Прошло уже больше месяца с тех пор, как на столичном Подоле поменялась схема организации дорожного движения. Власти Киева организовали пешеходную зону на Контрактовой площади и улице Сагайдачного, пустив автомобили по близлежащим улицам. Изменения вводились в качестве эксперимента. На днях стало известно, что горадминистрация сочла его результаты положительными и таки решила оставить «пешеходку» на Подоле. Однако далеко не все киевляне в восторге от этого нововведения. Причем критикуют его не только водители, которых оно коснулось в первую очередь, но и многие пешеходы.
Напомним, что с 1 августа Контрактовая площадь вместе с территорией двух скверов и часть улицы Сагайдачного (от пересечения с улицей Андреевской) стали полностью пешеходными. Для этого транспортные потоки были направлены в объезд по близлежащим улицам, где внедрили одностороннее движение:
Теперь, если следовать от Нижнего и Верхнего Вала в сторону Почтовой площади, объехать пешеходную зону можно по улице Покровской, а в обратном направлении — по улицам Братской и Ильинской. Причем хотим обратить внимание: движение транспорта в пешеходной зоне запрещено не только в выходные, но и в рабочие дни.
Для обустройства прогулочной зоны снесли все киоски на Контрактовой площади и убрали парковки у Подольской райгосадминистрации и Киево-Могилянской академии. Отныне туда разрешен проезд только транспорту специального назначения. Были внесены изменения и в схемы движения общественного транспорта.
— Подол — историческая зона, — объяснил мэр Киева Виталий Кличко. — В эту часть столицы приходят не только многие киевляне, но и гости Киева — прогуляться по старому городу, посетить кафе, маленькие ресторанчики. Было много обращений и петиций с просьбами сделать Подол пешеходной зоной.
Поскольку организацией дорожного движения в столице занимается коммунальное предприятие «Киевдорсервис», за комментариями о судьбе этого эксперимента мы обратились к директору «Киевдорсервиса» Виктору Чернию. Он подтвердил слова мэра столицы: мол, «пешеходка» на Подоле была введена не по инициативе столичных властей, а на основании многочисленных обращений общественных организаций и местных жителей. Они настоятельно просили обустроить здесь прогулочную зону и убрать транспортные средства, которыми была плотно заставлена эта историческая часть города.
Над реализацией проекта трудились профильные специалисты «Киевдорсервиса», которые для начала тщательно изучили потенциальную возможность внедрения таких изменений и дали положительную оценку ожидаемым последствиям. Полиция со своей стороны согласовала новую схему организации дорожного движения в части обеспечения его безопасности.
По словам Виктора Черния, в течение месяца (напомним, что август, когда эксперимент проводился, отнюдь не показательный месяц для мониторинга движения транспорта, так как основная масса горожан не вернулась из отпусков. — Ред.) со дня введения эксперимента в действие специалисты изучали дорожную ситуацию, а также общественное мнение как киевлян, так и гостей столицы. Поскольку в целом новшество было оценено позитивно, решили внедрить его на постоянной основе.
Директор «Киевдорсервиса» также отметил, что ситуация благоприятно отразилась на студентах Киево-Могилянской академии и школьниках лицея «Подол», так как от этих учебных заведений были отведены транспортные потоки и убрана парковка машин.
— Город для кого? — спрашивает Виктор Черний. — Явно не для машин, для которых и так в последнее время мы очень много делаем: проводим массовый ремонт дорог и улиц. Город — для людей! Поэтому пришло время позаботиться об основных его пользователях, о пешеходах, которые должны комфортно себя чувствовать в Киеве и иметь возможность получать эстетическое наслаждение от исторических частей города. Пешеходная зона на Подоле — отличная возможность спокойно познакомиться с одними из главных достопримечательностей столицы поближе. После внедрения эксперимента мы получили массу благодарностей от педагогов образовательных учреждений, расположенных в этой зоне, по поводу заметного повышения уровня дорожной безопасности для их учеников.
Вместе с тем Виктор Черний признался «ФАКТАМ», что освободившиеся площади загружены недостаточно и районные власти активно разрабатывают общественные мероприятия, которые позволили бы привлечь в пешеходную зону побольше посетителей.
