В четверг, 7 сентября, во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) состоялась встреча президента России и премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
Выступая затем на пленарной сессии ВЭФ, глава японского правительства заявил: «Всего лишь за один этот год между Японией и Россией начали движение многие вещи, которые мы не могли сделать в течение последних 70 лет. И если продолжать шаги еще один год, а затем еще один год, то мы увидим впереди блестящее будущее японо-российских отношений, раскрывших в полной мере имеющийся потенциал…»
Обращаясь к Путину, Абэ предложи: «Пора поставить точку в такой ненормальной ситуации, когда у нас до сих пор нет мирного договора. Владимир! Давай мы вдвоем выполним эту обязанность. Преодолеем все трудности, оставим молодым людям следующего поколения мир, в котором два государства — Япония и Россия — в полной мере раскроют свой потенциал».
«Самое главное для японско-российских отношений — заключение мирного договора… Мы на этот раз твердо решили, что мирный договор подпишем именно мы», — продолжил Абэ.
Путин в свою очередь отметил, что вопрос мирного договора поднимался во время его переговоров с Абэ, однако не стал уточнять детали обсуждения.
Токио связывает заключение мирного договора с Москвой с решением территориальных претензий. Япония настаивает на том, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи должны принадлежать ей. При этом Токио ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах от 1855 года, заключенный Российской и Японской империями.
Москва традиционно придерживается иной точки зрения. В Кремле указывают на то, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны. Их принадлежность России получила соответствующее международно-правовое оформление, следовательно, не может подвергаться сомнению. Ранее Путин предлагал японским лидерам реализацию совместных проектов по развитию Южных Курил.