Культура та мистецтво

Основатель «масок-шоу» георгий делиев: «профессия клоуна была для меня в детстве настолько фантастичной, что я даже мечтать о ней не смел. Казалось, что полететь в космос намного проще»

0:00 — 1 грудня 2009 eye 1638

Грандиозным концертом в Киеве одесская комик-группа отметила свое 25-летие

Георгий Делиев — режиссер, актер и основатель известной и любимой народом комик-труппы «Маски». Помимо этого, он рисует картины, играет рок-н-ролл, выпустил три альбома с песнями собственного сочинения, снимается в кино, пишет сценарии к кинофильмам, придумал дизайн ресторана при собственном театре «Дом клоунов». А еще Делиев колесит по миру с многочисленными спектаклями и принимает участие в знаменитом «Снежном шоу» своего учителя и наставника Вячеслава Полунина. На днях вместе со своим коллективом он отпраздновал 25-летие «Масок».

«Если смотреть без перерыва все выпуски «Масок», на это уйдет больше двух суток»

- Даже не верится что «Маскам» четверть века стукнуло.

- Время летит. Наш коллектив был создан в 1984 году. Тогда при Одесской филармонии объявили набор актеров в ансамбль пантомимы. Первым приняли в штат Бориса Барского, затем пришли другие артисты, но первое время у коллектива не было художественного руководителя. Вот тогда-то меня разыскали и попросили вернуться в Одессу. Я в то время жил в Кишиневе, где работал архитектором (это мое первое образование) и параллельно возглавлял театр пантомимы.

Первой постановкой комик-труппы «Маски» был спектакль «Белое и черное». Позже, спустя несколько лет, пришла идея снимать кино о приключениях «Масок». Первый фильм сделали за границей. Это были «Маски» в Колумбии». Мы как раз гастролировали в этой стране, вот и сняли игровой фильм для одной из одесских телекомпаний. Правда, затем продали его российскому телевидению. С этого и начался сериал «Маски-шоу». Куда мы только не отправляли наших героев. «Маски» были в тюрьме и больнице, в опере и на суде, в армии и на секретном объекте. Даже грабили банк! Всего за 25 лет снято более 100 получасовых серий! Если смотреть все выпуски без перерыва, на это уйдет больше двух суток. Представляете?

- Круто! Слава на вас свалилась внезапно?

- Как раз нет. Поначалу никто, кроме нас, не верил, что то, чем занимаемся, может стать серьезным творчеством и прокормить артистов. Все думали, что мы так и останемся придворным коллективчиком, заполняющим дыры в концертах. Считали, это будет местечковое шоу на уровне Одесской области. Однако в течение полугода события начали развиваться совсем по-другому. Через год мы уже стали дипломантами различных конкурсов, через два — лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Нас показывали по телевизору, а постановка «Тыць-тыць, мана-мана» стала шлягером. Мы даже стали задирать носы…

- Что, первые симптомы звездной болезни появились?

- А как же, не без этого. Благо все выздоровели на ранних стадиях, иначе вряд ли смогли бы сохранить коллектив. Кстати, первые серии «Масок» подвергались ТАКОЙ жесткой критике. Отзывы были исключительно негативными. В какой-то газете вышла разгромная статья. Писали, что наши выступления — сплошная безвкусица. Все, что мы делаем, пошло, непрофессионально, несмешно и очень глупо… Я ужасно расстроился! ТАК испереживался! Это потом зрители привыкли и даже полюбили нас. Да и критики вместе с телевизионным руководством привыкли и поутихли.

«Из заброшенного здания, в котором обитали гигантские крысы, мы сделали театр»

- Вы много ездите с гастролями, а первую загранкомандировку помните?

- Это было круто. Первая поездка — и сразу в капстрану, к тому же в Японию! В 1989 году еще существовал Советский Союз, но уже немножко стал приподниматься железный занавес. Тогда мне казалось, что японцы давно уже живут в XXI веке. Помимо того что в бытовом плане буквально все поражало воображение, народ очень добрый, веселый, доверчивый и наивный. Японцы так похожи на детей. Второй раз поехали в Страну восходящего солнца в 1992-м, снимали «Маски» в Японии». Работать было очень легко.

- На что гонорар из той поездки потратили?

- По-моему, все, что заработали, там же, в Японии, и оставили. Везли домой, в страну тотального дефицита, все подряд: начиная от джинсов и заканчивая большой роскошью того времени — видеомагнитофонами. Кстати, сейчас я коллекционирую редкие барабаны, скрипки, антикварные духовые инструменты. Привожу их отовсюду, где только приходилось побывать. Иногда играю на этих инструментах. Но в основном они висят у меня на стенах, радуя глаз.

- Многие ваши коллеги отменяют концерты, а вы, не побоявшись эпидемии гриппа, решили не переносить празднование юбилея до лучших времен.

- «Маски» лечат от различных болезней, в том числе и от гриппа, поэтому и не стали отменять юбилей. 25 ноября устроили грандиозное шоу в Театре русской драмы имени Леси Украинки. Надеюсь, для киевлян и гостей столицы это был хороший курс смехотерапии. Юмор помогает в самых, казалось бы, сложных ситуациях.

