Політика

Юрий Фельштинский: «Для Путина Флинн, получивший от России деньги, — завербованный агент, которого теперь следует использовать»

15:55 — 29 травня 2017 eye 804

Бывший советник президента США Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн получил от России 530 тысяч долларов через посредника — турецкого бизнесмена Экима Алптекина. Об этом в эксклюзивном материале для издания «ГОРДОН» написал российско-американский историк, автор книг «ФСБ взрывает Россию» и «Корпорация: Россия и КГБ во времена президента Путина» Юрий Фельштинский. «ФАКТЫ» предлагают читателям фрагменты его расследования.


*Юрий Фельштинский

«В Москве на праздновании юбилея Russia Today Флинн сидел за одним столом с Путиным»

…Все началось в апреле 2014 года, когда генерал Флинн, на тот момент глава Разведывательного управления Министерства обороны США, потерял работу, пробыв в должности менее двух лет. В октябре 2014 года он открыл свою консультационную фирму.

«…В октябрьском интервью мистер Флинн дал только смутное описание своей фирмы. Он сказал, что работает с клиентами из Японии и Ближнего Востока», — писала о бизнесе Флинна The New York Times.

И тогда на помощь пришел новый работодатель: Российская Федерация. Начиная с августа 2015 года, Флинн получает зарплату 11 тысяч 250 долларов в месяц. Правда, это требовало некоторой изобретательности со стороны нанимателя.

Так, в августе 2015 года Флинн получил 11 тысяч 250 долларов от российской грузовой авиакомпании «Волга-Днепр», в сентябре 2015 года ровно такую же сумму ему выплачивает Kaspersky Government Security Solutions Inc., американская дочерняя компания «Лаборатории Касперского», российского предприятия в сфере кибербезопасности. Примечательно, что среди россиян «Лаборатория Касперского» пользуется репутацией фирмы, тесно связанной с ФСБ. Но Флинн не россиянин, он — американский генерал и, возможно, был не в курсе. Идентичные платежи в формате зарплаты по 11 тысяч 250 долларов в месяц продолжали поступать Флинну в октябре, ноябре и декабре 2015 года; в общей сложности 33 тысячи 750 долларов за три месяца. Эти деньги Флинн формально получил после поездки в Москву на несколько дней в декабре 2015 года как гонорар за интервью российскому пропагандистскому каналу Russia Today (RT). В Москве же он участвовал в праздновании 10-летнего юбилея RT, где — как было показано всему миру — сидел за одним столом с президентом России Владимиром Путиным.


*Майкл Флинн и Владимир Путин на банкете по случаю 10-летия пропагандистского канала Russia Today. Фото EPA/UPG

Не будем морализировать, допустимо ли участие американского генерала в праздновании юбилея российского правительственного канала, занимавшегося ровно 10 лет антиамериканской пропагандой и только что проведшего на наших глазах воинственную антиукраинскую кампанию, послужившую пропагандистским прикрытием российского вторжения в Украину в 2014 году и оккупации части территории Украины, неприкосновенность границ которой Россия и США гарантировали, подписав Будапештский меморандум 1994 года. Если можно взять 11 тысяч 250 долларов у Касперского, по той же логике можно взять октябрьско-декабрьскую зарплату у RT. Январскую 2016 года зарплату (11 тысяч 250 долларов) пришлось отдать агентству Leading Authorities, формально организовавшему выступление Флинна в Москве. Правда, Флинну оплатили два билета в Москву в бизнес-классе (ему и его сыну), плюс гостиница «Метрополь» в Москве, плюс всякие мелочи типа экскурсий и билетов в театр.

Газеты долго пестрели сенсациями о полученных Флинном от стратегического врага США от 56 250 долларов до 67 500 долларов — в зависимости от того, как считать. На этом фоне еще большей сенсацией прозвучала информация о том, что Флинн — агент турецкого правительства и получил за свою лоббистскую деятельность в 2016 году 530 тысяч долларов.

