Осенью ожидается обострение в противостоянии владельцев авто с зарубежной регистрацией с фискальной службой, подготовившей законопроект, в котором для них предусмотрены штрафы, равные стоимости автомобиля
О проблемах владельцев авто с зарубежной регистрацией, которые прибегают к различным сомнительным схемам удешевления транспорта, «ФАКТЫ» писали неоднократно. Пока владельцы нерастаможенных автомобилей блокируют таможенные пункты нашей страны и устраивают акции протеста под Верховной Радой, Государственная фискальная служба (ГФС) тихо и планомерно ведет с ними необъявленную войну. Недавно таможенники предали огласке свои успехи, и их масштабы впечатлили. Не меньше взбудоражили автомобильную общественность и решения судов в отношении владельцев таких авто об уплате штрафов на сумму, превышающую 2 миллиона гривен! Фискалы также признались, что для отлавливания водителей авто на так называемых бляхах они прибегают к различным уловкам. А для того чтобы владельцев машин с иностранной регистрацией было проще привлекать к ответственности, даже подготовили новый законопроект. Похоже, власть имущие решили разрешить проблему использования в Украине авто на иностранной регистрации именно таким недемократичным способом?
В конце июля Киевский апелляционный административный суд постановил наложить на владельца Audi A4 на польских номерах штраф в размере 443 тысячи гривен. Такое взыскание было применено согласно статье 485 Таможенного кодекса Украины (ТКУ), предусматривающей ответственность в размере 300 процентов от общей суммы налогов. А владельца Mercedes-Benz E320 тот же суд наказал еще более впечатляющим штрафом — 1,6 миллиона гривен!
Подобные решения суда второй инстанции могут стать своеобразным звоночком для других судов, и при рассмотрении аналогичных дел они с высокой долей вероятности начнут выносить подобные решения. Эти судебные решения — по сути, предупреждение о грядущих неприятностях для всех тех, кто уже ездит на нерастаможенных автомобилях, ведь, как оказалось, подобных исков от Государственной фискальной службы в судах сейчас очень много. Об этом на пресс-конференции сообщил заместитель директора Департамента организации противодействия таможенным нарушениям ГФС Украины Алексей Северин.
По словам чиновника, почти 80 процентов зафиксированных за первое полугодие 2017 года таможенных нарушений, совершенных физическими лицами, приходятся на нарушение сроков ввоза транспортных средств в режиме транзит и временного ввоза.
— За 7 месяцев текущего года ГФС зафиксировала около 9 тысяч нарушений правил транзитного перемещения транспортных средств, — рассказал Алексей Северин. — Их владельцам было начислено штрафов на сумму 46,6 миллиона гривен. Ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 470 Таможенного кодекса Украины. Если срок транзита превышен не более чем на сутки, то владельцу грозит предупреждение или штраф в размере 170 гривен. В случае превышения менее 10 суток штраф составляет 3400 гривен, если же этот период составляет более 10 дней, то сумма штрафа возрастает до 8500 гривен.
При этом чиновник отметил, что штрафы за нарушение сроков временного ввоза еще выше (статья 481 ТКУ). Так, если срок ввоза превышен не более чем на трое суток, водителю грозит штраф в размере 850 гривен, свыше трех суток, но не более десяти — 5100 гривен, а более десяти суток — 17 000 гривен.
— За нарушение статьи 481 Таможенного кодекса только за первое полугодие 2017 года нарушителям начислено к уплате 22,1 миллиона гривен, — подчеркнул заместитель директора Департамента организации противодействия таможенным нарушениям ГФС.
Вместе с тем, по словам Северина, самые большие штрафы придется заплатить тем водителям, которые используют нерастаможенные автомобили в коммерческих или других целях. Штраф за такое нарушение составляет 300 процентов неуплаченной суммы таможенных платежей (статья 485 ТКУ). За 7 месяцев 2017 года было обнаружено 164 таких нарушения, а владельцам авто начислено штрафов на сумму 69,9 миллиона гривен. Кстати, в 2016 году общая сумма штрафов по этой статье составила 155,2 миллиона гривен, хотя те судебные решения не получили широкой огласки.
В этом году ситуация иная. Как сообщил Алексей Северин, из заведенных 164 дел по статье 485 ТКУ в судах обжалуется 67, а из почти 9 тысяч протоколов по статье 470 ТКУ (нарушения правил транзита) в суде обжаловано всего 321 и прекращено 75. Из почти 2 тысяч протоколов по статье 481 ТКУ (нарушения временного ввоза) в суде обжалуется всего 11 и прекращено 9 дел.
