18 августа 1991 года первый и последний президент СССР Михаил Горбачев был взят под домашний арест в крымском поселке Форосе
14 августа 1992 г. Началась грузино-абхазская война.
15 августа 1877 г. Томас Эдисон предложил использовать в качестве приветствия при общении по телефону слово hello.
16 августа 1772 г. Согласно первому разделу Польши Галичина, Холмщина, Бельское, Подольское и часть Волынского воеводств перешли под власть Австрии.
17 августа 1903 г. Американский издатель и журналист Джозеф Пулитцер учредил Пулитцеровскую премию (самая престижная награда в области литературы, журналистики, музыки и театра).
18 августа 1862 г. В Миннесоте (США) началась война американцев с индейцами сиу.
19 августа 1960 г. В СССР на орбиту был отправлен космический корабль, на борту которого находились две собаки — Белка и Стрелка.
20 августа 1897 г. Индийский врач и паразитолог Рональд Росс обнаружил возбудителей малярии (болотной лихорадки).
Августовские события 1991 года (путч), после которых начался стремительный развал Советского Союза, до сих пор таят в себе немало тайн. Одна из них связана с личностью первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева — был ли он жертвой преследований со стороны Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) или… сам являлся соучастником гэкачепистов?
Согласно официальной точке зрения Горбачев — жертва заговорщиков, которые хотели сорвать подписание в Ново-Огареве союзного договора, намеченного на 20 августа 1991 года. Этот договор должен был кардинально реформировать разваливающуюся страну. Согласно тексту соглашения, союзным республикам должны были перейти практически все государственные полномочия, вплоть до сбора и распределения налогов и проведения самостоятельной внешней политики. За союзным центром оставались лишь вопросы обороны и некоторые аспекты координации общего управления. То есть вместо крепкого единого государства намечалось создание конфедерации. Рано или поздно такого рода образование ждал распад.
Ряду высших руководителей СССР подобная перспектива не нравилась, и они решили сорвать подписание соглашения, введя в стране чрезвычайное положение. 18 августа члены ГКЧП вылетели в крымский поселок Форос, где отдыхал Горбачев. Они попросили президента согласиться на чрезвычайное положение, но убежденный демократ Горбачев якобы ответил категорическим отказом. И тогда гэкачеписты отключили телефоны и прочую связь с внешним миром, а самого президента вместе с семьей заключили под домашний арест. «Я был полностью лишен связи, отключен, с моря блокирован кораблями, а с суши — войсками», — рассказывал Михаил Сергеевич.
*В видеообращении 20 августа 1991 года Михаил Горбачев рассказал о причинах своего заточения на госдаче в Форосе
Утром 19 августа члены ГКЧП не только ввели в Москву танки, но и заявили об отстранении Горбачева от властных полномочий якобы в связи с болезнью. Президент из форосского заключения освободился лишь после провала путча. Отпор путчистам дали вышедшие на баррикады москвичи под руководством президента России Бориса Ельцина. Люди Ельцина выехали в Крым и привезли Горбачева в Москву живым и невредимым.
Однако вышедшие в 1994 году из-под ареста члены ГКЧП один за другим стали обвинять Михаила Сергеевича в предательстве, утверждая, что чрезвычайное положение было с ним согласовано 18 августа. Бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов: «Несколько человек поехали в Форос, чтобы сказать Горбачеву, что новоогаревские соглашения принимать нельзя. Он выслушал, пожал им руки и сказал: „Действуйте, черт с вами“. Никакой блокады Горбачева к этому времени не было: вы только представьте, приехали пять человек, а у него около ста человек охраны». Генерал армии Валентин Варенников, действовавший от имени ГКЧП в Украине: «Наша встреча в Форосе закончилась ничем. Ее результаты были весьма туманными, как это бывало вообще в большинстве случаев, когда Горбачеву приходилось принимать решения по острым вопросам. В заключение он сказал: „Черт с вами, делайте, что хотите. Но доложите мое мнение“. Мы переглянулись — какое мнение? Ни да ни нет? То есть он давал добро на эти действия, но сам объявлять чрезвычайное положение не хотел». Глава ГКЧП Геннадий Янаев: «Горбачев мне прямо сказал: „При необходимости действуйте решительно, но без крови“. Никто его в Форосе не блокировал».
По мнению некоторых историков, Горбачев понял, что при готовящейся слабой конфедерации он как президент СССР фактически лишается власти. И тогда решил столкнуть лбами сторонников реформ и их противников, чтобы посмотреть, за кем окажется реальная сила — а там видно будет…
Из воспоминаний генерала КГБ Льва Толстого (внучатого племянника знаменитого писателя), охранявшего президента СССР в Крыму: «Горбачев мог рассчитывать, что ГКЧП поможет ему в борьбе с тем же Ельциным. Судя по поведению Михаила Сергеевича, его ничто не возмутило, он не принял никаких решений, не дал четких команд, не рвался из своего заточения. Иначе говоря — все было пущено на самотек. Быть может, он надеялся, что вернется в Москву героем».
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»