После яркого выступления в финале «Евровидения-2017» украинская группа получила мировую популярность
Вокальную карьеру Наталья Жижченко, родившаяся в семье киевских музыкантов, начала в 2002 году, когда ее старший брат Александр основал коллектив Tomato Jaws. Позже Наталья стала участницей другого проекта, пока в 2013 году не создала собственную группу ONUKA, исполняющую современную электронную музыку с элементами этно-фьюжн. Коллектив назван в знак благодарности внучки своему деду, известному мастеру музыкальных инструментов Александру Шленчику, с которым Наталья проводила почти все каникулы и училась у него игре на разных инструментах. Уже в четыре года она играла на сопилке.
ONUKA успешно выступает на фестивалях, пользуется популярностью в клубах. На ее счету четыре мини-альбома (Look, Time, Misto, Vidlik). Еще больше популярности ONUKA принесло выступление в финале «Евровидения-2017». И украинские, и зарубежные журналисты в один голос назвали выступление группы вместе с Национальным оркестром народных инструментов лучшим на конкурсе. К сожалению, украинские телезрители, в отличие от многомиллионной зарубежной аудитории, это выступление не увидели, поскольку вместо него показали рекламу. Свое отношение к этому Наталья комментировать не стала. Певица отказалась также отвечать на вопросы, связанные с ее личной жизнью (она замужем за музыкантом Евгением Филатовым), отношением к «Евровидению» и ее возможном будущем участии в этом конкурсе, о том, как ее песня стала саундтреком к новому фильму Федора Бондарчука…
— Как появилась ONUKA?
— Идея проекта существовала давно. Но лишь в 2013 году мы с Евгением Филатовым начали работать в студии и через год представили публике первый релиз. ONUKA стала для меня новым, важным этапом после достаточно длинной творческой паузы, во время которой я сомневалась в развитии своей дальнейшей музыкальной карьеры.
— Вы родились в музыкальной семье, в каком возрасте начали петь, играть на музыкальных инструментах?
— Играю на сопилке с четырех лет, была солисткой взрослых духовых оркестров, где исполняла сольное, написанное специально для этого редкого инструмента произведение. В детстве я любила выступать, мне нравилось внимание окружающих. Чувствовала особенное отношение ко мне со стороны взрослых. А в подростковом возрасте у меня появился комплекс ребенка, который сначала получал слишком много внимания, а потом его умение, за которое так сильно хвалили, утратило свою ценность. Я понимала, что сопилка — это узко специализированный инструмент. У него есть четко определенные границы, которых я к тому времени уже достигла.
— Правда, что на свои первые гастроли вы отправились, будучи еще совсем ребенком?
— Мне было тогда семь лет, я исполняла «Ой, лопнув обруч» и «Чом я не хазяйка?» Это было в Чернигове. За выступление удостоилась медали. А первый в жизни гонорар — 80 гривен — получила лет в 11.
— Почему выбрали профессию этнокультуролога, а не поступали, например, в консерваторию?
— Учеба в Национальном университете культуры по специальности этнокультурология казалась мне потраченным впустую временем. Но спустя годы я начала понемногу возвращаться к этой сфере. Сначала в проекте ONUKA, затем предприняла попытки преподавать детям основы этнокультуры. Я поняла, что судьба сама направляет меня в это русло. Ведь фольклор в переводе с английского (folk-lore) означает «народная мудрость». Это отфильтрованный веками и устами багаж знаний, к которому у нас есть доступ. Это наши корни, от которых мы происходим и к которым в итоге возвращаемся. Я человек ретроградного типа мышления. Могу жить и думать о будущем только через призму прошлого. Наверное, поэтому мне так уютно в этом направлении музыки.
— Вас можно назвать мультиартисткой? Какими музыкальными инструментами владеете?
— Играю на сопилке, немного на пианино, на гитаре (не на сцене), довольно неплохо управляюсь с семплерами и драм-машинами (электронные музыкальные инструменты), пою.
— Ваше выступление на «Евровидении» в Киеве имело большой успех не только в Украине. Расскажите, как оказались в качестве приглашенной гостьи?
— Выступление ONUKA на конкурсе — это заслуга режиссера Стюарта Барлоу. Еще в декабре прошлого года он побывал на нашем с Национальным оркестром народных инструментов концерте в Октябрьском дворце. После увиденного уверенно сказал: «Это именно то, что нужно». Стюарт хотел представить Украину как современную страну, которая опирается на свое культурное наследие, но смотрит в будущее. Мне импонировало его видение, потому мы и согласились на это выступление, хотя раньше я и представить не могла, чтобы ONUKA когда-нибудь приняла участие в «Евровидении». Даже в качестве специально приглашенной гостьи.
Подготовка к выступлению длилась полтора месяца и была довольно сложной. Наш номер — заслуга многих людей. Над визуальным образом работала Леся Патока, создавшая все образы для ONUKA, и ставшая талисманом группы. Она всегда вдохновляет меня.
— Какие ощущения были на такой большой сцене, перед многомиллионной мировой аудиторией? Что вы хотели донести своим номером?
— Это было очень волнительно. Но во время выступления я старалась не думать о том, сколько людей в этот момент смотрит трансляцию конкурса по телевидению. Зрители в фан-зоне Международного выставочного центра, где проходило «Евровидение», очень нас поддержали, живо отреагировали, услышав трек Vidlik. Я видела их удивление, переходящее в заинтересованность. Это было крутое ощущение — вовлекать в свою музыку людей. Vidlik — драйвовый клубный трек, без припева и куплетов. Для «Евровидения» это полное крушение шаблонов. Но, как оказалось, аудитория конкурса уже готова к подобным экспериментам.
— После выступления вас засыпали международными предложениями?
— Засыпали — это слишком громкое слово. Но за последние несколько недель к ONUKA действительно наблюдается повышенное внимание. Пришло много писем со словами благодарности от людей из разных стран мира, приглашают на праздничные мероприятия, просят об интервью… В общем-то я уже привыкла к вниманию к своей персоне, но то, что происходит сейчас, бьет буквально все рекорды. Только сейчас начинаю понимать, какое влияние на самом деле имеет на общество телевидение. Ведь было только одно выступление, а для многих оно стало открытием. Люди впервые узнали о нашей группе и нашей музыке. Я имею в виду украинскую аудиторию. Странно, но нам нужно к этому привыкать.
— Правда, что мини-пластинка Vidlik сейчас занимает первые места чартов iTunes в Великобритании, Германии, Польше, Нидерландах, Дании и Швеции?
— Да, но с некоторыми уточнениями. В iTunes имеется сведенный чарт, а есть отдельные чарты основных музыкальных направлений. Мой последний мини-альбом занял первые места в чартах электронной музыки. Это тоже очень круто, но еще не «покорение мира», как написали некоторые издания. Да, наше выступление понравилось зрителям во многих странах мира и мы это ощутили по продажам мp3-файлов, пластинок, стримингу (возможность смотреть видео с любого момента). Так работает мировая музыкальная индустрия. Услышав что-то интересное, люди сразу идут за музыкой в легальные цифровые магазины и покупают альбомы. Нам бы брать с них пример. Для развития музыки в Украине это жизненно важно.
— Почему вас так редко можно увидеть улыбающейся? Что приносит вам радость?
— Я с детства такая. Мне комфортно находиться в состоянии грусти. Радуюсь простым вещам — своим близким, собаке, успехам в работе. Ничего особенного.
— Какие задачи ставите сейчас перед собой?
— Хочу похудеть, полностью перейти на украинский язык, больше путешествовать и написать альбом.