В шпионском фильме-детективе «Четвертый протокол» (The Fourth Protocol) сотрудник британской разведки передает (из лучших побуждений) секретные документы коллеге из Южной Африки, не подозревая, что тот работает на СССР. Я не знаю, станет ли для генерала Флинна неожиданностью новость о том, что полученные им от турецкого бизнесмена Экима Алптекина деньги за лоббирование турецких интересов были деньгами России и являлись авансом Флинну за проведение им в будущем пророссийской политики на должности советника по национальной безопасности при президенте США Дональде Трампе, а лоббирование в пользу Турции было лишь прикрытием, маскировкой, призванной отвлечь внимание американской общественности и правоохранительных органов от сомнительной или даже преступной деятельности Флинна.

«Агенту надо платить. Можно платить регулярно небольшие суммы под видом гонораров за выступления»

Сомнений быть не может: с точки зрения полковника ФСБ Путина, ставшего в 2000 году президентом России, американский разведчик, генерал, получающий от российского государства деньги, является его агентом. Не имеет при этом никакого значения, что об этом думает получающий деньги от Путина генерал… Для Путина Флинн, получивший от России деньги, — завербованный агент, которого теперь следует использовать.

Агенту надо платить. Можно платить регулярно небольшие суммы под видом гонораров за выступления. Можно вызвать в Москву и заплатить за интервью RT 45 тысяч долларов. Но как заплатить будущему советнику президента США по национальной безопасности за будущую агентурную деятельность большие деньги, совсем большие, сотни тысяч, чтобы это не вызвало подозрений?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к первому официальному платежу генерала Флинна в 11 250 долларов, полученному в августе 2015 года от российской авиакомпании «Волга-Днепр», и отступить в далекий 1990 год, когда российский Ульяновский авиационный завод (сейчас — «Авиастар»), расположенный в Ульяновске, стал учредителем авиакомпании «Волга-Днепр», эксплуатирующей тяжелогрузные самолеты «Руслан» (Ан-124). Именно эта компания, зарегистрированная в США как Volga Dnepr Unique AirCargo, входящая в группу компании? «Волга-Днепр», оплатила летом 2015 года участие Флинна в конференции по вопросам логистики и безопасности в странах Ближнего Востока и Африки в Вашингтоне, выдав Флинну первые 11 тысяч 250 долларов.

За 11 лет до этого, в 2004 году, голландец Роэл Пипер и россиянин Даниил Каждан начали создавать в Европе инвестиционные фонды «Европейского исследовательского центра технологии и инвестиций» (сокращенно ETIRC). Президентом иностранных ETIRC’ов был Пипер.

В России тогда же Кажданом была учреждена компания «ЕТИРК Холдинг Рус», существующая и поныне, но под другим регистрационным номером. Свой первый ETIRC Каждан обанкротил в 2013 году. Кстати, Каждан был более известен как Даниэль Болотин, о котором часто писали российская и иностранная пресса как о предпринимателе и изобретателе.

Согласно официальному описанию агентства Bloomberg, «ETIRC B.V. предлагает удаленные технологические решения, а также поддержку и сервисное обслуживание, используя сеть разработчиков и программистов в России. Оказывает услуги в области программного обеспечения, аутсорсинга, телекоммуникаций, авиакосмической промышленности… А также такие услуги, как усовершенствование структуры капитала, создание планов реструктуризации и рекапитализации, слияния и поглощения, первичное размещение на фондовом рынке (IPO) бумаг российских, турецких и восточноевропейских государственных, корпоративных, финансовых институций и т. д.».

Кроме Голландии, ETIRC были зарегистрированы в Бельгии и Люксембурге. В дополнение к этому в 2005 году «EТИРК Холдинг Рус» (т.е. Даниил Каждан) и Даниил Каждан (как частное лицо) учредили АО «СТК Развитие». Эта компания существует по сей день. Среди ее клиентов — «Газпром», «Транснефть», «Банк Москвы», «Альфа-Банк», «Ростелеком», РЖД, «Мосэнерго», «Ингосстрах», ФТС России, «Роснефть», ФАС России и многие, многие другие организации. Проще перечислить тех, кто не является клиентом предприимчивого Каждана…

В 2004 году Каждан регистрирует еще одну компанию: ЗАО «ЕТИРК Авиэйшн Рус»… Одновременно Пипер и Каждан зарегистрировали авиационную компанию в Люксембурге ETIRC Aviation. Как следовало из названий обеих компаний, специализироваться они должны были на самолетостроении.

