Світ

«В Германии за обучение в автошколе и получение прав начинающему водителю нужно заплатить порядка двух тысяч евро»

8:45 — 1 вересня 2017 eye 1393

Автолюбители, более полугода находящиеся в ФРГ, обязаны вновь сдавать экзамены и менять украинские права на местные

С началом действия безвизового режима между Украиной и ЕС наши туристы стали активнее посещать европейские страны. Одни добираются в Европу самолетами, другие — поездами, третьи — на автомобилях. Впрочем, многие украинцы арендуют авто, уже приехав на отдых. Тем, кто планирует путешествовать по европейским странам на взятой напрокат машине, следует знать несколько важных правил. Так, Общегерманский автомобильный клуб (ADAC) опубликовал памятку, посвященную аренде автомобилей за границей. Как пишет «Немецкая волна», эти советы универсальны и полезны не только немецким туристам, но и автомобилистам из других стран.

При аренде автомобиля нужно проверить, зафиксированы ли в протоколе передачи машины все имеющиеся на ней повреждения

Эксперты предупреждают автолюбителей, что расчетный день аренды составляет 24 часа. То есть если вы взяли машину в десять утра, то сдать ее необходимо в соответствующий день до десяти утра. Если есть возможность заранее составить оптимальный график поездки, то, не опоздав к расчетному времени, можно сэкономить деньги за целый день аренды, а не платить за несколько дополнительных часов как за сутки. При заключении договора аренды ADAC рекомендует опцию full-to-full: брать машину с полным баком горючего и сдавать с полным баком, ведь тарифы на дозаправку в компании по аренде могут существенно превышать фактические расходы. Заливать полный бак лучше прямо перед возвратом автомобиля, а квитанцию следует сохранить — на случай, если в автопарке вдруг возникнут вопросы.

При выборе страховки для арендованного автомобиля советуют не экономить, а заключить договор на полное покрытие всех расходов — полное каско, в том числе и на случай угона. Сумма страхования гражданской ответственности не должна быть меньше миллиона евро. По статистике, часто у людей возникают проблемы из-за трещин на стеклах, поцарапанных дисков и испорченных шин. Поэтому нужно обращать внимание на эти пункты при заключении договора — страховой полис должен их покрывать.

Тем, кто планирует много ездить, эксперты рекомендуют выбирать тарифы без ограничения пробега, чтобы в случае превышения лимита не платить за дополнительные километры по завышенным ценам. Также нелишним будет заранее обсудить дополнительные услуги, например, предоставление детского автокресла. Тарифы в разных компаниях могут существенно отличаться. К примеру, аренда детского автокресла на испанской Майорке обойдется летом от 50 до 80 евро в неделю. Если вам нужна навигационная система, то лучше заранее выяснить стоимость этой услуги или позаботиться об альтернативе: взять свой навигатор или скачать карты для приложения на мобильном телефоне, помня при этом о возможных расходах на мобильный Интернет. Эксперты утверждают, что таким образом можно сэкономить до ста евро в неделю.

Во время завершения процесса бронирования нужно проследить, чтобы в договоре была указана окончательная сумма, включая все страховки и дополнительные услуги. После получения ключей следует внимательно осмотреть машину и проверить, зафиксированы ли в протоколе передачи автомобиля все имеющиеся царапины, вмятины и другие повреждения. Осмотр при сдаче машины следует обязательно проводить в присутствии представителя прокатной фирмы, после чего получить письменный протокол, подтверждающий отсутствие новых повреждений.

«Права, в том числе без указания срока действия, действительны для поездок за границу»

В последнее время в прессе не раз появлялась информация о том, что на территории стран — членов Евросоюза у наших водителей с правами без срока их действия могут возникнуть проблемы, а также о том, что с 1 января 2018 года международные украинские права станут недействительными. Как объяснили «ФАКТАМ» эксперты информационной кампании «Відкрий Європу», эта тема возникла, поскольку Соглашением об ассоциации с ЕС предусмотрена имплементация Украиной соответствующих директив, которые касаются водительских удостоверений.

Согласно документам, Украина должна перенести их положения в национальное законодательство до 1 ноября 2017 года. Директивами предусмотрено: оснащение водительского удостоверения микрочипом для его большей защищенности; установление срока действия удостоверения для водителей частного транспорта — максимум 15 лет и для водителей-профессионалов — 5 лет, а также обязательное прохождение медицинского осмотра.

— Значит ли это, что наши водители, собирающиеся за рубеж на отдых или по делам, должны будут менять права? — поинтересовались «ФАКТЫ» у экспертов информационной кампании «Відкрий Європу».

— Нет. Для краткосрочных поездок в страны Евросоюза можно продолжать пользоваться действительными сегодня водительскими удостоверениями. В том числе и теми, которые не имеют срока действия — ламинированными или в виде пластиковой карты. Согласно Международной конвенции о дорожном движении, требование указывать в удостоверении водителя срок действия стало обязательным с 29 марта 2011 года. Однако выданные до этой даты права, в том числе без указания срока действия, остаются действительными также и для поездок за границу. Точно такой же принцип заложен и в директивах ЕС, которые касаются водительских удостоверений.

— Проверяют ли удостоверения водителя при въезде на территорию Евросоюза?

