Культура та мистецтво

Вдова правнука Карпенко-Карого Валентина Тобилевич: «Любимым блюдом Ивана Карповича был борщ с... раками из местного пруда»

7:15 — 8 вересня 2017 eye 2544

110 лет назад перестало биться сердце выдающегося украинского драматурга

Автор знаменитых комедий «Мартын Боруля», «Хозяин», «Сто тысяч» Иван Карпенко-Карый был представителем рода Тобилевичей, подарившего миру еще трех корифеев украинского театра — Панаса Саксаганского, Николая Садовского и Марию Садовскую-Барилотти. Свой псевдоним Карпенко-Карый составил из имен отца Карпа Адамовича и героя произведения Тараса Шевченко «Назар Стодоля» Гната Карого.

Судьба отмерила выдающемуся драматургу 61 год. О том, каким он был человеком, «ФАКТАМ» рассказала вдова правнука Ивана Карповича Валентина Тобилевич — научный сотрудник заповедника-музея И. К. Тобилевича (Карпенко-Карого) «Хутiр Надiя».

«После смерти жены Надежды не мог себе найти места»

— Валентина Васильевна, как объяснить, что Иван Карпенко-Карый, один из корифеев украинского театра, в конце жизни писал сыну, что жить в Киеве для него дорого, поэтому они с женой склоняются к мысли осесть на хуторе Надия?

— У Ивана Карповича была большая семья. В браке с Надеждой Тарковской (к слову, мало кто знает, что поэт Арсений Тарковский — внучатый племянник Ивана Карпенко-Карого, а сын Арсения Александровича Андрей Тарковский, соответственно, правнучатый племянник) родилось семеро детей. После смерти Надежды Иван Карпович женился на Софии Дитковской, у которой была дочь Мария. Ей и своей дочери от первого брака Орысе Иван Карпович оплачивал образование за границей — учились обе девушки в Париже, а это предполагало большие расходы. Кроме того, достраивал на хуторе дом, где бы нашлось место всем детям и их семьям. Сам же жил весьма скромно.

— Личная жизнь Ивана Карпенко-Карого драматична. Читала, что он и Надежда очень любили друг друга, прожили вместе 13 лет — и вдруг она умерла от воспаления легких.

— Убитый горем, Иван Карпович на ее могиле написал: «Надiйко ти моя рiдненька! Навiщо ти мене лишила з дiтками дрiбними? Прилинь з того свiту i порадь, що менi робити. Мир праху твоєму! Люблячий чоловiк Iван». Не мог найти себе места…

Часто вспоминал, как они познакомились. В 1869 году Иван Карпенко-Карый задумал постановку «Назар Стодоля» по пьесе Тараса Шевченко. Себе взял роль Назара, а найти исполнительницу роли Гали никак не удавалось. И вот однажды пришел в известную в Елисаветграде библиотеку пани Рогальской. Кто-то изумительно играл на рояле. Стал вслушиваться. Пани Рогальская сказала, что так чудесно музицирует Надежда Карловна Тарковская, и, взяв Карпенко-Карого под руку, подвела его к девушке. Когда Надежда закончила играть, Иван зааплодировал и тут же предложил ей исполнить роль Гали в спектакле «Назар Стодоля». Подобно героям пьесы, молодые люди полюбили друг друга.

— Читала, что после смерти Надежды Иван Карпович решил больше никогда не жениться.

— Все так. Но вышло иначе. В 1884 году его арестовали за создание нелегальной политической организации, выступавшей против самодержавия и царизма. Он должен был пять лет отбывать наказание в Новочеркасске — возле Ростова-на-Дону. А дома остались малые дети и старый отец. Карп Адамович очень хотел, чтобы сын женился, ведь управляться с внуками ему было непросто.

А перед ссылкой Иван Карпович познакомился с хористкой Софией, которая на гастролях жила с его сестрой Марией в одной комнате гостиницы. София влюбилась в Ивана Карповича. Когда его арестовали, она открылась в своих чувствах, на что Иван Карпович возразил: дескать, ты еще молодая, у тебя все впереди, а я свою жизнь уже прожил. София была младше на пятнадцать лет.

— Однако, как известно, София отправилась за ним в ссылку.

— Карпенко-Карый был против, просил хорошенько подумать, действительно ли она хочет с ним жить и разделить все трудности. София не сомневалась. Правда, о том, что у нее есть дочь Мария, сразу сказать не решилась. Но когда это открылось, Иван Карпович принял девочку как родную.

Судьба Софии была непростой. Работала у графа, ее изнасиловали. Оставшись без крова над головой и работы, хотела утопиться. На берегу Днепра стала петь о судьбе несчастной девушки. Ее пение услышал прохожий, остановился. А когда уже хотела прыгнуть, схватил ее и удержал от отчаянного поступка.

Это был Микола Лысенко. Он забрал Софию в свою семью. София вспоминала, что попала в совершенно другой мир, где говорили не об обогащении, а о театре, музыке, литературе… Родила дочь. А когда Лысенко и Старицкий создавали хор, стала хористкой и познакомилась с сестрой Ивана Карпенко-Карого Марией Тобилевич (Садовской-Барилотти).

Иван Карпович часто навещал сестру, там встретил Софию. Она поехала за ним в ссылку. Приезжал к нему туда и Старицкий, умолял бросить политику и подумать о судьбе украинского театра, которому не хватало репертуара, писать новые пьесы.