«Пипер и Каждан извлекли максимальную выгоду из возможности использовать имя Билла Гейтса в связи со своим проектом»

Здесь приходится сделать очередное отступление. В 1998 году бывший менеджер Microsoft Верн Рабурн, пришедший в Microsoft в 18-летнем возрасте, основал компанию Esclipse Aviation, мажоритарным акционером которой, если верить «Википедии», стал основатель Microsoft Билл Гейтс. У компании не очень хорошо шли дела, но она все-таки производила легкие реактивные самолеты марки Eclipse-500 в Нью-Мехико и существовала, как будет показано ниже, до 2008 года, пока не была обанкрочена Алптекином, Пипером и Кажданом.

Следует отметить, что Пипер и Каждан извлекли максимальную выгоду из возможности использовать имя Гейтса в связи со своим проектом, к которому Билл Гейтс на самом деле не имел никакого отношения: 12 лет назад в России самолет рекламировался именно как… «самолет Билла Гейтса».

…Но коллегами Пипер и Гейтс, конечно же, никогда не были.

Между тем 3 марта 2005 года стало известно о подписании Внешэкономбанком (ВЭБ) России меморандума с компаниями Eclipse Aviation Eastern Europe (Люксембург) и «Эклипс Авиэйшн Рус» (Россия). В соответствии с документом, ВЭБ намеревался инвестировать средства в производство самолета Eclipse-500, разрабатываемого компанией Eclipse Aviation Eastern Europe, на территории России. Конкретные цифры запланированного финансирования были раскрыты ВЭБом только в 2008 году. Пипер оценивал проект в 300 миллионов долларов, но у ВЭБа просил только треть. ВЭБ выразил готовность выдать кредит в 330 миллионов долларов.

Важное уточнение: подписание меморандума между ВЭБом России, с одной стороны, и Кажданом и Пипером — с другой, было аферой. Люксембургской компании Eclipse Aviation Eastern Europe, от имени которой меморандум подписывал Пипер, и российской компании «Эклипс Авиэйшн Рус» (от ее имени визировал Каждан), судя по всему, не существовало. Никаких самолетов подписавшие меморандум Каждан и Пипер в тот момент не производили. Самолеты Eclipse-500 производились в США американской компанией Eclipse Aviation, к которой Пипер и Каждан не имели отношения (они были лишь дилерами по продаже этих самолетов в Восточной Европе). Тем не менее, уже имея на руках меморандум

ВЭБа о согласии дать заем на производство самолетов в России, Пипер как президент ETIRC объявил о намерении открыть производство Esclipse-500 в Ульяновске, на авиационном заводе «Авиастар», том самом, который являлся партнером компании «Волга-Днепр», выплатившей генералу Флинну первые 11 тысяч 250 долларов.

В июне 2005 года Каждан приехал для ведения переговоров в Ульяновск. 14 июня 2005 года сайт губернатора Ульяновской области сообщил: «После ознакомления с уникальными производственными мощностями ЗАО «Авиастар-СП» участники делегации (аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин и представитель ETIRC Даниил Каждан (Бельгия) и первые лица области заключили предварительную договоренность о сотрудничестве.

Цель — разместить на «Авиастаре» линию по сборке современного малогабаритного самолета Eclipse-500″.

Каждан обещал вложить в производство не меньше 80 миллионов долларов. Но переоборудование площадей на «Авиастаре», которое по подписанному ранее соглашению должно было начаться в сентябре 2005 года, так и не началось.