Как утверждает юрист, управляющий партнер группы компаний Rezar Group Назар Ужвий, штраф по 485 статье ТКУ грозит не всем владельцам автомобилей на иностранной регистрации, а только тем, кто эксплуатирует «свежие» машины, которые можно растаможить (не старше 2010 года и отвечающие требованиям Евро-5). То есть на те транспортные средства, официальные таможенные платежи с которых можно подсчитать. По мнению правозащитников, начислить штраф в 300 процентов недополученных таможенных платежей на старшие по возрасту машины, отвечающие более низким экологическим требованиям, суды не имеют права. Растаможка на них не установлена, поскольку ввозить в Украину подобные машины запрещено…
Кроме того, заместитель директора Департамента организации противодействия таможенным нарушениям ГФС сообщил, что в некоторых областях Украины таможенники совместно с Нацполицией проводят целевые рейды по выявлению автомобилей на иностранной регистрации, водители которых нарушают таможенное законодательство. При этом, по словам чиновника, действующее законодательство не дает им возможности эффективно проводить такую работу, поэтому частенько таможенникам приходится прибегать к хитрым уловкам.
— Проблема в том, что у полиции не так уж много прав останавливать такую машину, а у таможенников — еще меньше, — говорит Алексей Северин. — Так, сотрудница одной из таможен просто вызвала такси с такими номерами, и на водителя-нарушителя составили протокол.
Чтобы подобных нарушителей было проще привлекать к ответственности, фискалы разработали законопроект, предусматривающий штраф в размере 100 процентов стоимости автомобиля за нарушение сроков его пребывания в Украине (более 20 суток). Планируется также предусмотреть возможность конфискации такого транспорта. По словам чиновника, проект ГФС уже согласован с Минфином и Минэкономразвития. Осталось только получить согласие Госрегуляторной службы, после чего его можно передавать на рассмотрение Кабмина. С учетом того, что в конце мая президент Порошенко своим указом № 146/2017 (см. «ФАКТЫ»
Скорее всего, показательные судилища не обретут массового характера. Это своего рода предупреждение власти, что управа на незаконопослушных граждан есть, а ответственность за нарушение таможенного законодательства вполне реальна и достаточно строга. Это также тревожный сигнал для тех, кто только задумался над возможностью приобретения по дешевке авто на иностранной регистрации, что экономить таким противозаконным способом не стоит.
Предлагаемое ужесточение наказания от ГФС в будущем позволит сделать ввоз нерастаможенного автомобиля невыгодной затеей. А уже в сентябре, когда начнется очередная сессия Верховной Рады, нардепам придется наконец-то принять компромиссное решение, которое, не идя вразрез с государственными интересами, удовлетворит владельцев авто на «бляхах».
Однако последним расслабляться не стоит, считает член комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.
— Если пользователи автомобилей на транзитных номерах будут объединены, у них есть шанс провести законопроект, который будет устраивать и ГФС, и участников дорожного движения, и тех, кто сегодня уже завез такие автомобили, — считает нардеп. — Но если они позволят себя разделить, появятся шансы у противников таких людей, которые уже заработали на этом теневом бизнесе колоссальные деньги.
Прекрасно понимают это и руководители всеукраинского объединения собственников авто на еврономерах «Авто Евро Сила». Они обещают собрать 6 сентября под стенами Верховной Рады 100-тысячную акцию владельцев машин с иностранной регистрацией, напомнив власти о своих требованиях. «Или власть услышит свой народ и начнет принимать справедливые, человеческие законы, или получит мощный социальный протест», — сообщает «Авто Евро Сила» на своей странице в «Фейсбуке».
А 14 августа неподалеку от Белой Церкви Киевской области неизвестные обстреляли автомобиль главы «Авто Евро Сила» Олега Ярошевича. К счастью, он не пострадал. Полиция открыла по этому факту уголовное производство по статье «Хулиганство» Уголовного кодекса Украины.
Страсти накаляются. Какой будет развязка, — узнаем совсем скоро…
P. S. По разным оценкам, в Украине находится от полутора до двух миллионов автомобилей с иностранными номерами. В приграничных регионах сейчас около 80—90 процентов всех машин — с иностранной регистрацией.