Україна

«После обряда посвящения в совершеннолетние мальчика в синагоге осыпают конфетами» (фото)

11:00 — 22 серпня 2017 eye 871

По населенным пунктам юга Украины колесит уникальная передвижная синагога, помогая местным жителям знакомиться с еврейской культурой и религией

Четверо студентов иудейских школ из США, Европы и Израиля — сыновья раввинов южных областей Украины — разработали проект первой Еврейской экспедиции мицва-мобиля в Украине. И на каникулах вместо отдыха на море воплощают его в жизнь, ежедневно посещая один из населенных пунктов задуманного маршрута.

«В большинстве городов на нашем маршруте нет синагог»

— Мицва-мобиль — это передвижная синагога, — рассказал «ФАКТАМ» член херсонской еврейской общины, сын главного раввина Херсона и Херсонской области Менахем Вольф. — Экспедиция организована Федерацией еврейских общин Украины и проходит под девизом «Даже от одного хорошего дела может засиять свет!». Кроме меня, в экспедиции участвуют мой двоюродный брат Менди Вольф — сын главного раввина Одессы и Юга Украины, Эли Эрентрой — сын главного раввина Запорожья и Запорожской области — и Мендель Готтлиб — сын главного раввина Николаева и Николаевской области. Нам по 21—22 года.

Мобильные синагоги впервые появились в 1974 году в Нью-Йорке, там раввины на двух трейлерах ездили в разные районы города, чтобы рассказывать людям о Торе и ее заповедях. Потом эта идея была реализована в Израиле, несколько лет назад — в России и Белоруссии. И вот теперь у нас в Украине.

Экспедиция началась 2 августа. Автокемперу «Фиат» предстоит посетить 20 населенных пунктов. Позади уже Каховка и Новая Каховка, Геническ и Алешки (бывший Цюрупинск) Херсонской области, Никополь Днепропетровской области, Мелитополь, Бердянск и Токмак Запорожской области, Очаков Николаевской. Впереди — Одесская область.

— Насколько я знаю, вы собирались побывать в еврейских общинах, где нет культовых иудейских сооружений. Но и в Запорожье, и в Одессе есть синагоги!

— Да, в большинстве городов на нашем маршруте действительно нет синагог, — говорит Менахем Вольф. — Но раз уж мы приехали в область, то нельзя пропустить ни областной центр, ни синагогу. Там мы тоже проводим мероприятия для местной общины. Когда люди видят наш мицва-мобиль, получается, что им не надо идти в синагогу, синагога приходит к ним. Кстати, был интересный эпизод в Очакове: нашу машину увидела еврейская семья из Одессы, которая даже не знала, что в этом городе есть еврейская община! Благодаря нам люди нашли друг друга.

После мероприятий в Очакове мы отправились проводить шабат в большой общине Николаева.

— А какие обряды вы еще проводите?

— Например, бар-мицва — обряд посвящения еврейского мальчика. Мальчик, которому исполнилось 13 лет и один день, уже считается совершеннолетним. Но это не значит, что он может покупать алкоголь. Это значит, что теперь он несет ответственность за свои поступки, свои отношения с Богом и окружающими людьми. В этот день он также наматывает и возлагает на себя тфилин, потому что с 13 лет еврей должен исполнять эту заповедь. Тфилин — это две маленькие черные коробочки из кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы, одну из которых при помощи ремешков укрепляют на руке, на середине бицепса, другую — на голове на линии роста волос.

В Мелитополе мы впервые возложили тфилин мальчику, которому исполнилось 13 лет. А в шабат (мы были в городе в субботу) его вызвали к Торе и осыпали конфетами.


*В населенных пунктах, куда прибывала синагога на колесах, раввины проводили обряды

— Конфетами?

— Приглашение к Торе почетно, туда вызывают только совершеннолетних мужчин. И, чтобы от этого дня остался сладкий вкус, женская половина синагоги забрасывает совершеннолетнего мальчика конфетами. В Бердянске этот обряд мы провели для близнецов Миши и Алеши.