1 ноября 2005 года RBC Daily сообщил, что Пипер и Каждан решили производить самолеты не в Ульяновске, а в Воронеже, в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). Трехстороннее соглашение между Eclipse Aviation Eastern Europe, Воронежской областной администрацией и ВЭБом планировалось подписать 31 октября. Однако «по инициативе люксембургской стороны» было «перенесено на середину ноября». При этом в пресс-службе ВЭБа на запрос RBC Daily сообщили, что о сроках подписания контракта в банке вообще ничего не знают. Получить официальный комментарий в российском представительстве Eclipse Aviation Eastern Europe журналистам в те дни также не удалось. Что неудивительно, так как ни самой компании, ни ее представительства, похоже, не существовало.

9 мая 2006 года турецкая газета Bigpara. hurriyet сообщила, что владельцем ETIRC является турецкий бизнесмен Эким Алптекин, тот самый, который в 2016 году выплатил генералу Флинну 530 тысяч долларов. В беседе с Исааком Арнсдорфом, американским журналистом, автором статьи «Турецкое лоббирование Майкла Флинна связано с Россией», опубликованной в журнале Politico 25 апреля 2017 года, Алптекин сообщил, что это были его личные деньги и что деятельностью, относящейся к лоббированию турецких интересов, Алптекин не занимается: «он нанял Флинна на свои средства» и «не координировал какие-либо лоббистские усилия для турецкого правительства», — писал Арнсдорф. Алптекин также сообщил Арнсдорфу, что, начиная с 2006 года, являлся партнером в инвестиционной группе ETIRC и купил долю в компании Eclipse Aviation, производившей в Нью-Мексико реактивные самолеты Eclipse-500. Как будет показано ниже, доля эта была куплена существенно позже, уже после получения Алптекиным и его партнерами российского кредита в 150 миллионов долларов, выданного «Связь-банком».

Именно после вступления Алптекина в бизнес Пипера — Каждана с производством самолета Eclipse-500 стали происходить поистине фантастические истории. В декабре 2007 года российский «Связь-банк» выдал компании Пипера — Каждана ETRIC Aviation, принадлежавшей инвестиционной группе ETRIC, совладельцем которой был теперь Алптекин, кредит в 150 миллионов долларов.

А 14 января 2008 года американская компания Eclipse Aviation официально сообщила, что «она планирует расширить свое сотрудничество с ETIRC Aviation. Соглашение между сторонами включает в себя инвестиции ценными бумагами со стороны ETIRC в Eclipse на сумму более 100 миллионов долларов. […] По новым договоренностям ETIRC распространит дистрибуцию и сервисное обслуживание на Западную Европу и Соединенное Королевство. В результате ETIRC станет эксклюзивным партнером Eclipse более чем в 60 странах. […] Продолжаются переговоры о географическом расположении производства. Город Ульяновск в России представляется наиболее вероятным кандидатом в данный момент. […] Штаб-квартира ETIRC Aviation расположена в Люксембурге, с офисами в Москве, Стамбуле и на Кипре».

«Степашин, возглавлявший в тот момент Счетную палату, был „несостоявшимся“ Владимиром Путиным»

16 января 2008 года газета «Ведомости» со ссылкой на Financial Times сообщила, что люксембургский ETIRC, возглавляемый голландцем Пипером, приобрел крупный пакет акций американской авиастроительной компании Eclipse Aviation и планирует частично перенести сборку самолетов в Россию, скорее всего, в Ульяновск. Предполагалось, что сборочные работы в России могли начаться уже к концу 2009 года.

В феврале 2008 года в Ульяновске состоялась церемония закладки первого предприятия по производству самолетов Eclipse-500. В церемонии приняли участие Верн Рабурн, который был назван президентом ETIRC Aviation, глава Счетной палаты Сергей Степашин и другие официальные лица… Степашин пообещал взять этот проект под «личный контроль». «Это же современный инновационный проект! Это ноу-хау, сделанное коллегами Гейтса — нашими нынешними американскими и голландскими партнерами», — цитировал Степашина «Промышленный еженедельник».

