Одиннадцатиклассница из города Краматорска Донецкой области победила на Международной олимпиаде по русскому языку в одной из номинаций
— Вероника недавно вернулась из «Артека» — наш городской голова премировал ее путевкой в лагерь, — сообщила Людмила Запорожец, преподаватель русского языка и литературы общеобразовательной школы № 25 города Краматорска. — Моя ученица стала победительницей в номинации «русский устный». Ну а «абсолютной чемпионкой» оказалась школьница из Узбекистана.
VII Международная олимпиада по русскому языку среди учащихся старших классов школ с русским языком обучения из бывших стран СНГ и Балтии (в этом конкурсе не предполагается участие детей — граждан России) проходила на базе МГУ имени М. В. Ломоносова, в Центре международного образования.
- Хотя конкурс и проводился специально для школьников из бывших стран СНГ и Балтии, но фактически участвовали в нем в основном дети с русскими корнями, только с разным гражданством в паспорте, — рассказала «ФАКТАМ» по телефону Вероника. — Тем не менее чувствовалось, что язык общения у нас остался общим, но «национальное самосознание» уже весьма разнится. Забавно было, когда делегаты из Латвии поправляли нас, если мы вдруг называли их латышами: в современной Балтии латыши именуют себя латвийцами. Но это совершенно не портило сложившейся на конкурсе теплой атмосферы. Все помогали друг другу. Я вообще такого количества образованной и талантливой молодежи в одном месте нигде и никогда не встречала!
График Олимпиады был настолько плотным, что посмотреть столицу России гостям удавалось лишь урывками. Веронике запомнилось представление в новом цирке и спектакль «Дон Жуан» в театре Вахтангова.
- Цирковая программа была такой потрясающе красивой, что я во время представления несколько раз заплакала, — призналась школьни-ца. — А в театре мы смотрели «Дон-Жуана». Сразу после спектакля отправила эсэмэску маме: «Мамочка, я видела живого Женю Стычкина!» Этот актер сыграл роль Сганареля.
О том, что я победила именно в номинации «русский язык устный», поняла лишь тогда, когда назвали мою фамилию. Там ведь были такие необычные и спорные задания! Например, нужно было переименовать классическое произведение. Мне достались «Мертвые души», которые я назвала «Семь кругов ада», исходя из истории создания произведения и судьбы самого писателя. Вообще-то была уверена, что одержу победу в русском письменном: за два с половиной часа, отведенных на сочинение, успела написать две работы вместо одной.
Трудно было Веронике справиться с таким заданием: «Объяснить человеку XIX века сегодняшние достижения науки и техники». Девушке пришлось растолковывать слово «радио». Преподаватели из МГУ дотошно требовали от краматорчанки более простых и понятных объяснений
Вероника, по словам ее мамы, еще в 12-13 лет перечитала всего Булгакова и Дюма, а по пути в Москву сочинила стихотворение для приветствия.
Учительница русского языка и литературы Людмила Николаевна считает, что ее ученица вовсе не зубрилка, а вдумчивая и серьезная девушка. «Она не привыкала руководствоваться «правильным пониманием» произведений, прописанным в хрестоматиях, а предпочитает иметь собственное мнение о прочитанном», — отмечает педагог. Так, в сочинении о тургеневском Базарове Вероника написала о своем разочаровании главным героем. С ее точки зрения, «классический революционер» Базаров не осуществил ни единой идеи из тех, что декларировал. А в романе Достоевского «Братья Карамазовы» ей ближе всего не самый идеальный образ брата Дмитрия.
Людмила Запорожец не без гордости рассказала, что Вероника, прекрасно владеющая ораторским искусством, и в местные газеты писала, и радиопрограмму юношеской студии «Меридиан» вела. И уже никто не сомневался, что она станет студенткой факультета журналистики.
- Но как-то Ника познакомилась с одной донецкой журналисткой, — рассказывает Людмила Николаевна. — Женщина пожаловалась ей, что едва сводит концы с концами, и то лишь благодаря тому, что работает на трех работах. И Вероника стала подумывать о более оплачиваемой и востребованной профессии, например, работе машиностроителя. В Краматорске два машиностроительных завода.
- Увы, дочь еще пару лет назад заявила мне, что математиком не будет, — вздыхает мама Вероники Марина Николаевна, преподаватель экономики Донбасской машиностроительной академии. — В нашем вузе есть для нее подходящая специальность — «интеллектуальные системы принятия решений». На этом факультете существует даже бюджетная группа. Но по возвращении из Москвы Ника сказала мне, что мечтает о другой профессии.
- Я еще не выбрала вуз, в который буду поступать, но мне хотелось бы стать пиар-менеджером или спичрайтером президента, — призналась одиннадцатиклассница.
- А как у тебя с украинским языком?
- С русским, разумеется, лучше, но отметки по украинскому языку у меня ничуть не хуже. Я в олимпиадах по украинскому тоже участвовала. Пару недель усердной работы, и мой украинский будет на уровне.
Марина Николаевна сказала, что для нее и ее дочери московская Олимпиада стала знаковой: обе пришли к выводу, что Ника должна связать свою жизнь со словом. Тем более что у девушки есть задатки лидера: в «Артеке» ее избрали президентом лагеря «Янтарный».