Мэр Львова Андрей Садовый издал распоряжение объявить сегодня, 30 мая, день траура. Год назад на полигоне твердых отходов, расположенном вблизи села Грибовичи, произошел пожар, в результате чего погибло трое пожарных и инженер-эколог.
«В городе вывесят Государственные флаги Украины с траурными ленточками, всем рекомендовано ограничить проведение развлекательных мероприятий, внести необходимые изменения в программы телевидения и радио», — сообщает пресс-служба Львовского городского совета.
«Мы просим учреждения общественного питания и торговли с пониманием отнестись к ситуации и снизить на один день звук динамиков», — попросил и.о. директора департамента «Администрация городского головы» Евгений Бойко.
Как рассказывали «Факты», мусорная свалка загорелась, а случается это довольно часто, вечером 28 мая, но информация об этом к спасателям поступила только утром следующего дня.
Ядовитый густой дым стал окутывать не только близлежащие села, но немного «добивать» и до окраин Львова. Из Жовковского районного отдела ГСЧС примчалось семь пожарных машин, привезли личный состав. Площадь возгорания была относительно небольшой — 2000 квадратных метров, но ситуация осложнялась тем, что огонь полыхал не только на поверхности, но и в глубине отвалов. К тому же, для подачи воды пришлось прокладывать магистральную линию длинной три километра и подвозить цистернами за пять километров. Утром 30 мая пожар был ликвидирован.
Основные силы спасателей и техники начали возвращаться на места постоянной дислокации, на свалке же на небольшой площадке среди холмов отходов оставалось только четверо пожарных, которые собирали свое техническое оборудование, сворачивали брезентовые рукава и следили, чтобы не произошло повторное возгорание. Приблизительно в 15.30 одна из ближайших мусорных гор внезапно задрожала, и начался обвал. Из четырех спасателей только один чудом успел отскочить в сторону, остальных трех, побежавших в низ, накрыло лавиной.
«Под ногами сначала все задрожала, потом земля стала шататься из стороны в сторону как во время землетрясения, наверху начался какой-то непонятный шум. Поднял голову и увидел, как с горы сорвалась огромная лавина и помчалась вниз, я начал убегать перпендикулярно ей, а ребята рванулись вниз», — вспоминает уцелевший Андрей Иванцив.
Под лавиной оказались трое пожарных из Жовковского районного отдела ГСЧС: 32-летний старший лейтенант Андрей Вненкевич, 29-летний капитан Юрий Рудый и 27-летний сержант Богдан Юнко.
На место происшествия срочно вернулись спасатели, приехали «скорые», правоохранители. Начались первые попытки отыскать людей под десятками тонн бытовых отходов, что не давало возможность установить точное местоположение их тел.
«С высоты 90 метров обвалилось около 100 тысяч кубических метров мусора на площадь 270 на 90 метров, — сообщал глава Львовской областной государственной администрации Олег Синютка. — Сейчас перед нами главная задача пройти всю площадь свалки в поисках тел пожарных, укрепить дамбу, которая сдерживает озера с кислыми гудронами, а потом провести расследование пожара и обвала».
На месте трагедии практически непрерывно работали более двух десятков единиц тяжелой техники, полтысячи спасателей, кинологи со служебными собаками, вскоре к ним присоединились дополнительная техника и сотрудники Львовской железной дороги. Но эти работы велись весьма осторожно.
Начальник пресс-службы ГУ ГСЧС во Львовской области Виталий Туровцев предупреждал: «Постоянно существует угроза оползня — грунт не стойкий. У нас постоянно стоят люди, которые непрерывно мониторят состояние грунтов, состояние мусорной свалки».
«А жены и родственники погибших ребят все время тут дежурили, плакали, молились, — рассказывает „Фактам“ спасатель Николай. - Мы подходили к ним, пытались успокоить, мол, ребята могли спрятаться под каким-то каркасом, или залезть в пещерку, которые себе во множестве роют тут местные бомжи. Но они живы! Жены молча и согласно кивали головой. И они и мы — все понимали, что это вранье. Надежд не было никаких…»
Параллельно с поисками круглосуточно велись работы по укреплению дамбы, за которой находится огромное озеро с кислыми гудронами. Даже ночью этим занимались практически все коммунальные службы Львова, спасатели, Облавтодор и более десятка единиц тяжелой техники.
Ситуация еще более стала нервной, когда появилась информация, что под завалами мог оказаться четвертый человек — инженер-эколог коммунального предприятия «Збыранка» 60-летний Александр Бутин.
31 мая около 15.30 на глубине более двух метров нашли тело первого погибшего — это был 29-летний капитан Жовковского райотдела ГСЧС Юрий Рудый. К вечеру на расстоянии 20−30 метров было обнаружено еще тела двух пожарных.
«Причиной смерти спасателей стали: удушение, сдавливание грудной клетки, загрязнение дыхательных путей и в некоторых случаях термические ожоги», — сообщил заместитель начальника ГУ Нацполиции во Львовской области Николай Самарчук.
Пожарных хоронили при огромном скоплении людей 1 и 2 июня на родине — в Жовкве и Раве-Русской. Во Львове был объявлен траур, на башне Ратуши приспустили штандарт города, то же самое сделали и в других городах региона, знакомые и незнакомые горожане несли море цветов, склонили головы военные в камуфляже, ревут пожарные сирены, печальную мелодию вытягивает оркестр. Лица, лица, лица… У кого — каменно-напряженное, у кого — задумчивое, у кого — мокрое от слез. Тело Александра Бутина так и не нашили.
Прошел год. Виновниками трагедии назвали нескольких коммунальщиков, но так ли это, суд, который толком то и не начался, еще не определил. По решению жителей близлежащих сел Грибовичская свалка была закрыта. Другие города практически все категорически отказались принимать львовские отходы, и они «заваливают» улицы Львова, или их тайком «подбрасывают» в другие регионы страны. Городские чиновники много говорят о строительстве мусороперерабатывающего завода и даже объявили конкурс. Но победитель еще не выбран, земельный участок не определен, кредитов под строительство пока не взяли.
СПРАВКА ФАКТОВ: Свалка бытовых отходов — Грибовичи открылась под Львовом в 1956 году и, по утверждению различных источников, является одной из самый больших по размерам в Европе. На площади 33 га отдельные горы мусора достигают высоты от 30 до 90 метров, а в загражденных дамбами «долинах» находится несколько озер, где хранится до полумиллиона тонн кислых гудронов.