Інтерв'ю

Павел Зибров: "Бежав из немецкого плена, мой отец спрятался в медвежьей берлоге, убив разъяренного зверя"

6:45 — 16 червня 2017 eye 2227

Накануне концерта в честь своего 60-летия народный артист Украины побывал на прямой линии «ФАКТОВ» и ответил на вопросы читателей

Народный артист Украины Павел Зибров активно готовится к юбилейному концерту на главной концертной площадке страны — во Дворце «Украина». Певцу и композитору исполняется 60 лет. Поздравить именинника выйдут на сцену его друзья, коллеги, жена Марина и дочь Диана. В концерте прозвучат «Хрещатик», «Білий цвіт на калині», «День народження», «Женщина любимая» и многие другие песни в исполнении гостей вечера — Ирины Билык, Оксаны Билозир, группы «ТІК», Ирины Сказиной, Милы Нитич, Юрия Рыбчинского, Петра Маги… Накануне юбилея Зибров приехал в редакцию «ФАКТОВ», чтобы пообщаться с поклонниками. Стоит отметить, что телефон в отведенный час не умолкал. Звонили поклонницы из разных городов страны, которые вот уже 30 лет ходят на его концерты.

— Праздновать с семьей и друзьями начну 21 июня, хотя раньше, до 40 лет, отмечал свой день рождения 22 числа, так и в Википедии записана дата моего рождения, — рассказал Павел Зибров. — Я родился ночью 21 июня. Моя дочь Дианка тоже появилась на свет 21 числа, только в феврале (тут рассказ певца прервал телефонный звонок. — Ред.).

— Здравствуйте, это Валентина из Киева. Павел Николаевич, спасибо за ваши песни. Расскажите, как простой мальчик из села стал таким известным артистом? С чего вы начинали?

— Спасибо, Валентина, за вопрос. Начинал я с самой большой площадки в селе Червоному Винницкой области (смеется). Уже в три года пел и танцевал перед гостями на сцене, построенной отцом. Он замечательно пел, играл на балалайке и сочинял на ходу частушки. Был весельчаком, душой компании. Очень смешно говорил на украинском языке, примерно как Азаров.

Мама, учительница русского языка, играла на гитаре и пела, очень красиво и правильно говорила на украинском языке. Знала множество украинских народных песен, а отец — русских. Они устраивали настоящие песенные дуэли. У нас дома часто собирались компании, приходили, кто с чем. Одни холодец несли, другие — вареники, огурцы соленые, квашеную капусту, самогон. И вот перед такой компанией мы с братом Володей выступали на сцене под большой яблоней. У Володи (он старше меня на три года) был полубаянчик, а у меня — самодельный бубенчик, который сохранился до сих пор. Ему уже 57 лет. Мы с Володей копировали все, что звучало по радио, народные песни. Я очень любил «Білий цвіт на зеленому листі», военные песни. «Здравствуй, земля целинная» тогда в моде была. Ее часто крутили по проигрывателю в клубе перед показом фильма.

Выступали мы не просто так, гости опускали нам какую-то мелочь в копилку. Когда она наполнялась, ехали в районный центр Немиров в магазин и покупали игрушки. Нам хотелось автоматов, пистолетов из магазина, а не тех, что смастерил отец, но родители покупали в основном конструкторы, шашки, шахматы.

Я с особой теплотой вспоминаю те времена и отца, который слишком рано ушел из жизни. Мне тогда было всего 9 лет. Он у меня был мастером на все руки: и плотником, и столяром, и каменщиком. Всю мебель в доме сделал своими руками, на заказ мастерил стулья, комоды. В сарае у нас всегда пахло стружкой, морилкой. Этот запах я запомнил на всю жизнь.

А как мастерски отец колол кабана! Мясо всегда было чистое, без крови, а сало нежное. Все жители села приглашали его, когда требовалось зарезать свинью. Домой отец всегда приносил кусок сала и мяса, а нам с братом — ухо или хвост, запеченные на соломе. Мы натирали его чесноком и ели. Вкуснотища! А еще отец пил кружкой свежую кровь заколотой свиньи, считал, что это очень полезно.