— Проверка водительского удостоверения не входит в компетенцию пограничных и таможенных служб стран — членов ЕС, это не предусмотрено также и Шенгенским визовым кодексом. То есть если пограничник в числе других документов просит показать и удостоверение водителя, он не намерен проверить срок его действия.

Кстати, на сайте Главного сервисного центра МВД Украины есть информация, в каких странах украинцам можно пользоваться национальными правами, а в каких — международными. Так, по национальным документам можно ездить практически по всей Европе: по Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Польше, Португалии, Сербии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, а также Великобритании и Северной Ирландии. Международные же корочки требуются в Албании, Ватикане, Египте, Исландии, на Кипре, в Канаде, США и Японии.

Но это касается туристов. То есть людей, приехавших в Европу на ограниченное время. Тем же, кто отправился в страны ЕС на работу по контракту, на длительную учебу или же вовсе перебрался на постоянное место жительства, права старого образца нужно со временем менять на местные. Без сдачи экзаменов это можно сделать пока лишь в двух странах ЕС: соглашение с Испанией о взаимном признании водительских прав вступило в силу с 31 октября 2010 года, а с Италией оно начало действовать год назад.

За средний палец, показанный немецкому полицейскому, водителя могут оштрафовать аж на четыре тысячи евро

Как нам сообщили в МИД Украины, полгода назад проект соглашения о взаимном признании прав был передан на рассмотрение французской стороне. Так что на данный момент в большинстве стран ЕС водителям вновь приходится идти в школу. О том, как это происходит в Германии, «ФАКТАМ» рассказала киевлянка Мария, переехавшая в западный регион этой страны более пяти лет назад.

— Те, кто приезжает в страну надолго (независимо от того, есть у них вид на жительство или временное разрешение на пребывание), после полугода должны обращаться в Fahrschule — автошколу, — поясняет Мария. — Персонал проверяет права, видит, что они не признаны в Германии, и записывает автолюбителя на курсы. Помимо этого, нужно обратиться еще в одну организацию, которая проверит, настоящие ли у иностранца права. Там делают копию документа, отправляют соответствующий запрос. Пока длится проверка, можно пойти на обязательные курсы Erste Hilfe. Там рассказывают о том, как оказывают первую помощь, проверяют зрение. Курс рассчитан на один день, стоит он порядка 20 евро. В конце обучения водитель отвечает на устные вопросы, показывает на манекене практические навыки. Документ о прохождении курсов выдают сразу после этого небольшого экзамена.

— А теорию по вождению тоже читают на курсах?

— Можно ходить в школу, а можно учиться дистанционно — в электронном виде есть стандартные билеты на нескольких языках: немецком, английском, русском, турецком… Когда человек считает, что уже готов, он сообщает об этом преподавателю (часто он же является владельцем автошколы), который назначает день теоретического экзамена. Параллельно можно походить и на практические занятия.

— Даже если у тебя большой водительский стаж?

— Преподаватель должен знать, как человек водит машину. Так что без двух-трех уроков все равно не обойтись. Здесь есть моменты, на которые у нас не обращают внимания, а в Германии они очень важны.

— Например?

— Наши зачастую не умеют себя правильно вести на дороге с велосипедами. Их нужно обгонять, соблюдая определенную дистанцию, нужно следить за тем, где размечена велодорожка. Одним словом, уважать двухколесных. А еще перед началом движения водитель обязательно должен проверить, что все пассажиры пристегнуты. Даются отдельные уроки по вождению в темное время суток, на автобанах… Так что особенности есть.

— Сколько стоят занятия?

— Академический час вождения (45 минут) — порядка 45 евро. Запись в автошколу — 100 евро. Один мой знакомый, который получал права, как говорится, с нуля, заплатил за все 1800 евро. Другой, который уже умел неплохо водить и был с отечественными правами, уложился в 800 евро. Само же водительское удостоверение стоит где-то 38 евро.

— Как-то в Австрии нашего водителя оштрафовали за то, что он промедлил с покупкой виньетки — стикера, который клеится на лобовое стекло и свидетельствует о том, что автолюбитель заплатил за пользование автобанами. Он выложил за это нарушение минимальные 100 евро. А на какие суммы штрафуют в Германии?

— Разговоры о введении платы за пользование автобанами велись давно, но я пока не слышала о том, что такое решение уже принято. Что же касается штрафов за превышение скорости, то с нарушителя могут взыскать от 15—20 до 500—600 евро — в зависимости от того, насколько быстро «летел» водитель. А то и права могут отобрать.

Кстати, несколько лет назад в одной из немецких газет была опубликована любопытная информация — таблица штрафов за… оскорбление сотрудника полиции. За то, что человек назвал полицейского «идиотом», ему грозил штраф в размере тысячи евро, «грабителем с большой дороги» — полторы тысячи, а «старой свиньей» — аж две с половиной тысячи евро. Выражающих свое отношение к правоохранителям не словами, а жестами, тоже могут наказать. Если за простое показывание языка выпишут штраф в размере 150 евро, то за оттопыренный средний палец — чуть ли не четыре тысячи евро.

Другие материалы спецтемы «ФАКТОВ» «Хорошо там, где нас нет?» читайте здесь