Один из четверки отважных яхтсменов — режиссер Михаил Ильенко, который планирует снять в Антарктиде кадры для своего нового художественного фильма
В минувший вторник в кругосветное плавание на маленькой — длиной всего 9,2 метра — яхте «Купава» отправился экипаж Киевского крейсерского яхт-клуба во главе с 59-летним капитаном Юрием Бондарем. Журналисты «ФАКТОВ» участвовали в проводах экспедиции.
- Отправиться в кругосветное плавание мне, да и кинорежиссеру Михаилу Ильенко помог кризис: я потерял работу в сельскохозяйственной фирме, где занимал руководящую должность, а у Михаила приостановилось финансирование киноленты, которую он снимает, — рассказал «ФАКТАМ» самый младший участник команды помощник капитана 41-летний Андрей Зубенко. — Я благодарен своей семье, прежде всего супруге, отпустившей меня в путешествие, которое продлится не менее года. Буду выполнять обязанности штурмана и связиста, ну и, конечно же, нести вахты. Кстати, на борту восемь радиостанций, так что, думаю, с любой точки планеты мы сможем связаться с радистом в Киеве.
- Я тоже признателен жене и дочери, давшим добро на столь долгую разлуку, — добавил 62-летний кинорежиссер Михаил Ильенко. — Капитан «Купавы» Юрий Бондарь, с которым я знаком много лет, предложил отправиться в плавание, чтобы снять о кругосветке документальный фильм.
В Южном полушарии сейчас поздняя весна — лето начнется в декабре. Это позволит погостить у наших полярников в Антарктиде, на научной станции «Академик Вернадский». Там я хочу снять кадры для своей новой художественной ленты об украинце Иване Доценко. Он попал в сталинские лагеря на Дальнем Востоке, сумел бежать, перебрался в Америку и стал вождем племени индейцев.
На шестом континенте сниму эпизоды, которые в фильме проходят на Чукотке и Аляске. Взял для этого необходимые костюмы: старую-престарую шинельку и заношенную шапку-ушанку.
Роль Доценко в фильме исполняет актер Дмитрий Линартович. В Антарктиде его дублером станет помощник капитана «Купавы» Андрей Зубенко. А крупные планы, на которых будет видно лицо актера, доснимем в Украине. Кроме того, везу на антарктическую станцию около ста фильмов — проведу там первый в истории Ледового континента кинофестиваль. Вернуться в Украину планирую в марте.
К слову, парусным спортом я увлекся 42 года назад благодаря моему брату и коллеге Юрию Ильенко. Но дальше Черного моря пока не ходил. Еще в советские годы купил в рассрочку яхту, построенную в Ленинграде. Тогда она стоила примерно столько, сколько автомобиль «Москвич».
Руководитель экспедиции и капитан «Купавы» Юрий Бондарь оказался человеком немногословным. Рассказал, что профессионально занимается конструированием яхт. Сделанная из дерева «Купава» — его детище, спущена на воду четверть века назад.
- Я в ней уверен, как в себе, — заявил Юрий Васильевич. — На немного большей, чем «Купава», яхте я уже пересекал Атлантический океан в 1992 году. То плавание, в котором я тоже был капитаном, посвящалось 500-летию открытия Колумбом Америки.
Самому старшему участнику экспедиции Валерию Деймонтовичу уже 72 года. Он работающий пенсионер, научный сотрудник Института материаловедения Национальной Академии наук Украины.
- На борту есть икона покровителя путешественников святого Николая Чудотворца, — вступает в разговор Валерий Деймонтович. — Пойдемте, покажу нашу яхту. Она, как видите, небольшая, но четыре койки в каюте все же уместить удалось.
Посредине каюты узенький, как лавка, стол. Стульев нет — их поставить негде, так что сидеть свободным от вахты мореплавателям придется на койках. А вот газовая плита — с двумя конфорками. Она установлена на особых подвижных креплениях, благодаря которым во время качки всегда остается в горизонтальном положении — содержимое кастрюль не выплеснется даже в шторм.
