В полночь с 6 на 7 июля наступает один из самых таинственных и волшебных народных праздников — Ивана Купалы. Когда-то наши предки называли его Іван-травник, Іван-чаклун, Купайло. По церковному календарю он совпадает с рождеством пророка Иоанна Предтечи, который окрестил Иисуса Христа в водах реки Иордан.
С языческих времен люди, встречая Купалу, вечером выходили к реке и устраивали веселые игры вокруг украшенного цветами и лентами деревца — Марены. Накануне Ивана самые отчаянные смельчаки отправлялись на поиски волшебного цветка папоротника, чтобы стать удачливым и обрести счастье. Девушки, гадая на суженого, пускали на воду венки, а влюбленные пары прыгали через костер, желая очистить свои отношения магией огня… Многие древние традиции и красивые обряды сохранились до наших дней.
Праздник Ивана Купалы всегда приходится на Петров пост, до окончания которого (12 июля) верующие воздерживаются от употребления мяса, молочных продуктов и яиц. Этот летний пост нестрогий, поэтому к празднику хозяйки всегда готовили рыбные блюда. Кроме того, поскольку на Петровку уже начинались полевые работы, покос, строго канонов поста придерживались только пожилые люди. Так, в Густынской летописи (составлена в Густынском монастыре в начале XVII века) есть упоминание о том, что во время поста мужчины-хлеборобы ели не только рыбу, но и молочные продукты, а также сало. Правда, это не касалось дней строгого поста, среды и пятницы, когда к обеду готовили лишь кашу да грибную юшку. В старину, говоря о питании в этот период, мужчины шутили: «Великий пiст — це пiст, а Петрiвку баби вигадали, щоб сир і масло зiбрати». Видимо, поэтому в старину на Иванов день устраивались обильные застолья с варениками, пирогами с вишней, рыбой, медовыми коржиками… За праздничным столом мужчин, трудившихся в поле, угощали и пряженим салом, и солониной с молодой картошкой, и подчеревиной с чесноком. Из горячительных напитков на столах были пиво, фруктовые наливки и даже горилка. Снедью полагалось поделиться с родными, кумовьями и соседями. Отдельные корзинки собирали для нуждающихся: одиноким старикам и сиротам несли не только еду, но и полотно на сорочки и рушники, обувь, а также деньги.
Рыба с овощами
Для приготовления потребуется:
- 1 кг рыбы — карп, хек или минтай,
- 150 г лука,
- 350 г болгарского перца,
- 0,5 кг помидоров,
- 30 г муки,
- подсолнечное масло, соль, черный перец.
Подготовленную рыбу порезать, посолить, обвалять в муке и обжарить до образования румяной корочки.
Нарезанный полукольцами лук поджарить до полуготовности, добавить порезанный длинными кусочками сладкий перец и тушить под крышкой. Когда перец станет мягким, добавить измельченные помидоры, соль, черный перец и тушить до готовности. Жареную рыбу и овощи переложить в сотейник и дать прокипеть.
Накануне праздника, 6 июля, отмечается день памяти мученицы Агриппины. На Горпину Купальську (так святую называли в народе) собирали травы для купания младенцев и мытья головы. Вечером развешивали на воротах и входных дверях стебли крапивы, вставляли серпы и косы, пытаясь таким образом отпугнуть ведьм, которые ночью могут явиться, чтобы навести порчу. В домах на подоконниках раскладывали не только крапиву, но и любисток, барвинок, коноплю, полынь, ветки вербы. Считалось, что для защиты от нечисти послужат даже зеркала и… рваные мужские штаны.
Купала — праздник молодежный. С давних времен парубки и девчата с нетерпением ждали этой магической ночи, ведь в это время можно было раскрыть немало тайн. Накануне парни и девушки устанавливали на берегу реки главный символ праздника — куклу-деревце, называемое Купалой, Марой, Мареной. В Украине кукол делали по-разному. Так, на Волыни и Подолье срезали тройную ветку (либо молодое дерево) вербы, груши или березы. Центральная веточка была «головой», а боковые — «руками». На «голову» вешали венок, обвивали ее бусами, «руки» украшали лентами, цветами, бубликами, коржиками, испеченными в виде птичек. На Полтавщине плели соломенную куклу, которую одевали в костюм замужней женщины, правда, и девичьи ленты ей привязывали. Марену обвивали венками из зелени, украшали сладостями. А перед тем, как утопить куклу в речке, бублики и пирожки снимали и раздавали детям.
В гуляньях участвовали только незамужние девушки и холостые парни, люди семейные собирались на реке своим кругом. Как правило, на Купалу выбирали себе пару, чтобы начать встречаться, а осенью сыграть свадьбу. О будущем счастливом браке девчата пели:
«Купайла на Йвана.
На долині корч калини,
На калинi три соловейки,
Три соловейки —
Всi три веселенькi.
Перший соловейко —
Молодий Василейко.
Купайла на Йвана.
На Волині три зозуленьки,
Три зозуленьки —
Всі три веселенькi.
Перша зозуленька —
Молода Ганнуня…»
По народным традициям, только после Ивана разрешалось купаться в речках и озерах. Люди говорили, что в этот день и пророк освятил воду, и солнце в нее окунулось — вода стала святою, чистою та цiлющою. Стоит ли говорить, что предки считали невероятно полезными купания в праздник на рассвете: «Це додає здоров’я та краси, змиває біль, невдачі, непорозуміння». Обязательно ходили в баню и первый раз в этом году хлестали себя свежим березовым веничком, который так и назывался — «Іванський віник».
С верой в чудодейственную силу солнца и воды связан также обычай купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, затем выжимали из него влагу и умывались.