Мой отец войну прошел, был десантником. Дважды попадал в плен и оба раза бежал. Во второй день войны наших десантников неудачно высадили из самолета, немцы их прямо в воздухе расстреляли, а оставшихся в живых взяли в плен. Среди них оказался и мой отец. Помню, рассказывал, как привели его на допрос в кабинет, где сидели какой-то писарь и офицер. Только ему развязали руки, он, здоровый мужик под два метра ростом, схватил табуретку и мигом вырубил обоих, а сам выпрыгнул в окно. Как раз проезжал мужик на телеге с сеном, он там спрятался и таким образом выбрался за село.

Естественно, за ним кинулась погоня, но отец сумел добраться до леса и спрятаться в… медвежьей берлоге. Правда, ее пришлось сначала отвоевать у разъяренного зверя. Хорошо, что у отца финка была, которую он у немецкого офицера вытащил. Шрамы от медвежьих когтей на руках и ногах отца так и остались на всю жизнь. Какое-то время он, израненный, весь в крови, находился в берлоге с мертвым медведем, пил его кровь, а потом добрался до деревни, где его одна добрая женщина выходила. Отец считал, что именно медвежья кровь спасла ему жизнь. Он потом рассказывал байки про целебные свойства крови, как она чистит организм, и сам в них верил.

Отец был донором, регулярно сдавал кровь. Однажды поехал навестить свою мать в Воронежскую область, пошел сдать кровь для кого-то и ему занесли инфекцию. Здоровый мужик, прошедший войну и нечеловеческие испытания, умер от заражения крови.

— Тогда и закончилось ваше детство, и мама отвезла вас в школу-интернат?

— Детство раньше закончилось. С шести лет я начал серьезно заниматься музыкой, учил ноты, теорию. Из района специально для этого приезжал учитель. В интернат мама меня сдала не потому что не могла прокормить семью. Она работала учительницей на полторы ставки, по тем временам неплохо зарабатывала, плюс домашнее хозяйство, огород. Мама просто хотела, чтобы мы получили хорошее образование. А такое было тогда только в столице. Так я оказался в музыкальной школе имени Лысенко.

В конце лета мама сказала, что едем в Киев на экскурсию. Мы действительно гуляли по столице, были в зоопарке, катались на катере, ели мороженое. А потом пришли в школу, директором которой был тогда трубач фронтовик Олег Павлович Белохвастов. Несмотря на то что экзамены уже закончились, он нас принял. Попросил спеть несколько песен. Задал довольно сложный ритм, но я без проблем четко его повторил, выстукивая по столу. «Феноменально! Мама, давайте документы», — сказал он.

И 1 сентября мама привезла меня в Киев: «Вот твоя коечка, будешь здесь жить, а я поехала, у меня же уроки». Я так плакал первое время. Был самым младшим среди ребят и страшно завидовал соседскому мальчику Саше Мельнику из Хмельницкой области, мама которого ради того, чтоб остаться при ребенке, устроилась посудомойкой в интернатскую столовую. Она и меня взяла под свою опеку.

— Прямая линия с Зибровым?! Это ваша поклонница из Трускавца Светлана. Мы семьями всегда ходим на ваши концерты, когда приезжаете к нам. Дай вам Бог здоровья и новых песен.

— Спасибо.

— Вы самостоятельно добились успеха, стали настоящей звездой. Как появились песни, сделавшие вас знаменитым?

— В детстве на сцене под яблоней чувствовал себя настоящей звездой. Уже тогда объявлял себя: выступает заслуженный артист Украины Павлик Зибров. Манерно поправлял пошитую мамой атласную рубашку с аппликациями-звездочками и начинал петь. Ну, а настоящая популярность пришла ко мне с появлением песни «Білий цвіт на калині» Остапа Гавриша. Это было 30 лет назад. Композицию я купил за бутылку водки. Заехал в Косово к Остапу, чьи песни уже исполняли звезды украинский эстрады Иво Бобул, Василий Зинкевич, чтобы поговорить о сотрудничестве. Захожу — Остап, как всегда, сидит за роялем с сигаретой в зубах и наигрывает «Білий цвіт на калині».