Несколько слов о руководителе Счетной палаты Сергее Степашине. В 2010 году газета «Ведомости» сообщила, что именно Степашин «продвигал» проект Каждана — Пипера — Алптекина в России. Степашин, возглавлявший в тот момент Счетную палату, был «несостоявшимся» Владимиром Путиным. Он возглавлял ФСБ РФ в 1994—1995 годах (Путин возглавлял ФСБ в 1998—1999 годах), он начинал Первую чеченскую войну в 1994—1995 годах (Путин начинал Вторую чеченскую войну в 1999 году), Степашин был премьер-министром России до Путина и был сменен Путиным в августе 1999 года. Наконец, он должен был стать преемником Бориса Ельцина на посту президента России, но по стечению обстоятельств президентом стал Путин.

В июне 2008 года Межведомственная конкурсная комиссия при поддержке Степашина одобрила создание в Ульяновске особой экономической зоны. Интерес к участию в зоне проявляли авиакомпании «Волга-Днепр», «Авиастар» и ETIRC Aviation. В июне 2008 года Пипер сообщил, что общая стоимость авиационного проекта составит 300 миллионов долларов, из них 100 миллионов долларов компания ETIRC Aviation планирует в дополнение к уже полученному кредиту «Связь-банка» занять у ВЭБа, который сообщил о готовности инвестировать в ульяновский авиазавод 330 миллионов долларов. Однако из-за начавшегося в сентябре 2008 года мирового финансового кризиса ВЭБ вскоре отказался от участия в этой сделке.

В июле 2008 года основатель CEO Eclipse Aviation Рабурн был отправлен в отставку, его место занял Пипер, ставший председателем совета директоров и президентом.

А через пару месяцев Пипер и его партнеры начали процедуру банкротства Eclipse Aviation. В январе 2009 года суд разрешил распродажу активов компании. В том же году группа инвесторов, включавшая Экима Алптекина, на базе купленных активов Eclipse Aviation создала турецкую компанию EA Aerospace, владельцем которой считался Эким Алптекин, причем в Linkedin Алптекин указывал о себе, что является президентом компании с 2008 года.

Переоформление бумаг было закончено к концу 2010 года. В декабре 2010 года турецкая Hurriyet сообщала, что Алптекин, купивший ранее с двумя своими партнерами обанкротившуюся Eclipse Aviation, намерен перенести производство самолетов из США в Турцию. «Мы купили компанию, инвестиционная ценность которой составляет 1,5 миллиарда долларов, всего за 100 миллионов долларов. Наш следующий шаг — сделать Турцию главной базой для производства самолетов», — заявил Алптекин в интервью турецкой прессе.

Примитивный арифметический подсчет показывает, что если из полученных группой Алптекина 150 миллионов долларов за Eclipse Aviation было заплачено 100 миллионов долларов, в карманах участников сделки осталось примерно 50 миллионов долларов (плюс активы американской авиакомпании). Похоже, однако, что участники сделки положили в свои карманы намного большие суммы. 15 июня 2005 года «Финансовые Известия» опубликовали интервью с Кажданом, где, в частности, он сообщил о получении заказов на самолеты на сумму в 130 миллионов долларов. Так что скупка акций Eclipse Aviation могла быть произведена на эти собранные с потенциальных заказчиков деньги. 150-миллионный кредит мог оставаться нетронутым.

«Связь-банком», выдавшим кредит в 150 миллионов долларов, в тот момент руководили два опытных банкира: Андрей Казьмин и Алла Алешкина, до 2007 года руководившие «Сбербанком». Они не могли не понимать, что выдача необеспеченного 150-миллионного кредита Алптекину — Пиперу — Каждану — авантюра, которая погубит «Связь-банк». Тем не менее этот кредит был выдан… Причем за выдачу необеспеченного кредита никто не был наказан, хотя расследование проводилось. Более того, в конце концов кредит был списан с баланса банка.

«Алптекин, Каждан и Пипер собрали колоссальное количество заказов, под которые затем занимали деньги в банках, не намереваясь эти займы отдавать»

Тем, кто знаком с российскими реалиями, должно быть понятно, что афера такого рода могла пройти незамеченной и безнаказанной только в одном случае — если за ней стояло российское правительство. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак относился к проекту Eclipse Aviation крайне критически: «Это была великолепная инновационная афера». Eclipse-500 раскручивали как первый доступный реактивный самолет за 1 миллион долларов (реально он стоил 2,5 миллиона долларов). По цене в миллион Алптекин, Каждан и Пипер собрали колоссальное количество заказов, под которые затем занимали деньги в банках, не намереваясь эти займы отдавать.

