Україна

В «Борисполе» заявили, что готовы к любому аудиту переговорного процесса с авиакомпанией Ryanair

0:30 — 13 липня 2017 eye 374

Продолжается разбор полетов из-за того, что крупнейший европейский лоукостер Ryanair отказался работать в Украине.

«Мы готовы привлекать различных перевозчиков, но не любой ценой»

Как сообщали «ФАКТЫ», премьер-министр Владимир Гройсман провел спецсовещание, на котором поручил возобновить переговоры с Ryanair с привлечением третьих лиц, а также обратиться в НАБУ и Антимонопольный комитет, чтобы выяснить, не было ли нарушено законодательство Украины во время переговорного процесса между авиакомпанией и украинской стороной. «Мы открыты и готовы привлекать различных перевозчиков, в том числе компании, которые работают по модели low cost. Но не любой ценой, — подчеркнул премьер-министр. — Условия работы должны быть конкурентными. Мы всем должны предложить одинаковые базовые условия».

Между тем в аэропорту «Борисполь» заявили, что переговоры с Ryanair по финансовым вопросам были обречены с момента фиксации ставки полетного сбора с пассажира в размере 7,5 доллара. «В начале переговорного процесса со стороны аэропорта «Борисполь» неоднократно был высказан ряд предостережений о невозможности удовлетворения в полном объеме их финансовых ожиданий в силу специфики украинского законодательства и конфликта модели лоукост-аэропорта и хабового аэропорта, каковым является «Борисполь», — говорится в сообщении.

По информации «Борисполя», для удовлетворения требований Ryanair была уменьшена ставка пассажирского сбора с 17 до 13 долларов для всех авиакомпаний, «что означает для нас недополучение ежегодно 360 миллионов гривен». «Ставка данного сбора устанавливается приказом Министерства инфраструктуры. Без соответствующего измене­ния получения ожидаемых Ryanair 7,5 доллара за одного пассажира не могло произой­ти», — объясняют в «Борисполе».

Ранее директор аэропорта Павел Рябикин сообщал о требовании ирландского лоукостера предоставить массу бесплатных услуг, в том числе выделение земли под строительство гостиницы. В «Борисполе» заявили, что готовы «к любому аудиту переговорного процесса с авиакомпанией Ryanair на предмет экономической целесообразности, взвешенности позиции руководства аэропорта, юридической корректности и недискриминации других контрагентов аэропорта с позиции законодательства о защите экономической конкуренции». Директор аэропорта готов нести ответственность за все решения, принятые в ходе переговорного процесса с авиакомпанией.

Отставку Павла Рябикина будет инициировать министр инфраструктуры Владимир Омелян, но сам увольняться не собирается. По его словам, переговоры с Ryanair продолжались более пяти лет. Министр сообщил, что половина региональных аэропортов не имеет полноценной взлетной полосы (как в Одессе, например), половина — терминала (Гостомель). «Почему пассажиры должны летать не из Киева, если в „Борисполе“ есть два пустых терминала? — возмущается министр. — Аэропорт государственный, терминалы построены за государственные средства, пока они не работают, аэропорт на содержание каждого из них тратит около 250 миллионов гривен в год. Один терминал используется для проведения культурных мероприятий, выставок и тому подобное. Фуршеты организовывать можно, летать — нет?! Не слишком жирное место для развлечений?!»

Министр считает, что разглашение условий договора Рябикиным произошло целенаправленно, чтобы Ryanair ушел, хлопнув дверью. По его мнению, надо было продолжать договариваться, в том числе и по «бесплатным» требованиям авиаперевозчика. «Я убежден, что Ryanair может быть в Украине. Вопрос в том, что не может один министр бороться за это», — подчеркнул Омелян.

«По сути, ирландцы предложили отменить всю систему поборов, которая действует сегодня в «Борисполе»

Впрочем, все не так однозначно. В скандале нет правых и виноватых. Так, эксперт общественной организации «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов в комментарии LB.ua отметил: «В «Борисполе» достаточно сложная система пассажирских сборов. Если подсчитать, сколько платят пассажиры за свое обслуживание в аэропорту, то можно смело выходить на цифру в 50 долларов. Кроме стандартного «пассажирского» сбора в 17 долларов есть еще сбор на развитие украинской авиации, сбор на авиационную безопасность, сбор с авиакомпаний за взлет-посадку (отражается в авиабилете), запредельные ставки аренды, которые доходят до 200 долларов за квадратный метр (отсюда кофе по 40 гривен и сэндвичи от 80 гривен).

Есть еще ряд сборов, которые пассажир не видит, но чувствует «на своем кармане». Все это ушлые ирландцы предложили заменить на единый сбор в 7,5 доллара. То есть, по сути, отменить всю систему поборов, которая действует сегодня в «Борисполе». Естественно, аэропортовая «мафия» с этим не согласилась и начала проект саботировать. Не меньше чиновников напугали перспектива решать все спорные вопросы в Лондоне, как того требовали в Ryanair".

В свою очередь бизнесмен Илья Кенигштейн рассматривает ситуацию с точки зрения особенностей украинской экономики: «История Ryanair в Украине — это не только история крупнейшего европейского ультра-лоукостера, который шантажирует ультиматумами неповоротливый менеджмент отечественной госкомпании, сделав заложниками ситуации сотни людей, купивших билеты. Это также история фейла «Борисполя», инфраструктуру которого за последние 10 лет растащили по кускам. В итоге концепция, в которой государство частично субсидирует стоимость билетов Ryanair, доплачивая за каждого пассажира, а аэропорт зарабатывает до 80 процентов за счет неавиационных доходов (стоянки, такси, магазины беспошлинной торговли, рестораны), у нас не работает. Потому что в собственности аэропорта ничего этого уже давно нет.

Ryanair, открываясь в том или ином аэропорту, прямо либо опосредованно создает мощный пассажирский трафик, массу рабочих мест и возможностей для малого и среднего бизнеса. Именно на этом Ryanair строит свою модель, выторговывая оптимальные для себя условия. И именно благодаря цене за свои билеты является одной из самых популярных авиакомпаний Европы. А в ситуации, когда у аэропорта — только взлетно-посадочные полосы и диспетчерская вышка, а все остальное уплыло кумовским конторам, такое невозможно.

У меня нет никаких сантиментов в отношении руководства Ryanair и выбранной ими модели поведения. Они, не подписав договор с «Борисполем», начали продажу билетов и, подписав договор с аэропортом во Львове, цинично принесли его в жертву шантажу. Но надо понимать, что Ryanair, как и H&M, easyJet, IKEA, Apple, PayPal, Google Wallet, Amazon Payments, Tesco, Starbucks, Burger King, Peek & Cloppenburg, Walmart и многие другие — могут вписаться только в ту систему, которая не обманывает саму себя. Другими словами, у нас Ryanair хочет зарабатывать, а не заниматься реформами, делая грязную работу вместо тех, кто должен".