И так мне запала эта мелодия в душу, что взмолился: «Остапчик, так нравится, хочу ее спеть». — «Свежак, только вчера написал. Ну раз хочеш, бегом в магазин, пока он еще не закрылся, за магарычом». Я сбегал, купил бутылку «Столичной». Распили ее. А уже через неделю я сделал в Киеве оркестровку и отнес песню на национальное радио. Ее тут же подхватили районные радиостанции, а еще через неделю песня звучала по всей стране. А когда она зазвучала в концертах на телевидении, меня стали узнавать поклонники.

Впервые свою популярность ощутил на рынке в Черновцах, куда отправился после концерта. Песня раздавалась из каждой колонки, а люди просили автографы, тащили мне кто кусок мяса, кто банку молока, кто курицу домашнюю, выпивкой пытались угостить. Вот тогда я понял, что нужно готовить свой первый сольный концерт. Эту песню, как и еще несколько знаковых в моей карьере, называю «кормящей».

Я стал сотрудничать с поэтами Степаном Галябардой, Юрием Рыбчинским, с которым мечтал познакомиться. Очень благодарен ему за все. Юрий Евгеньевич растолковал мне все азы создания песни, разложил все по полочкам. Я смотрел на гения с придыханием и даже не мог представить, что мы станем близкими друзьями и он будет крестить мою дочь.

Сначала у нас появилась «Снежная королева», потом — «Хрещатик». С этой песней пришла вторая волна популярности. «Хрещатик» постоянно крутили на радио, пели во всех ресторанах, филармониях, на танцплощадках. Я не успевал отбиваться от приглашений выступить, давал в день по два, а то и три концерта «живьем». Не меньше 40 выступлений в месяц получалось.

Позже Юрий Евгеньевич написал «День народження», ставшую главной на праздничных корпоративах. Пригласили меня выступить на 60-летии одного уважаемого человека в Тернопольской области. Дети решили устроить отцу сюрприз с участием его любимого артиста Зиброва. Я пел весь вечер, и тут подходит ко мне внучок этого уважаемого человека: «Хочу сделать деду приятное, буду петь с вами «День народження». Два раза мы с пацаном исполнили эту песню, и я, отработав программу, пошел переодеваться.

Вдруг в гримерку, где для нас с балетом был накрыт небольшой фуршет, заходит старший сын юбиляра: «Павел Николаевич, слышал, что заказать дополнительно песню стоит 300 долларов», — и мнет в руках 100-долларовые купюры. «Ладно, споем, раз так сильно надо», — говорю. Еще и с ним исполнили «День народження». Только вернулся в гримерку, снял сценическую рубашку, заходит средний сын: «Павел Николаевич, некрасиво получается, старший отца поздравил, а я нет. Слышал, дополнительно заказать песню 300 долларов стоит», — и протягивает мне деньги. Спели и со средним. Потом еще младший точно так же пришел. И с ним спели.

Все довольные, мы с балетом собираемся уезжать. Уже на улице, пошатываясь, подходят к нам два хорошо подвыпивших кума: «Павел Николаевич, мы тоже хотим кума поздравить, у нас, конечно, 300 долларов нет, вот все, что есть», — и протягивают мне пачку мелких купюр, даже не знаю, сколько там было. Как тут откажешь? Я в джинсах возвращаюсь в зал, и все вместе хором поем «День народження».


*Павел Зибров с главным редактором «ФАКТОВ» Александром Швецом во время прямой линии

— Здравствуйте, меня зовут Елена Ивановна, город Киев. В Украине такие голоса чудесные, но почему эстрада у нас такая убогая? Может, существует какая-то эстрадная мафия, перекрывающая кислород молодым талантливым артистам?