— Знаю, что вы также прикрепляете мезузы в общинных центрах и в домах…

— Мезуза обязательно должна быть дома у каждого еврея! Внутри специального футляра, прикрепляемого к внешнему косяку двери в еврейском доме, находится маленький свиток пергамента, на котором написаны самые важные отрывки из Пятикнижия Моисеева. И в этом году мы решили: раз уж синагога разъезжает по всем городам, то надо помочь евреям поставить мезузы у них дома. Взяли с собой более 300 штук. И, надо сказать, их уже не хватает.

«Тору нельзя трогать руками, человеку дают особую указку, которой можно водить по священному тексту…»

— Наверняка за время вашей экспедиции случались интересные встречи?

— Одна из них произошла в Никополе, куда мы попали случайно, — продолжает Менахем Вольф. — Просто не туда свернули. Мы встретили там еврея, пережившего Холокост. Он рассказал, что в семь лет его освободили из фашистского концлагеря. Ему за 80, и только сейчас он с нашей помощью впервые надел тфилин. Спустя 72 года он наконец-то смог совершить настоящую месть геноциду…

— Говорят, вы вручаете кошерные продуктовые наборы.

— Да. В набор входит масло, рис, кукуруза, мясо, молочные продукты, макаронные изделия, мука. Изначально, когда мы только разрабатывали наш проект, думали, что он будет проходить так же, как во всем мире. Везде синагога на колесах раздает членам еврейской общины только духовную пищу. Но так как в Украине сейчас сложная экономическая ситуация, мы решили, что надо помочь людям и материально.


*Кроме пищи духовной, четверо студентов иудейских школ доставили членам еврейской общины кошерные продукты

— Чем займетесь после завершения экспедиции в Одессе?

— Целый год мы учимся — кто в Украине, кто в Израиле, кто в США. А летом у нас каникулы. Только вместо того, чтобы ехать на море, мы решили заняться этим проектом. Мицва-мобиль будет ждать следующего года: у нас принято, что хорошее дело нельзя прекращать, его надо продолжать. Поэтому надеемся, что в следующем году с Божьей помощью у нас будет два мицва-мобиля и сможем ездить не только по югу, но и по другим областям страны.

Очень приятно, что во многих населенных пунктах, куда мы приезжали, нам помогали местные власти. В мире этот проект существует уже более 40 лет, и не везде его так радушно принимают. А в Украине, слава Богу, все идет отлично. В Мелитополе, где мы оставались на субботу, идя по улице, постоянно слышали: «Шалом! Шабат Шалом!» (слова приветствия, пожелание удачи. — Авт.). Негативной реакции ни у кого не было, только позитивная.

В Мелитополе синагога появилась в первые годы основания населенного пункта — в 1836 году. А в 1890-м в городе построили комплекс еврейских зданий: начальную школу хедер, старшую школу талмуд-тора и хоральную синагогу, в которой был свой хор, исполнявший псалмы. Местные краеведы, ссылаясь на старожилов, рассказывают, что послушать музыку сюда приходили люди со всей округи. И неважно, какой они были национальности… Сто лет спустя, по официальной переписи населения, в Мелитополе на идиш говорили 44,7 процента жителей города. Сейчас в городской еврейской общине насчитывается до 500 человек.


*В Мелитополе участники экспедиции пели с детьми еврейские песни и танцевали, проводили познавательные игры и мастер-классы

— Мы очень ждали приезда передвижной синагоги, — рассказывает председатель мелитопольской городской еврейской общины Анна Стаценко. — В этом специально оборудованном автобусе есть все необходимое для совершения ритуалов.

Пока взрослые слушали рассказ и смотрели видеоролик о шабате, для деток в другом помещении проходили мастер-классы. Малыши разукрашивали привезенные ребятами цдаки — деревянные ящички для пожертвований в виде домиков. Надо было видеть глаза мальчишки Влада Сташко, на которого первый раз надели тфилин, вызвали к свитку Торы, дали ему еврейское имя и показали в Торе его личную букву! Тору нельзя трогать руками, человеку дают особую указку, которой можно водить по отрывку священного текста…

Когда христиане спрашивают меня, что же необыкновенного в том, что подростка вызвали к Торе, я отвечаю: «Представьте, что в православном храме вам доверили нести самую главную святыню».