…Обанкротив и Eclipse Aviation, и ETIRC Aviation, партнеры переключали деятельность на другие, еще не обанкроченные и не закрытые свои компании. 2 марта 2009 года правительственный сайт Украины опубликовал информацию о намерении Пипера и Каждана-Болотина получить в Украине кредит в 50 миллионов долларов на строительство в Украине… самолетов Eclipse-500. Вот сообщение украинского правительства:

«Первый вице-премьер-министр Украины Александр Турчинов провел встречу с […] Роландом Пипером и Даниэлем Болотиным. […] Собеседники обсудили возможность реализации предложенного ETIRC проекта украинского оператора воздушного такси на базе реактивных самолетов Eclipse-500… Стороны рассмотрели возможность производства таких летательных аппаратов в будущем на территории Украины. На первой стадии реализации проекта сумма ожидаемых инвестиций составит порядка 50 миллионов долларов».

Учитывая, что речь идет о международной афере с участием иностранцев и авиационном секторе, по традиции в России засекреченном, можно предложить, что с самого начала, т. е. с 2004 года, когда в Европе и России стали регистрироваться многочисленные ETIRC, на наших глазах проводилась очередная многоступенчатая операция ФСБ, в результате которой через покупку обанкротившейся американской компании Eclipse Aviation и последующее банкротство всех вовлеченных в проект структур были отмыты десятки миллионов долларов, оказавшиеся за границей и используемые затем для нужд российского правительства, например, для выплаты вознаграждения будущему (а затем бывшему) советнику по национальной безопасности президента Трампа генералу Флинну.

Интересно и то, что Алптекин, спровоцировавший своими действиями столь живой интерес к сюжету о выплате Флинну 530 тысяч долларов, в официальных своих биографиях ни слова не говорит ни об одном из сюжетов, описанных в этой статье: ни об ETIRC, ни об истории с банкротством Eclipse Aviation, ни о своих партнерах Пипере и Каждане — обо всем этом Алптекин предпочитает умалчивать, как и о том, почему российское правительство не предъявляет к нему, обычному турецкому бизнесмену, претензий по поводу взятого и не возвращенного «Связь-банку» займа в 150 миллионов долларов.

Но одно очевидно: в разговоре с Исааком Арнсдорфом, автором нашумевшей статьи в Politico, Алптекин «признал факт переговоров ETIRC с банком (ВЭБ), подконтрольным Путину, но утверждал, что никогда не встречался с российскими официальными лицами. В новой компании нет ни одного россиянина». В новой турецкой компании Алптекина AE Aerospace россиян действительно не было. Они были в старой, взявшей заем в 150 миллионов долларов. Кроме того, Алптекин лгал, когда сообщил Арнсдорфу о том, что никогда не встречался с российскими официальными лицами. По крайней мере один раз, в июне 2009 года, Алптекин был в России.

24 июня 2009 года ульяновская городская газета «УлейГрад» опубликовала заметку «Ульяновск укрепляет деловые связи с Турцией и Израилем». В заметке, в частности, говорилось:

«Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов встретился в Москве с представляющим правительство Турции Экимом Алптекином. В ходе переговоров стороны выразили заинтересованность в развитии сотрудничества между Ульяновской областью и Турцией. Конкретные направления сотрудничества стороны договорились обсудить во время визита Экима Алптекина в Ульяновск. По словам Сергея Морозова, прежде всего это будет сотрудничество в развитии высокотехнологичных производств, строительстве, сфере недвижимости».

Остается только догадываться, о каких еще связях с Россией и ее официальными лицами умалчивает «представляющий правительство Турции Эким Алптекин».


*Три месяца назад Майкл Флинн из-за связей с Кремлем был уволен с должности советника президента США по вопросам нацбезопасности. Фото Getty Images

Оригинал статьи читайте здесь