С 1 сентября в Брюсселе вступил в силу запрет на одноразовые пластиковые пакеты. Всем торговым точкам в столице Бельгии отныне нельзя распространять этот вид упаковки бесплатно или за деньги.
Исключение делается только для закупленных ранее одноразовых пакетов. От них торговцы должны избавиться до 30 ноября.
Новые правила касаются всех брюссельских магазинов во всех секторах торговли, но не затрагивают пакетов, в которые предварительно упаковываются некоторые товары, к примеру, фрукты и овощи. Такая тара будет разрешена к использованию до сентября 2018 года.
На портале Bruxelles Environnement, который является официальным сайтом администрации бельгийской столицы по окружающей среде и энергии, торговые точки смогут продавать многоразовые пластиковые пакеты своим покупателям. К такой таре относятся пакеты толщиной более 50 микрон.
На дверях и прилавках многих магазинов города появились небольшие постеры с информацией для покупателей: «С 1 сентября 2017 года одноразовые пластиковые пакета больше не будут разрешены. Подумайте о том, чтобы взять с собой многоразовый пакет».
Брюссель — далеко не первый регион в мире, решивший отказаться от использования пластиковых пакетов. Так, к примеру, в Валлонии, одной из крупнейших областей Бельгии, пластиковые пакеты запрещены к выдаче на кассах торговых точек еще с конца прошлого года.
Во Франции в середине 2016 года вступил в силу запрет на продажу одноразовых пластиковых пакетов в супермаркетах и на рынках.
В августе нынешнего года Кения ввела самые строгие в мире меры по борьбе с распространением полиэтиленовых пакетов. Здесь вступил в силу закон о запрете на производство, продажу и использование такой тары. Он предусматривает штрафы в размере до почти 40 тысяч долларов, а также тюремные сроки.
Reuters сообщает, что власти уже 40 стран мира заявили о принятии различных по строгости мер по защите окружающей среды от распространения полиэтиленовых пакетов. В это число входят не только развитые государства, но и ряд африканских стран: Кения, Камерун, Гвинея-Бисау, Мали, Танзания, Уганда, Эфиопия, Мавритания и Малави.
Опасность пластиковых пакетов, бутылок, стаканчиков, прочей одноразовой посуды признана важной экологической проблемой во всем мире. Эти изделия разлагаются десятки и сотни лет, нанося непоправимый вред морским экосистемам. От них страдают рыбы и птицы, загрязняются моря, берега, леса. В мировой океан, по подсчетам ученых, ежегодно попадает от 4,8 до 12,7 миллиона тонн пластика.
В Германии крупнейшие супермаркеты, не дожидаясь решения властей, сами ввели ограничения на пластиковые пакеты. Такие сети как Rewe, Real, Lidl и KiK уже отказались от этой тары. На подходе крупнейшая торговая сеть страны Aldi. Теперь возле касс лежат пакеты из плотной бумаги и холщовые сумки, которые можно использовать многократно.
Владельцы Aldi решили пойти дальше: к концу 2018 года они планируют отказаться как от пластиковых, так и от одноразовых бумажных пакетов, постепенно, приучая покупателей носить с собой матерчатые сумки для покупок.
Педантичные немцы подсчитали, что в 2016 году среднестатистический житель Германии использовал 45 пластиковых пакетов. Еще два года назад в стране использовали каждый год по 70 пакетов. Тогда их стоимость была значительно ниже, а во многих магазинах их давали бесплатно. Для сравнения в Ирландии на каждого жителя приходится в среднем только по 16 пакетов.
Власти ФРГ пока не рискуют запрещать их полностью. Следуя рекомендациям Евросоюза, в Германии 60 процентов пластиковых пакетов должны быть платными или заменены на более экологичные варианты. Свыше 350 немецких компаний уже добровольно решились на этот шаг.
Даже магазины, торгующие дорогой одеждой и предметами роскоши, стали упаковывать приобретенные у них товары в тряпичные сумки, украсив их своими логотипами.
Немецкий производитель спортивной одежды и обуви Adidas не только в Германии, но и в филиалах по всему миру упаковывает покупки исключительно в бумажные сумки.
Во Франкфурте-на-Майне многие магазины вообще отказались от пластиковых и картонных пакетов. В качестве альтернативы они выпустили пять тысяч сумок-авосек и раздавали их бесплатно на улице.
По данным последнего опроса социологической службы YouGov, уже сегодня две трети жителей Германии ходят за покупками с холщовой сумкой, рюкзаком, или корзинкой. Только 12 процентов используют пакеты — но не покупают их на кассе, а берут с собой уже использованный мешок. При этом каждый восьмой опрошенный немец вообще никогда не использует пластиковые пакеты. Особенно холщовые сумки давно стали незаменимым аксессуаром немецкой молодежи. С такой не стыдно выйти на публику, что делают даже знаменитости.
Тряпичная сумка появилась как символ экологического движения 70-х годов, но такая форма авоськи существовала еще во времена Древнего Рима и Средневековья. Мода на эти мешки снова распространилась в 2007 году после старта британской экологической кампании I'm not a plastic bag, призывающей отказаться от пластиковых пакетов. Тряпичные мешки действительно удобны для шопинга — они прочные, вместительные и недорогие.
Стоимость модного мешка колеблется от 1,5 до 200 евро! Тряпичные сумки уже появились в коллекциях домов Chanel, Yves Saint Laurent, Marc Jacobs. Если хочется выделиться из толпы, в специальных фирмах можно заказать принт на сумке по собственному эскизу. Таким образом, авоська превращается в объект искусства и становится способом выражения индивидуальности.
Самый известный принт, пожалуй, принадлежит Карлу Лагерфельду, который появился со своей сумкой с надписью Who Karl? На Каннском кинофестивале. Среди знаменитостей-поклонников тряпичных сумок были замечены звезды шоу-бизнеса — Кейт Мосс, Кирстен Данст. Даже у депутатов Бундестага есть теперь своя фирменная «авоська» — серая сумка с принтом гербового орла.
В конце августа в графстве Девон (Великобритания) супруги Ричард и Никола Экерсли открыли супермаркет, где запрещена любая упаковка — пластик, бумага, картон, тряпичные сумки. Все товары, продаваемые в этом магазине, хранятся в диспенсерах. Постоянные покупатели об этом знают и приходят со своими банками. Эту тару можно приобрести и у супругов Экерсли.
Магазин называется Earth. Food. Love- «Земля. Еда. Любовь». Он пользуется огромной популярностью. Ричард и Никола намерены теперь создать целую сеть в Великобритании по такому же принципу. Они уже договорились об открытии своих магазинов в Лондоне и Бирмингеме.