Кардиохирург борис тодуров: «сейчас только в нашем центре пересадки сердца ждут 30 больных в возрасте от 14 до 34 лет. За последний год погибло 20 таких пациентов»

0:00 — 11 грудня 2009 eye 688

Самый современный кардиологический центр Украины вот уже год не может получить лицензию на проведение этих сложных операций. Хотя такое право в нашей стране имеют более 20 медицинских учреждений, где не было проведено ни одной пересадки органов

«Нужную сумму для операции за границей нам не собрать»

- Я постоянно прислушиваюсь к тому, как дышит муж, и дышит ли он вообще, — говорит 37-летняя киевлянка Светлана.  — Пять лет назад Володе поставили диагноз дилатационная кардиомиопатия. Мне сразу объяснили, что лечение при такой болезни только одно: пересадка сердца. Но у нас еще было время. Сердечная мышца справлялась с нагрузкой, однако с каждым днем становилась все более дряблой. И вот сейчас врачи сказали, что операцию нужно проводить как можно скорее.

Светлана пришла к кардиохирургу Борису Тодурову на прием, чтобы мужа включили в лист ожидания трансплантации.

- Я же знаю, что Борис Михайлович — единственный кардиохирург, который успешно сделал несколько подобных операций в Киеве, — продолжает женщина.  — Но, оказывается, доктор, который умеет пересаживать сердце, не имеет права это делать! Киевскому Центру сердца не дают лицензию на проведение трансплантаций. Все, что мы можем сейчас, это писать письма в Минздрав Украины с просьбой выдать лицензию Центру сердца. Ведь нужную сумму для операции за границей нам никогда не собрать. Муж перестал работать после того, как ему поставили диагноз. Он постоянно задыхается, физические нагрузки ему категорически противопоказаны. Наши 16-летняя дочь и шестилетний сын, посовещавшись, сказали мне: «Мама, давайте продадим квартиру, чтобы вылечить папу!»

В этот вторник наша газета рассказала историю 16-летнего Саши Лаврентьева из Полтавы. Уже пять месяцев подросток находится на грани жизни и смерти из-за больного сердца. Спасти его может только пересадка. Операцию парень ожидает в московской клинике, куда несколько дней назад были перечислены деньги на трансплантацию — 800 тысяч гривен! Эту сумму выделил один из кандидатов в президенты страны.

- В Украине же пересадка сердца обходится приблизительно в сто тысяч гривен, — говорит доктор медицинских наук, главный кардиохирург Киева, директор столичного Центра сердца Борис Тодуров.  — То есть на эту сумму мы могли бы помочь восьми пациентам. Возможно, и супругу Светланы, которая молит меня о помощи, а я вынужден ей отказывать из-за того, что нет лицензии.

Клиника неслучайно находится рядом со столичной Больницей скорой помощи. Именно сюда каждый день поступают пострадавшие в ДТП. В таких ситуациях очень часто получают несовместимые с жизнью черепно-мозговые травмы. Не секрет, что смерть одного человека, безусловно, кем-то любимого и дорогого, может спасти несколько больных людей… Для пересадки берут не только сердце, но и почки, печень, сетчатку глаз. И в подобном случае донорское сердце не придется везти через весь город — нужно сделать всего десяток шагов, чтобы оказаться в кардиохирургической операционной.

«В Белоруссии в прошлом году только начали делать трансплантации сердца. Уже провели девять успешных операций!»

Первая пересадка сердца в Украине была проведена почти десять лет назад. Тогда Борис Тодуров лично вез донорское сердце в специальном холодильнике из Института нейрохирургии в Институт имени А. Шалимова, где работал в тот момент. До сих пор кардиохирург не может забыть пробки, образовавшиеся в тот день на дорогах из-за снегопада. И как он боялся опоздать, ведь сердце можно пересаживать в течение четырех часов…

- К нам очень часто обращаются люди, нуждающиеся в пересадке, — продолжает Борис Тодуров.  — И в ответ на мои объяснения о лицензии говорят одно и то же: «Что же вы не продолжаете то, что начали еще десять лет назад?» В нашем Центре сердца уже создан лист ожидания пациентов, которым нужна пересадка. Сейчас в нем 30 человек в возрасте от 14 до 34 лет. За минувший год погибло 20 пациентов.

Врачи показали нам список медицинских учреждений Украины, которые имеют разрешение на забор донорских органов и их пересадку. Их более двадцати. Но в большинстве этих больниц никогда не было сделано ни единой пересадки органов.

- Редко кому удается найти средства на операцию за границей: в России, Польше, Германии, — говорит член правления Международной благотворительной фундации «Лiкар. Iнфонд», исполнительный директор Лариса Слюнченко.  — Мы знаем об этом, потому что за последние несколько лет все чаще размещаем на сайте LIKAR. INFO призывы людей, нуждающихся в пересадке сердца. То, что Саше Лаврентьеву перечислили необходимые для операции 800 тысяч, — исключение. Как правило, больные угасают и уходят… Мы давно сотрудничаем с Борисом Тодуровым, знаем, что он и его коллеги реально могут помогать нуждающимся. И сейчас призываем всех — пациентов, их родных, журналистов, неравнодушных людей — обращаться в Минздрав Украины с требованием выдать Центру сердца лицензию, разрешающую проведение операций по пересадке сердца. Это только в одной киевской клинике на листе ожидания 30 больных, а в общей сложности в нашей стране на данный момент две тысячи пациентов нуждаются в трансплантации сердца. Собирая средства для больных, получается, что мы финансируем здравоохранение чужих государств, а не развиваем свое.

Мы не будем приводить статистику европейских стран, где успешно проводят операции по пересадке сердца. Достаточно сказать, что в соседней Белоруссии в прошлом году только начали делать такие трансплантации. Уже провели девять успешных операций!

- В этом году в Украине от свиного гриппа умерло несколько сот человек, — добавляет Борис Тодуров.  — Это буквально повергло всех в панику. А ведь ежегодно сотни тысяч(!) больных погибают от сердечно-сосудистых заболеваний. Почему-то никого эти цифры не шокируют. Кроме того, существуют листы ожидания пересадки почек, печени. Таких людей в нашей стране тоже много. Украинские трансплантологи пытаются помочь своим пациентам с помощью так называемой родственной пересадки: почку или часть печени берут у близкого человека больного. Но не всегда родной может стать донором, и тогда надежда только на донорский орган. Все операции по пересадке дорогостоящие. Но ведь жизнь человека — бесценна.