*Заповедник-музей И. К. Тобилевича (Карпенко-Карого) «Хутір Надія» на Кировоградщине посещают много гостей

«Пруд в виде подковы Иван Карпович выкопал сам — на счастье потомкам»

— 11 мая 1886 года Марко Кропивницкий с труппой поехал в Петербург, — продолжает Валентина Тобилевич. — Постановка имела триумфальный успех. Критика писала, что девушки на сцене в своих убранствах выглядели словно живые цветы. Публику поразили и бандуристы. А когда из уст одного из героев прозвучали слова: «У Києві на Подолі…», зрители в своем воображении будто перенеслись на киевский Подол.

Публике были показаны постановки «Наталка Полтавка», «Шельменко-денщик»…

Приехал в театр и царь. На сцене шла «Наймичка» Карпенко-Карого. Играла ее Мария Заньковецкая. Да так блестяще, что после окончания спектакля публика не хотела расходиться, ждали, когда актриса еще раз выйдет. И когда она появилась, осыпали ее цветами. Был потрясен игрой актрисы и царь, увидевший на сцене жизнь простого народа. И сразу же после спектакля пригласил артистов к себе.

Николай Садовский и Мария Заньковецкая по дороге решили попросить пересмотреть дело Ивана Карпенко-Карого. И вот актеры заходят в царские палаты, царь их встречает, обнимает Марию Заньковецкую и выражает восторг ее талантом. Что касается дела Карпенко-Карого, дал согласие его рассмотреть. В результате два года ссылки Ивану Карповичу было позволено отбывать по месту жительства.

— Говорят, труппа часто бывала у драматурга в гостях…

— Да, это так. Часа по три артисты работали на земле. Им это доставляло удовольствие. Иван Карпович говорил: «Поработаешь на земле — оновишься и духовно, и физически». Приезжая из города, одевался, как крестьянин, и орал, сеял…

— Какие вещи, принадлежавшие Карпенко-Карому, особенно интересны в вашем музее?

— Здесь и трубка Ивана Карповича, и ручка, которой он писал свои пьесы, рояль, письменный стол, напольные часы, барометр… В быту Иван Карпович был непритязателен. Любимым блюдом его был борщ с раками из местного пруда. К слову, этот пруд в виде подковы выкопал сам — на счастье потомкам. София Витальевна была хорошей хозяйкой. Готовила галушки, вареники с творогом, картошкой, капустой…

«Иван, порви пьесу, — обратился богач к драматургу. — Дам тебе столько денег — хватит на всю жизнь…»

— Как обычно работал Иван Карпович?

— Писал ночами. Считал, что грех этим заниматься днем, когда все радуется солнцу. С утра же трудился на земле.

— К слову, дом свой он ведь построил среди голой степи. А кусочек земли, полученный супругой Надеждой в наследство, как и обещал, превратил в одно из самих красивых мест в Елисаветградском уезде. Многие приезжали на хутор полюбоваться этой красотой.

— Да, это было настоящее чудо. Какие декоративные деревья он посадил! Как-то приехал один киевский богатей. Иван Карпенко-Карый поведал ему, что собирает деньги на строительство памятника Ивану Котляревскому. При этом отметил, что даже люди небогатые чем могли помогли. И предложил гостю поучаствовать. Тот посмотрел на Ивана Карповича и произнес: «Знаешь, Иван, если бы для твоих нужд, может, и дал бы. А на камень — нет».

Под впечатлением сказанного, как только гость уехал, Карпенко-Карый взялся за написание пьесы «Хозяин», в которой показал непомерное стяжательство. Текст отправил богатею. Тот прочел и узнал себя в образе Пузыря. И это так его задело, что он тут же отправился на хутор к автору, но его не застал. А когда узнал, что по пьесе будут ставить спектакль, поехал прямо в театр.

Иван Карпович находился в гримерке. «Иван, порви пьесу, — обратился магнат к Карпенко-Карому. — Дам тебе столько денег — хватит на всю жизнь и тебе, и твоим детям». Но Карпенко-Карый отказался. Сказал: «Вы осквернили память духовного отца украинской литературы, а пьеса моя останется на века». Правда, богач все же выслал триста рублей на памятник Котляревскому.

— Показательно то, как Иван Карпенко-Карый относился к собственной славе. Когда Иван Франко сказал, что надо бы Ивану Карповичу написать свою биографию, тот ему в письме ответил: «Писать свою автобиографию не буду, поскольку не хочу смешить людей, напоминая им своей персоной Муравья из крыловской басни: «Какой-то муравей был силы непомерной»…

— Да, он был человеком очень скромным.

— От чего умер Иван Карпович?

— У него был рак. Правда, сам Иван Карпович своего диагноза не знал. А семья хотела верить, что это ошибка и он поправится. Лечился в Ялте, затем в Германии. Но лучше всего чувствовал себя дома, на хуторе. Под грушей у него были деревянная кровать, столик, стул… Здесь он работал. Радость доставлял ему внук Андрей, который был очень похож на него самого в детстве.

Иван Карпович хотел, чтобы внука назвали в честь писателя Короленко Владимиром, но женщины в семье настояли на том, чтобы дать новорожденному имя в честь героя романа Льва Толстого «Война и мир» Андрея Болконского…

Смерть Ивана Карповича стала для Софии страшным ударом. Каждое утро она шла на кладбище и там плакала. А когда засыпала, ей неизменно слышалось: «Соня!» Муж звал ее, как при жизни, когда по ночам писал пьесы и нуждался в совете. София пережила Ивана Карповича на 46 лет и больше замуж не выходила…