Согласно поверьям, любое растение в ночь на Ивана обретает чудодейственные свойства, поэтому знахари и целители на рассвете собирали лекарственные травы: чабрец, зверобой, череду, мяту, полынь, мелиссу, золототысячник… Зелье это называлось иванками, его высушивали, освящали в церкви и хранили в полотняных мешочках. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьи ушки использовали при болезнях почек и нарывах, отвар ромашки и полыни применяли при отравлениях и болях в животе, а тысячелистник — для аппетита и как противоглистное средство.
Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкопав корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль. На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди крестились и говорили: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала, нам на помiч давала!»
На Ивана-травника запасались и оберегами. К примеру, в Карпатах мужчины отламывали от небольшой смереки верхушку, с которой глава семьи обходил пастбище и огороды, чтобы уберечь хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от злых духов и молний. Старались раздобыть и Иванову голову — так называли двойной колос ржи. Легенда гласит, что обладатель этого талисмана может без труда находить клады.
Главный обряд Ивана Купалы — очищение огнем. Ночью хлопцы приносили на холм у реки хворост, который заранее собирали по всему селу. Просить дрова не полагалось, для купальского костра односельчане оставляли перед воротами поленья, а также старые вещи: соломенные коврики, рассохшиеся бочки, сломанные прялки, ушаты, корзины и прочую утварь. Парни сбрасывали все это в мешки и тащили к реке. Разжечь костер поручали старейшим жителям деревни. Причем огонь деды должны были добыть одним из древних способов и до появления на небе первой звезды. Кстати, наши предки приписывали купальским кострам магическую силу. Люди верили, что, прыгая через огонь, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия. «За цiлий рiк плигала, усе лихо пiд ноги стоптала!» — приговаривали девчата.
Купальский костер также помогал парубкам и девчатам выяснить, ранним или поздним будет брак. «Ой, на горі горіли купальські вогні. А то не вогні горять, то ж дівчата ходять», — пели парни и девушки, брались за руки и прыгали через огонь. Если пара при этом не разнимет рук, значит, они вскоре поженятся и станут жить дружно и счастливо. Через огонь перескакивали и семейные люди, считавшие, что, чем выше подпрыгнешь, тем здоровее будешь…
На Полтавщине рядом с костром складывали крапиву, через которую тоже нужно было перескочить. На Слобожанщине делали три травяных «вогнища» из колючего бурьяна — чертополоха. Прыгали босиком: с хорошим разбегом — через первую кучу, с небольшим — через вторую и с места — через третью. Считалось, что самые ловкие участники этого обряда здоровыми будут и «не втратять свою долю». Отказываться от испытания не полагалось, чтобы не упустить удачу.
А еще на Ивана девушки гадали, когда будет свадьба и с какой стороны ждать сватов. Вечером красавицы плели веночки из 12 трав. Каждая украшала венок по-особенному, чтобы не перепутать с чужим, а в середину ставила свечку. Ночью девушка у реки зажигала свечу, пускала свой венок на воду и шла за ним по берегу: «Пливи, віночку з барвіночку, за миленьким…»
Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — ще дiвуватиме, потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок прибьется, ведь оттуда и любимый придет. Если венок быстро приставал к берегу и свеча продолжала ясно гореть, значит, замуж выйдешь в своем селе.
На Полтавщине и Слобожанщине существовал и такой обычай. Суженый девушки старался перехватить ее венок. Для этого хлопцы даже лодки на воду спускали. В некоторых селах парни прыгали в воду и старались вынырнуть с венком любимой девушки на голове. На следующий день парубки хвастались своими трофеями. А те девицы, чей венок так и не оказался в руках парня, грустили, ведь это означало, что думать о замужестве еще рано.
Кстати, если девушка не решилась бросить на воду свой венок, она забирала его домой и сберегала «на покутті». Раз «він побував на святі», то приобрел лечебные свойства.
Ну и конечно же, купальской ночью смельчаки пытались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цветет всего несколько секунд. Легенда обещает, что счастливчику откроются все клады, он будет понимать язык птиц и животных, покорит сердце самой красивой девушки, а также станет удачливым во всем: хто цю квiтку знайде — щастя матиме.
Утром 7 июля, отстояв праздничную службу в церкви, девушки шли на берег реки к деревцу — Марене, водили вокруг него хороводы и пели песни:
«Ходили дівчаточки
навколо Мареночки,
Зелені дубочки —
то парубочки,
Червона калина —
то дівчина…»
Парубков в хоровод не пускали. Пока девушки пели, ребята договаривались между собой, как похитить и поломать Марену. Чтобы уберечь деревце, девушки старались перехитрить хлопцев и подсунуть им вместо Марены охапку колючих сорняков. После шуточной битвы молодые люди вместе купали деревце в реке.
Некоторые смельчаки прыгали за ним в воду, что считалось очень рискованным поступком, так как, согласно поверьям, в этот момент деревце окружено разной нечистью. Искупав Марену, ее с криками и смехом ломали на части так, чтобы каждому досталась веточка. Самые ловкие старались забрать верхушку, приносящую счастье. Веточки несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. А на Галичине было принято закреплять ветки под крышей дома — на богатство.
Кстати, кроме деревца, наряжали и самую красивую девушку. Ее тоже называли Мареной. На Слобожанщине в день Ивана Купалы парни приносили своим возлюбленным срубленное молодое деревце клена или вишни, а также угощали их ягодами. Сладкий гостинец означал, что парубок вскоре посватается.
А еще наши предки следили в праздник за погодой и делали свои прогнозы на урожай: «Росяний ранок на Івана — буде врожай на огірки та горіхи», «Дощ — на неврожай», «Коли на Йвана буде просо з ложку, то буде i в ложці».
Фото EPA/UPG