Культура та мистецтво

Ученым удалось восстановить облик усыпальницы князя Константина Острожского (фото)

8:00 — 30 травня 2017 eye 2282

Надгробный памятник изготовят в натуральную величину — высотой с двухэтажный дом — и поместят на прежнее место в Успенском соборе Киево-Печерской лавры

Построенный без малого 950 лет назад Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван во время гитлеровской оккупации Киева осенью 1941 года (до сих пор историки спорят, кто уничтожил национальную святыню — советские диверсанты или фашисты). После провозглашения независимости Украины храм отстроили заново. Хотя его освящение состоялось 17 лет назад, до сих пор определенная часть работ не выполнена. Одна из самых дорогостоящих — воссоздание величественного мраморного надгробия князя Константина Острожского (1460—1530 годы). Эта задача уже выполняется при поддержке посольств Литвы, специалистов из Польши, а также меценатов. Группа скульпторов при помощи ученых-историков сумела до мельчайших деталей восстановить облик надгробного памятника и уже сделала его уменьшенную копию. Работу решили продемонстрировать общественности на выставке, посвященной семье князей Острожских, открывшейся на прошлой неделе в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. Кстати, среди гостей, пришедших на открытие выставки, был первый президент Украины Леонид Кравчук, которому недавно провели стентирование сосудов сердца.

«Надгробие, установленное по заказу княжеского сына, простояло 360 лет»

— Я возглавлял коллектив специалистов, разработавших в конце 1990-х проект восстановления Успенского собора, — рассказал «ФАКТАМ» на открытии выставки «Князья Острожские: европейское измерение украинской истории» кандидат технических наук Анатолий Антонюк. — Этот храм был возведен во времена Киевской Руси в 1078 году. В последующие века его неоднократно перестраивали, поэтому перед нами встал вопрос — в каком виде восстанавливать собор. Решили отстроить его таким, каким он был в XVIII веке. Частью утвержденного проекта стало восстановление усыпальницы князя Константина Острожского, которая находилась внутри Успенского собора (слева от центрального входа). Когда в 2000 году на День независимости Украины состоялось освящение отстроенного храма, была выполнена только первая часть проекта — возведено здание собора. Начавшаяся затем роспись интерьеров продолжается по сей день. Ничего страшного я в этом не вижу: уж очень большие площади стен нужно расписать художникам.


*Успенский собор Киево-Печерской лавры

А вот воссоздание мраморного надгробия князя Острожского то и дело откладывали, поскольку на это требовалось много денег. Когда началась путинская агрессия, общественность поставила вопрос так: Острожский внес неоценимый вклад в защиту Восточной Европы от экспансии Московского княжества. Сейчас самое время напомнить о его славных делах. Показательно, что в бытность Российской империи надгробие князя в Успенском соборе было закрыто деревянным щитом — власти стремились, чтобы народ забыл Острожского. Имя князя замалчивалось или же его упоминали только как церковного деятеля. В действительности он занимался не только делами религиозными. Острожский был одним из крупнейших политиков и полководцев своего времени. В 1514 году под Оршей войска, которыми он командовал (они состояли из литовских, польских, украинских и белорусских полков), нанесли сокрушительное поражение московским захватчикам.


*Константин Острожский

— В конце 2014 года был создан общественный комитет по воссозданию надгробия Константина Острожского, — рассказал нам генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Любомир Михайлина. — Сохранились фотографии (сделанные в 1930-е годы), старинные гравюры и рисунки этого поражающего великолепием памятника, его описания, но все равно специалисты устраивали настоящие научные баталии, дискутируя над тем, каким он был. Ездили в научные экспедиции в Литву и Польшу, чтобы изучить подобные надгробия в костелах этих стран. Вначале работу финансировал только благотворительный фонд политика Николая Томенко «Рідна країна», затем подключился литовский меценат Робертас Габулас.

— Я потратил свои личные 25 тысяч евро на создание трех макетов надгробия для Украины, Литвы и Польши, — говорит глава Фонда «Корона князей Острожских» Робертас Габулас. — Деньги на продолжение проекта есть — правительство Литвы выделило на него 42 тысячи евро. Следующим этапом станет изготовление надгробия в натуральную величину из гипса. Оно очень большое: высота семь с половиной метров, ширина — пять (как двухэтажный дом). После этого сделаем памятник из мрамора (скорее всего, итальянского) и разместим в Успенском соборе. Воссозданием надгробия занимаются трое скульпторов: мой земляк Арунас Сакалаускас и двое украинцев — Борис Крылов и Олесь Сидорук.

