Україна

Кабмин принял стратегию повышения безопасности дорожного движения: до 2020 года аварийность снизится вдвое?

8:30 — 6 липня 2017 eye 725

В Украине на протяжении последних лет сложилась крайне негативная ситуация с безопасностью дорожного движения. Только представьте себе: по данным полиции, каждые 20 минут на дорогах нашей страны случается ДТП, каждые 1,5 часа происходят аварии с пострадавшими и каждые 2 часа в дорожном происшествии погибает человек! В прошлом году количество ДТП увеличилось на 14,2 процента (всего — 158 тысяч 776 случаев), а пострадавших в них людей — на 6,4 процента (всего — 33 тысячи 613 человек). И вот наконец этой проблемой озаботилось руководство нашей страны, поставив перед собой амбициозную задачу — снизить аварийность на 50 процентов. Какими же методами собираются достичь этой цели?

Качественная дорога провоцирует водителей превышать скорость, что приводит к серьезным ДТП

Основная причина высокой аварийности в Украине в том, что в течение многих лет этой проблемой комплексно и системно никто не занимался. Раньше, как правило, во всем винили Госавтоинспекцию: мол, плохо работает, поэтому и аварийность высокая. Но одним лишь контролем и штрафами с этой проблемой, видимо, не справиться, ведь с появлением полиции ситуация на дорогах отнюдь не улучшилась. Потому что безопасность напрямую связана, кроме прочего, с качеством дорожной инфраструктуры, эффективностью законодательства и согласованностью работы всех органов власти, задействованных в сфере дорожного движения. Однако у нас в стране эффективной государственной политики по управлению безопасностью движения нет.

Впрочем, появилась робкая надежда, что плачевная ситуация может измениться к лучшему. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман одобрил стратегию повышения безопасности дорожного движения на период до 2020 года и поручил разработать и подать в правительство проект госпрограммы снижения уровня смертности и травматизма от ДТП.

А в конце июня в Киеве прошел первый международный Конгресс по вопросам реформирования системы управления безопасностью дорожного движения в Украине. В нем приняли участие украинские чиновники и западные эксперты. На конгрессе обсудили нынешнюю государственную политику в сфере дорожной безопасности, презентовали основные аспекты стратегии и рекомендовали, как ее реализовать. Самые дельные предложения войдут в проект госпрограммы.

Выполнение поставленной стратегией задачи снизить до 2020 года аварийность на дорогах Украины на 50 процентов видится пока нереальным, но, как говорится, время покажет.

Один из важных этапов повышения безопасности — улучшение дорожной инфраструктуры. Правительство уже второй год активно занимается реконструкцией и строительством дорог. Кроме положительного эффекта, такая модернизация несет в себе и ложку дегтя: по утверждению первого замминистра инфрастуктуры Евгения Кравцова, замечено, что после ремонта магистралей на них… увеличивается аварийность. Дело в том, что качественная дорога провоцирует водителей превышать скорость, что часто приводит к серьезным ДТП. Поэтому, по словам Евгения Кравцова, при улучшении дорожной структуры обязательно нужно решать вопросы повышения безопасности — строить барьеры, разделяющие противоположные потоки транспорта, подземные и надземные пешеходные переходы, прокладывать новые объездные дороги в стороне от населенных пунктов, проводить инженерную ликвидацию мест ДТП и внедрять интеллектуальные системы управления движением.

В свою очередь, руководитель «Укравтодора» Славомир Новак сообщил, что его ведомство пред­лагает обустроить как минимум 500 кольцевых развязок вместо нынешних нерегулируемых перекрестков, а также тысячу надземных и подземных пешеходных переходов. Кроме того, Славомир Новак предложил ограничить разрешенную скорость движения в городах.

— Пришло время снизить скорость в городах с 60 до 50 километров в час, — сказал руководитель «Укравтодора». — Такая мера позволит существенно повысить безопасность, что подтверждает многолетний европейский опыт, в том числе и моей Польши. Мы в свое время провели широкую кампанию, разъяснив водителям, что эти 10 километров в час играют важную роль и реально помогают сохранить жизнь пешеходам.