— Спасибо, хороший вопрос. Сейчас действительно много интересных исполнителей, шикарных песен, но мы их не слышим. Потому что нормальные, человеческие песни, которые хочется петь в компаниях, посвящать любимым женщинам, к сожалению, на FM-станциях очень мало крутят. В этих песнях нет глубокой поэзии, как у Юрия Рыбчинского. Нам подают примитивные стишки, откровенное фуфло. Это и называется коммерческая музыка.

Кроме того, сейчас любой человек, у которого есть деньги, может заплатить студии и записать хоть по строчке, хоть по слову песню, обработать ее, привести в удобоваримый вид и отнести на радиостанцию. А там ее закрутят до дыр, лишь бы деньги за ротацию платили. В итоге мы слышим то, что слышим. И дело тут не в мафии, а в законах шоу-бизнеса. Такие тенденции начались с 2000 годов, когда появилось много FM-станций, им надо же как-то выживать. А Павел Зибров и Иво Бобул за ротацию платить не будут на таких станциях, вот их и не крутят.

— Добрый день. Это Татьяна из Кривого Рога. Можно услышать Павла Зиброва?

— Здравствуйте, я вас слушаю!

— Скажите, были ли критические моменты в вашей жизни и как вы с ними справлялись?

— Я бы сказал, моменты, заставившие по-другому посмотреть на свою жизнь. Судьба обязательно подает нам знаки, только мы их не всегда замечаем. Я дважды разбивался на машине и оба раза чудесным образом оставался целым. Жена Марина очень чувствует меня, ей снятся вещие сны. И перед первой аварией ей приснилась дорога, машина в кювете. Марина умоляла меня не ехать на тот концерт в Житомир. «Не придумывай», — отмахнулся я и сел в машину вместе с Димой Гершензоном и Толиком Говорадло из дуэта «Свитязь». Марина выбежала на балкон и кричала, чтобы мы пристегнули ремни. Хорошо, что послушались. Это был конец декабря, разыгралась метель, на дороге гололед… Только выехали за Святошин в сторону Житомира, прямо на нас налетела встречная машина.

За рулем был 25-летний парень по фамилии Мозговой, он ехал покупать цветы отцу на юбилей, погиб на месте. Дима Гершензон сильно ударился, снял себе немного скальп, был весь в крови. Я сломал палец, получил сотрясение мозга и расквасил нос, а Толя, сидевший за мной сзади, не пострадал. Вот если бы я не пристегнулся тогда, последствия были бы гораздо серьезнее. После аварии не стал беспокоить Марину, позвонил брату, и мы отправились в больницу, а не на концерт. Только когда удостоверился, что все нормально, рассказал жене о случившемся. Так она меня из больницы украла.

— Песню «Женщина любимая» вы жене посвятили?

— У этой песни очень интересная история. Ее написал Николай Щур, настоящий полковник и поэт. Пришел ко мне во Дворец «Украина» на репетицию с папочкой рукописных стихов. «Посмотрите, пожалуйста», — обратился ко мне. — «Ладно, давайте, потом почитаю». — «Сейчас посмотрите». Взял я эту папку, пробежался глазами. Симпатично. Пригласил его к себе в офис. После встречи он кое-что подправил и принес мне стихи «Женщина любимая», написанные в обычной тетрадке в клеточку. Я аж загорелся, в голове крутились мелодии.

Прихожу домой, а в то время как раз родилась Дианка, ей было всего пару месяцев. Дочка была очень беспокойной, Марина с ног валилась от постоянного недосыпания, поэтому вручила мне дочку, а сама пошла отдохнуть. Я думаю: сейчас покормлю с бутылочки, покачаю, она уснет, а я буду мелодию сочинять. Но только одной рукой пытался записать ноты, Диана тут же поднимала крик. И так до самого утра. В пять часов малая наконец уснула, и я за несколько минут написал песню. Было такое состояние эйфории, хотелось срочно ее кому-то показать, но в пять утра не будешь же звонить коллегам. Разбудил Марину: «Послушай». Смотрю, а по ее заспанному лицу текут слезы: «Я так мечтала отдохнуть, а ты, гад, разбудил меня». Я напел песню, а Марина рыдает еще больше. «Ты чего? Все так плохо?» — «Это прекрасная песня»!

