрза. А меня периодически бесило его нежелание учить текст. Он мог прийти на съемочную площадку, совершенно не зная своих слов, и начать импровизировать. Причем к тексту Дюма это не имело НИКАКОГО отношения!

«Как-то в один номер поселили всех мушкетеров и… Миледи — Маргариту Терехову»

- И все же о мушкетерской дружбе актеров Старыгина, Боярского, Смехова и Смирнитского ходили слухи!

- Они очень сдружились во время работы над фильмом. Это происходило на глазах у всей группы. Ребята даже жили иногда в одном гостиничном номере. Помню, произошла какая-то неразбериха с поселением, и в одном номере оказались все мушкетеры и… Миледи — Маргарита Терехова! Спали вповалку, но никаких непристойностей… Веня Смехов к началу съемок был главной звездой. Он играл в Театре на Таганке, и его знал весь Советский Союз! Дружба между ребятами началась во время работы над фильмом. Это была сплошная череда шуток, розыгрышей, невероятных историй. Мы просто наслаждались процессом. Помню, во время съемки первой дуэли мушкетеров с Д'Артаньяном Игорь постоянно называл Боярского Арамисом. Ну просто зациклился. Последний раз снимаем дубль, команда «Мотор», а Игорь снова: «Знаешь что, Арамис… » В общем, один момент так и вошел в картину…

После работы над «Мушкетерами» мы все стали друг другу как родственники. С годами отношения менялись, становились лучше, хуже, иногда мы обижались друг на друга, как это бывает в любой нормальной семье. Но всегда друг друга любили. Всегда…

- Иначе картина «на все времена» не получилась бы.

- Может, и так. На съемках «Возвращения мушкетеров… » наша дружба лишь усилилась. Все сразу согласились «вспомнить былое». Миша даже не спросил, сколько ему будут платить за съемочный день. Сказал, что его это не интересует. Игорь, правда, поинтересовался. Жизнь-то у него потруднее была, чем у остальных. К тому же Игорь заметно нервничал на съемках, боялся «запятнать» светлый образ юного Арамиса. Ведь, по большому счету, именно эта роль стала его «фирменной». Старыгин был привередливым парнем. Всегда выбирал фильмы, от многих предложений отказывался. А наш брат режиссер так устроен, что отказ для нас — унижение. Потом в разговорах друг с другом обычно обсуждаем актеров и составляем мнение о них. Со временем режиссеры вообще перестали приглашать Игоря в кино. Хотя все знали, что Старыгин — классный актер, очень точный, театральный. Одним словом, звезда…

- Вы поддерживали отношения с Игорем Владимировичем в перерывах между съемками?

- Конечно, перезванивались, обменивались новостями. А если собиралась вся компания мушкетеров, то обязательно с Владимиром Балоном. В первом фильме он играл Де Жюссака. Балон еще со времен съемок был у них, как мафиози, пахан. Игорь во всем с ним советовался. Балон был связующим звеном между ребятами.

- Говорят, во время съемок первых «Мушкетеров» во Львове именно у Балона собирались за «чашкой чая» актеры.

- Да, обычно всех мушкетеров можно было найти в комнате Балона. Там они и развлекались, и водку пили. Кстати, во время съемок последней картины не пили вовсе. Совершенно. Работа при капитализме — совсем другое «кино»… Хотя и во время первых «Мушкетеров» особых запоев не было. Это все, знаете, домыслы. Да, пили, но не за счет съемок. Гуляли только в простойные дни. Правда, когда работа уже подходила к концу, начали крепко выпивать. Но это, так сказать, с горя, что близок финал. Там уж были и слезы, и пьянки, и все на свете…

«На съемках «Возвращения мушкетеров… » Старыгин потерял сознание, но отложить работу не согласился»

- Именно Игоря Старыгина называют главным сердцеедом среди актеров-мушкетеров.

- У Арамиса ВСЮ жизнь была одна женщина — Камилла де Буа Треси. Именно ей принадлежало сердце мушкетера. Так было и в жизни самого Старыгина. Он много раз сходился и расходился со своей Катей и в конце концов умер у нее на руках. Если бы не она, Игорь ушел бы значительно раньше… Катя много сделала для того, чтобы Игорь выглядел таким, каким мы привыкли его видеть. Он был давно болен, но держался великолепно! Всегда отлично одет, с большим вкусом.

- Помните, когда последний раз виделись с Игорем Владимировичем?

- На 30-летии выхода «Мушкетеров». Были какие-то съемки, нас собрали вместе с мушкетерами на студии, чествовали. Потом мы летали на кинорынок в Сочи. И Игорь был с Катей. Чувствовалось, что ему плохо, но он изо всех сил старался этого не показывать. Катя его особо не пускала на всякие мероприятия. Знаете, Игорь не производил удручающее впечатление. Он был полон юмора, желания повеселиться, выпить…

- Правда, что Игорю Владимировичу на съемках «Возвращения мушкетеров» приходилось вызывать «скорую»?

- Однажды он потерял сознание. Прямо на съемках. Я предложил отложить работу, но Игорь ни в какую не соглашался. Он слишком долго ждал возможности вновь поработать в кино. Хотя ему трудно было скакать на лошади, бегать — сильно болели ноги… Игорь ведь себя уже давно плохо чувствовал. У него была ужасная болезнь — общий тромбоз. Старыгин весь буквально изрезан, его часто ложили в больницу, доставали вены, чистили, ставили фильтр, шунты. Из-за этого ему и не смогли помочь, когда случился инсульт. На нем ведь живого места не было! Везде стояли шунты… Я пытался поговорить с Катей, когда Игоря забрали в больницу. Сам он был уже неадекватен. Но Катя отключила все телефоны, рядом с ней был только Миша Боярский… Помню лишь, как Миша с огромной печалью сказал мне: «Это все безнадежно… »

- Актеры — люди суеверные. А вы в начале фильма убиваете всех мушкетеров…

- Я из-за этого и не хотел снимать картину, пока не придумал интересный ход. В начале фильма мушкетеры умирают, но я их сразу оживляю… И до конца ленты они живы, здоровы, лучше и сильнее остальных! Так что совесть меня не терзает. Слава Богу, после съемок прошел год, ни с кем не произошло никаких неприятностей. Ах, Игорек-Игорек… Он любил говорить, что я еще при их жизни всем поставил памятник…