Эффективная реализация мер по повышению безопасности невозможна без надлежащего финансирования. В этой сфере есть позитивные сдвиги. Как сообщил глава подкомитета безопасности дорожного движения Верховной Рады Игорь Диденко, Украина впервые за долгие годы получила защищенную статью в госбюджете по финансированию безопасности на дорогах. Это предусмотрено Законом «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», которым создан Государственный дорожный фонд Украины. Большая часть денег из этого источника предназначена на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог, но при этом 5 процентов отчислений будут четко направляться именно на обеспечение безопасности движения. По словам народного депутата, половину средств, полученных от оплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, планируется направлять на безопасность.

Предположительно, система автофиксации нарушений заработает уже осенью, причем камеры будут подстерегать водителей в самых неожиданных местах

Многие украинские водители знают, что закон об автофиксации нарушений правил дорожного движения, принятый еще в 2015 году, на практике до сих пор не заработал. Как объяснил глава транспортного комитета Верховной Рады Ярослав Дубневич, одной из причин задержки является несовершенство этого закона, который по-прежнему нарушает конституционные нормы. Для решения проблемы разработан соответствующий законопроект № 5314, устраняющий действующие противоречия, о котором «ФАКТЫ» писали в номере за 10.11.2016 года. Он уже одобрен профильным (транспортным) комитетом и подготовлен к рассмотрению в первом чтении. По мнению народного депутата, на голосование документ будет вынесен лишь в следующую сессию. До этого профильным ведомствам нужно подать в Кабмин все необходимые нормативные акты, которые позволят новой системе полноценно функционировать. То есть теоретически автофиксация может заработать уже осенью текущего года. Хотя, скорее всего, этого не произойдет, так как, помимо подготовки документов, нужно провести тендеры по закупке камер видеофиксации, затем приобрести их и установить на дорогах.

Не менее масштабная и серьезная задача — организация Центра обработки информации, сотрудники которого на основе данных, полученных с камер видеофиксации, должны будут формировать так называемые «письма счастья» — почтовые уведомления для владельцев транспорта о наложении штрафов за нарушения правил дорожного движения. По предварительным расчетам полиции, для качественного обслуживания системы автофиксации необходимо набрать на работу впечатляющий штат новых сотрудников — около 14 тысяч человек.

Напомним, что ранее в руководстве полиции неоднократно заявляли, что камеры видеофиксации в первую очередь установят в местах концентрации ДТП — там, где нарушения правил приводят к авариям. При этом выяснилось, что камеры будут подстерегать нарушителей и в неожиданных местах — на железнодорожных переездах. Об этом сообщил заместитель директора Департамента безопасности дорожного движения «Укрзалiзниці» Андрей Мельничук. По его словам, ведомство планирует оснастить все наиболее оживленные железнодорожные переезды камерами видеонаблюдения. В первую очередь, информация будет использоваться для нужд железнодорожников — по ней собираются отслеживать ситуацию на переездах: загруженность, работу дежурных и правопорядок. В будущем, когда заработает система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, «Укрзалiзниця» не исключает возможности передачи данных о прегрешениях водителей на переездах в полицию.

Если законопроект № 5314 примут, скорость движения будут контролировать не только камеры автоматической видеофиксации нарушений. За соблюдением скоростного режима станут следить полицейские с помощью радаров. Об этом рассказал на конгрессе первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Украины Алексей Белошицкий. По его словам, в числе прочего упомянутым проектом закона сотрудникам полиции предоставляется право использовать любую свою фото- и видеотехнику, в том числе и автоматическую, а также подобные средства, находящиеся в чужом владении. Таким образом, полицейские получат возможность ловить лихачей с помощью ручных радаров, таких как, к примеру, «Визир» и TruCam.

Возможно, уже во вполне обозримом будущем контроль над соблюдением водителями правил дорожного движения усилится, а дорожная инфраструктура начнет обретать не только относительно ровные поверхности, но и ряд важных элементов, которые позволят повысить безопасность. Очень хочется надеяться, что принятая Кабмином стратегия оставит след не только на бумаге и в выступлениях чиновников. Ведь от этого зависят жизни и здоровье тысяч наших соотечественников.