— Надгробие Острожского простояло 360 лет, за это время оно пережило пожар, подвергалось различных переделкам, — говорит скульптор Борис Крылов. — Мы с историками стремились сделать этот памятник таким, каким он был изначально. Собственно, поэтому и возникали споры (порой жаркие) чуть ли не о каждой детали.

— Константин Острожский завещал, чтобы его похоронили в Киево-Печерской лавре, одним из наибольших меценатов которой он был, — говорит куратор выставки Ирина Шульц. — Кстати, в Дальних пещерах Лавры покоятся мощи его деда преподобного Федора Острожского. Константин Иванович скончался в 1530 году. Его похоронили в главном храме Лавры — Успенском соборе, в котором покоился прах нескольких князей времен Киевской Руси. Роскошное надгробие над могилой Константина Острожского было установлено через 39 лет после его смерти по заказу сына Василия-Константина. Автором этого произведения является мастер Себастьян Чесек.


*Скульпторам предстоит на основе этого макета сделать надгробный памятник князю Острожскому в натуральную величину — высотой семь с половиной и шириной пять метров. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»


*Слева направо: меценат Робертас Габулас, первый президент Украины Леонид Кравчук, посол Литвы Марюс Януконис, скульпторы Борис Крылов и Олесь Сидорук сфотографировались на открытии выставки возле макета надгробия князя. Фото предоставлено Борисом Крыловым

«На выставке представлена бесценная реликвия — личная печать князя»

Один из центральных экспонатов выставки — копия картины «Битва под Оршей». На ней изображено, как армия Великого княжества Литовского, значительную часть которого составляли украинские и белорусские полки, под началом Константина Острожского разгромила войско Московского царства в 1514 году. К тому времени война с Московией шла с небольшими перерывами уже тринадцатый год.

— Противоборствующие армии остановились друг против друга по разные стороны Днепра, — говорит известный специалист по геральдике заслуженный художник Украины Олекса Руденко. — Князь Острожский был опытнейшим полководцем. Сумел незаметно для противника переправить ночью на вражеский берег большие силы. А под утро полки ударили по неприятелю, для которого это стало полнейшей неожиданностью и обернулось настоящей катастрофой: погибло более 30 тысяч московских ратников, тогда как потери войска Острожского составили четыре тысячи человек. В плен попали один из предводителей армии Московии Иван Челядин (он затем пробыл в неволе 37 лет, а когда наконец вернулся в Московию, постригся в монахи) и Михаил Булгаков-Голица (будущий основатель рода Голицыных). Сейчас рассматривается предложение о том, чтобы в честь славной победы под Оршей назвать литовско-польско-украинскую бригаду именем Константина Острожского (об этом на церемонии открытия выставки сообщил посол Литвы Марюс Януконис. — Авт.).

Полотно «Битва под Оршей» было написано примерно через 15 лет после этого сражения. Автор неизвестен. Мы знаем лишь, что он был учеником немецкого живописца и графика Лукаса Кранаха Старшего. Князь Острожский показан на картине… трижды. Это объясняется тем, что на ней представлены несколько эпизодов битвы — получился своего рода пазл. В одном эпизоде мы видим, как князь командует переправой через Днепр, в другом — отдает приказ тяжелой кавалерии атаковать, в третьем — сам участвует в атаке, причем рядом с ним находится знаменосец с личным флагом Острожского.

«ФАКТЫ» писали, что я участвую в создании новой военной формы и символики украинской армии. Так вот, в качестве эмблемы танковых войск наш творческий коллектив избрал металлическую перчатку князя Острожского, в которой зажат его жезл.

Картина «Битва под Оршей» хранится в Варшавской художественной галерее. На нашей выставке представлена ее цифровая копия, сделанная польскими коллегами. Также здесь демонстрируются доспехи и оружие европейских воинов первой половины XVI века.

Экспонируется и бесценная реликвия — личная печать Константина Острожского (ее предоставил Музей семьи Шереметьевых). Кстати, Константин Иванович имел королевскую привилегию — ставил оттиски своей печати на воск красного цвета. Ведь Острожский был одним из самых богатых и влиятельных людей своего времени, владел огромными земельными наделами. Современники называли князя некоронованным королем.

Его сын Василий-Константин прославился тем, что открыл первую на территории Украины типографию, в которой работал выдающийся книгопечатник Иван Федоров. На выставке представлена знаменитая «Острожская Библия» (первый полный текст Святого Писания на церковнославянском языке) и несколько других книг, изданных Федоровым в типографии Острожского.