- Кризис по вас сильно ударил?

- Корпоративов, конечно, стало меньше, а вот в наш театр «Дом клоунов», находящийся в Одессе, зрителей больше приходит. В этом году театру исполнилось шесть лет. В свое время мы взяли абсолютно заброшенное здание, кишащее гигантскими крысами, с протекающей крышей и прогнившими полами. Это был один из последних государственных кинотеатров в городе. Сегодня у нас на всех спектаклях аншлаги. Видимо, люди хотят в тяжелое время отвлечься от ежедневных проблем.

- По случаю юбилея Президент присвоил вам звание народного артиста Украины. Теперь вам положена прибавка к пенсии и место на хорошем кладбище…

- Да-а-а? Не знал по поводу льгот. Надо навести справки. Если честно, я уверен, что НАРОД сделал нас народными артистами, а не чиновники. Хотя я дружу со многими сильными мира сего.

- Первого января вы еще один юбилей отметите — 50-летие. Даже как-то не верится. Гулять с размахом будете?

- В новогоднюю ночь, как это чаще всего происходит, буду работать. У меня, конечно, случаются бурные дни рождения, совмещенные с Новым годом, финал которых плохо помню (смеется). Я родился за пятнадцать минут до Нового года: в 23. 45 31 декабря, но зарегистрировали меня первым числом следующего года. Так что, можно сказать, родители «омолодили» меня на целый год!

В этот раз от празднования столь круглой даты вряд ли удастся откосить, поэтому решил устроить праздник на Старый Новый год. Хочу сделать в этот день театрализованное шоу — бенефис Барского и Делиева с интригующим названием «Два по пятьдесят».

- В свои почти 50 вы пребываете в прекрасной форме. Наверное, секрет знаете, как оставаться таким молодым. Спорт? Диеты? Еще что-то?..

- Секрет знаю. Спорт, диеты, еще что-то… Но это ведь СЕКРЕТ!

«Очень жаль, что Кира Муратова выбросила в «Мелодии для шарманки» огромный кусок моей роли. Но ей виднее»

- Вы из приличной советской семьи. Неужели родители не были против, что их сын мечтает стать клоуном?

- Я даже не мечтал! Уж слишком фантастичной представлялась для меня профессия клоуна. Я хотел быть космонавтом, как все нормальные советские дети. Казалось, что стать космонавтом намного легче, чем клоуном. Мое детство прошло в Новой Каховке Херсонской области, а родился я в Херсоне. Но уже больше тридцати лет живу в Одессе. А родители у меня действительно люди серьезные: педагоги. Папа директор школы, мама учитель математики и физики.

- Наверняка вы были круглым отличником.

- Нет, учился неплохо, но звезд с неба не хватал и отличником не был.

- Сейчас отличников батанами дразнят.

- Не знаю, кто такой батан, меня дразнили Дилей, Физиком и Рыжим. Кстати, Рыжим до сих пор многие друзья называют. А еще кличут ЖорЫком. Родители, близкие Юрой зовут, хотя по паспорту я Георгий. Папа с мамой всегда очень деликатно высказывали свое мнение: мы думаем, что так было бы правильнее, но ты поступай, как считаешь нужным. Так они говорили всегда. В детстве, если я безобразничал, что-то не то делал, могли и надавить. Помню, застав в шестом классе за курением, отчитали по полной программе. Хотя я с детства был за здоровый образ жизни (улыбается). Занимался всеми видами спорта, правда, не больше года — быстро надоедало.

- Георгий, говорят, вы один из любимых актеров Киры Муратовой.

- Ну не знаю, наверное, это лучше у Киры Георгиевны спросить…

- В ее новой картине «Мелодия для шарманки» вы сыграли главную роль. Муратова — дама с характером, вам как с ней работалось?

- Мне с ней всегда легко. Она необычный человек, это правда! Непредсказуемый, не от мира сего, видит все по-своему, поэтому и создает ТАКИЕ образы! Муратова снимала меня в четырех своих картинах. В «Настройщике» с Ренатой Литвиновой Кира предложила мне главную роль. И вот совсем недавно вышла лента «Мелодия для шарманки». В этой картине Муратова выбросила огромный кусок моей роли. Было жаль, но у нее свое видение, а спорить с Кирой бесполезно (улыбается).

- Говорят, ваша дочь как-то притащила домой бездомную кошку, которую вы назвали Кирой. В честь Муратовой?

- Да, она по характеру похожа на Киру Георгиевну. Такая же непредсказуемая и независимая.

- Дочка Яна по отцовским стопам не собирается пойти?

- Частично. Кроме того что она актриса и танцовщица, еще и преподает степ в коллективе «Умелые ноги». Зрители помнят ее по роли девочки-проказницы во многих сериях проекта «Маски-шоу». По образованию Яна психолог, помогает мне как исполнительный продюсер в некоторых проектах. Так что это тот вариант, когда яблочко от яблоньки недалеко падает…