«Купава» оснащена солнечными батареями и небольшой ветроэлектростанцией.
Большую часть маршрута нам предстоит пройти под парусами. Но в портах и таких местах, как, например, пролив Гибралтар, отделяющий Европу от Африки, придется использовать мотор — это предусмотрено международными правилами безопасности мореплавания. Так что взяли с собой запас солярки, на которой к тому же работает и бортовая печка. Есть туалет, в котором используется химический порошок. Но он, как и двигатель, понадобится в портах, а в открытом океане такой туалет ни к чему — нужду можно справлять за борт.
- А как мыться, стирать одежду посреди морей и океанов?
- В хорошую погоду будем привязываться к страховочной веревке, прыгать в воду и там мыться, стирать. Но это станет возможным, когда доберемся до мест, где сейчас тепло. А до того придется ждать заходов в порты. Там же станем пополнять запасы воды и продуктов.
- Сколько их необходимо, чтобы, скажем, пересечь Атлантику?
- Надеюсь, больше месяца этот переход не займет. Пресной воды берем из расчета десять литров на четверых в сутки. Среди запаса продуктов 37 килограммов сала, много чеснока и лука. Набрали тушенки, макарон, меда. Украинскую горилку взяли для угощения гостей. Кстати, ученые Национального ботанического сада НАН Украины имени Фомина подарили нам две живые елочки, посаженные в ведра, ведь Новый год нам предстоит встречать посреди океана.
- Кто оплачивает ваш кругосветный поход?
- Спонсора у нас нет, государство о помощи не просили, так что привлечены наши личные деньги и средства наших друзей, — отвечает помощник капитана Андрей Зубенко. — Огромное им за это спасибо. А о какой сумме идет речь, говорить не хотелось бы.
Понимаем, что одним из самых сложных этапов плавания станет мыс Горн — выход из Атлантического океана в Тихий вдоль южной оконечности Латинской Америки. Дело в том, что яхтсмены если и решаются пройти через те места, отличающиеся суровым климатом, то идут из Тихого океана в Атлантику. Тогда ветра и течения для них попутные. А мы направимся против ветров и течений!
По нашим сведениям, на таких маленьких яхтах, как «Купава», этот маршрут еще никто не проходил. Если справимся с задачей, направимся к островам Робинзона Крузо, Пасхи, затем — к Австралии. Останется «махнуть» к мысу Доброй Надежды, обогнуть Африку, а там уж до Киева рукой подать (улыбается). Маршрут составлен так, чтобы и близко не подходить к районам, в которых существует опасность попасть в руки пиратов.
Чтобы благополучно вернуться, экипаж спустил на воду Днепра символический огонек родного дома — горящую свечу. А члены яхт-клуба вручили мореплавателям герметически закрытую банку с воздухом Отечества и надписью «При ностальгии вскрыть». Экспедиция доставит больше ста книг на украинском языке на научную станцию в Антарктиде. В подарке есть только что изданные мемуары киевлянина Виталия Петущака, который с женой Натальей на собственной яхте «Лелiтка» (названа в честь героини одного из стихотворений Леси Украинки) обогнули земной шар. Их экспедиция проходила в 1990-е, продолжалась четыре года.
А если серьезно, желаю вам крепкого здоровья (в океане лечить будет некому) и успешно выполнить все, что наметили.
Кстати, жизнь каждого из участников плавания застрахована на сто тысяч гривен.
- На сегодняшний день уже три команды украинских путешественников обошли на яхтах вокруг Земли, — сообщил один из основателей Киевского крейсерского яхт-клуба Дмитрий Бирюкович. — Ныне сразу две команды наших яхтсменов совершают кругосветные плавания. Киевляне на «Купаве» идут с востока на запад. В противоположном им направлении движется 12-метровый парусник «Иваноис» с тремя одесситами под началом капитана Станислава Тризны. Как сообщалось ранее, бюджет их экспедиции составляет 333 тысячи гривен. Старт состоялся в августе.