После широкого общественного резонанса и громких заявлений премьер-министра и президента ситуация на рынке сжиженного газа начала меняться к лучшему. С 1 по 4 сентября розничные цены на это топливо снизились на 7 копеек. Сейчас средняя в стране стоимость сжиженного газа составляет 15 гривен 97 копеек. При этом цены на другие виды топлива остаются стабильными. Бензин А-95 продают по 24 гривни 57 копеек, а дизельное топливо — по 21 гривне 90 копеек.
Стоит напомнить, что на прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко поставил задачу снизить цены на сжиженный газ уже к середине сентября, а также пригрозил привлечь к ответственности виновных в возникшем газовом кризисе. Если, конечно, таковых выявят. По словам государственного уполномоченного Антимонопольного комитета Украины Валерия Полюховича, есть объективные факторы, спровоцировавшие рост цен, — это уменьшение импорта сжиженного газа из России и Беларуси. А вот фактов, подтверждающих антиконкурентные согласованные действия, пока нет. И тут возникают вопросы: а действительно, кто виноват и как защитить себя в дальнейшем от повторения подобных ситуаций?
— Давайте посмотрим, как устроен рынок автогаза, и попробуем разобраться в причинах ценового скачка, — предложил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Объем рынка пропан-бутана — 1,5 миллиона тонн. За последние три года он вырос в полтора раза и стал одним из крупнейших в мире. Снабжают Украину три главных источника: отечественные НПЗ, Россия и Беларусь. Есть и другие направления — Казахстан, Польша, Литва, Румыния, морские поставки. Их доля пока невелика, но именно эти «другие» имеют потенциал для увеличения, чтобы удовлетворять растущие аппетиты Украины. Несложно заметить, что доминирующего поставщика сегодня нет.
Крупные экспортеры газа из России и Беларуси основные объемы продают по долгосрочным договорам с формульной привязкой к международным котировкам. А эти котировки выросли в августе почти на 90 долларов за тонну и автоматически нашли отражение в отпускных ценах для украинских компаний.
Основная причина подорожания — нехватка газа у внутренних и зарубежных производителей. Из-за проблем с лицензиями на добычу резко снизила выпуск «Укрнафта». А в России, Беларуси и Казахстане на ремонт остановилось несколько заводов. И все это в разгар сезона! По нашим оценкам, дефицит в августе составлял 20 процентов рынка (до 30 тысяч тонн).
Недостаток топлива поднял цены везде, не только в Украине. Но в нашей стране оптовая стоимость газа выросла намного существеннее, чем в других государствах Восточной Европы. Почему? Проблема в отсутствии запасов. Имеющегося в хранилищах горючего хватит лишь на неделю потребления. Но даже до этих хранилищ газ идет непозволительно долго: у «Укрзалізниці» нет локомотивов. А там, где они есть, их нечем заправлять.
Как видим, цены на газ зависят от наполнения рынка и внешних котировок. К сожалению, в сентябре, который, как и август, является пиковым месяцем по потреблению топлива, эти два фактора будут удерживать высокие цены. Дефицит поставок ощущается по-прежнему, и, скорее всего, насыщение рынка произойдет лишь к началу октября, когда сезон активного потребления пойдет на спад.