Кстати, на нее мы сняли самый дорогой мой клип, который обошелся нам в 21 тысячу 600 долларов. Снимали на пленку «Кодак», проявляли в Будапеште. Чтобы провести ее через границу, нужно было 300 долларов дать пограничникам, чтобы не вскрывали пять бобин и не светили их. В съемках задействовали вертолет. Спасибо другу, который дал мне его на пару часов. Деньги на клип одалживал у друзей. Муж Таи Повалий Игорь Лихута дал, Виталий Билоножко, брат добавил. Режиссером был Владимир Балкашинов, но Марина потом все равно по-своему все перемонтировала. После выхода этого клипа в творчестве Павла Зиброва началась третья волна популярности.

Лет десять назад был такой случай. Сижу у себя в театре, вдруг в 11 часов дня раздается звонок из Одессы: «Павел Николаевич, вы выступаете на юбилеях, на свадьбах, я понимаю, что это ущемляет достоинство артиста. Все пьют, курят, разговаривают, а вы поете, но я готов компенсировать это хорошим гонораром». Думаю, какой умный человек, надо двойную цену запрашивать. — «Я директор банка, хочу сделать для супруги на 45-летие подарок. Она без ума от вашей песни „Женщина любимая“. Приедете?» — «А почему нет? Когда?» — «Сегодня. Частный самолет вас заберет». Приехал я в ресторан, там человек 15 гостей и именинница — роскошная блондинка в корсете. Спел я для нее раза три «Женщину любимую», потом еще с ней дуэтом, пригласил на танец. Танцую и думаю: «Когда же я работать начну?» И тут подходит ее муж: «Спасибо, что уважили». Такого короткого и дорогого корпоратива в моей карьере больше не было.

— Добрый день. Это Надежда из Винницы. Павел, скажите, чем занимается ваша дочь, она строит карьеру певицы?

— Диана у нас совсем взрослая, учится на третьем курсе в Институте международных отношений. Она очень творческий человек, пишет стихи, сценарии, закончила курсы дикторов. Сама нашла их на Подоле, оплатила из своих сбережений. Видит себя на сцене. Такая возможность у нее будет на моем юбилейном концерте. Это отличный старт — заявить о себе на главной концертной площадке страны. Диана будет представлять гостей, номера. А кто это может сделать лучше, чем близкий человек? Кроме того, Петр Мага специально написал песню «Розмова з батьком», которую мы с Дианой исполним дуэтом. Это будет премьера.

— Здравствуйте, Ирина из Харькова звонит. Павел Николаевич, вы счастливый человек? О чем еще мечтаете?

— Да, я счастлив. У меня прекрасная семья, дочь радует, всю жизнь занимался любимым делом. Никогда не ходил на работу только потому, что так надо, а жил и живу своим делом 24 часа в сутки. Судьба подарила встречи с гениальными людьми. Для артиста очень важно найти своих авторов. В этом плане мне повезло. Прежде всего кланяюсь Юрию Евгеньевичу Рыбчинскому, научившему создавать песни. Он обтесал, направил, отсек лишнее. И сейчас учусь у него, ведь в его поэзии каждая фраза — поэма, а четверостишие — роман. Поэтому усталости от работы нет. Наоборот, когда возникает перерыв, чувствую себя некомфортно.

С каждым годом все больше ценю время, хочется еще что-то сделать, написать, воплотить, снять. С большим интересом снялся в фильме «Инфоголик», в «Зибрембо» в двух программах, в КВН, принял участие в «Голосі країни», где исполнил арию Мистера Икса. Это так понравилось поклонникам, что включил эту песню в концертную программу. Для меня исполнение таких значимых вещей — все равно что выступать в высшей лиге. Это подстегивает, заставляет ежедневно заниматься вокалом, чтобы держать себя в хорошей форме.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»