Кстати, «недостаточно загружены» — это еще мягко сказано. В редакцию позвонил киевский автомобилист Александр Горобец, который в один из погожих сентябрьских дней вынужденно провел на Контрактовой площади четыре часа.
— За это время я насчитал «аж» 60 прохожих, — сказал Александр. — Это и на Контрактовой площади, и на улице Сагайдачного. По-моему, пешеходам и на тротуарах было бы не тесно.
Кстати, не только на Подоле власти ввели пешеходную зону. Напомним, что с конца августа подобная схема организации движения действует на участке улицы Ярославов Вал (между улицами Стрелецкой и Ивана Франко), который также закрыт для движения автомобилей. Как объяснил Виктор Черний, цель подобной инициативы — снизить чрезмерную транспортную загруженность улицы, уменьшить пробки в центральной части города, дав предпочтение пешеходам. На перекрытой части Ярославова Вала, а это около 40 метров улицы, также планируют проводить развлекательные общественные мероприятия.
— Основной поток транспорта идет через Большую Житомирскую улицу, поэтому перекрытие Ярославова Вала не особо скажется на проезде этой части города, — говорит директор КП «Киевдорсервис». — А польза для пешеходов будет очевидная. Если эксперимент себя оправдает, то пешеходным мы сделаем весь Ярославов Вал.
Несмотря на восторженные заявления столичных чиновников, не все жители столицы одобряют нововведения. Вот, к примеру, что пишут на страничке Киевской городской государственной администрации (КГГА) в «Фейсбуке» под сообщением о пешеходной зоне на Контрактовой площади и улице Сагайдачного.
Irina Bolotina: "Кому это нужно? И так на Набережной практически всегда пробки. Дурдом какой-то! Такое впечатление, что все делается для того, чтобы по городу вообще невозможно было ездить".
Виталик Балицкий: «А кто вообще на Сагайдачного видел толпы пешеходов на тротуарах?»
Прочитав эти далеко не лестные высказывания пользователей соцсети, мы решили вживую поинтересоваться мнением столичных жителей и гостей города и отправились на Подол.
— По роду своей работы я прекрасно знаю, как объехать пешеходную зону, но зачем нужно было ее городить? — недоумевает Тарас, таксист с 30-летним водительским стажем. — Для пешеходов хватает тротуаров по улице Сагайдачного и Контрактовой площади. В рабочие дни там не столько людей, чтобы гулять по проезжей части. Кто вообще придумал такое? Нужно делать публичное общественное обсуждение, а не принимать бредовые идеи втихую.
— Столкнулся с нововведением относительно недавно, — говорит столичный житель Владимир, водитель с 15-летним стажем. — Назначил встречу на Контрактовой площади, а подъехать туда не смог. Потом уже выяснил, что здесь теперь пешеходная зона. Очень неудобно! Соседние улочки сильно загружены транспортом, ездить по ним стало трудно. Теперь стараюсь «пешеходку» объезжать как можно дальше. Какой смысл вводить это на постоянной основе? Выходных дней для массовых гуляний хватило бы с головой!
А вот пенсионерка Валентина Степановна, наоборот, довольна.
— Теперь по Подолу приятно и, главное, спокойно гулять, как это было лет 50 назад, — отмечает она. — Пусть это только Контрактовая площадь и улица Сагайдачного, но здесь вполне достаточно красивых домов, глядя на которые, вспоминаешь свою молодость. Нет заторов, стало в буквальном смысле слова легче дышать — никто не ездит и не загрязняет воздух! Есть зеленые скверы, в которых можно посидеть на лавочке и отдохнуть.
Одобряет новшества и столичная студентка Наталья:
— Мне приходилось бывать в Варшаве и Праге. Теперь благодаря обустройству пешеходной зоны Подол стал похож на часть европейского города, где туристам приятно и удобно. Можно хорошо рассмотреть достопримечательности, оценить их издали. Раньше с тротуара всех этих красот заметить было нельзя. Да и машины не позволяли расслабиться. А теперь здесь спокойно. Приятно даже просто посидеть на улице в кафе и поглазеть на людей!
В теплые осенние деньки многие киевляне и гости столицы с удовольствием гуляют по городу. Многие звонят в «ФАКТЫ», чтобы высказать свое мнение по поводу нововведений. Например, харьковчанин Никита Пеличенко с удивлением спросил:
— Огородили на Подоле площадь — а на что смотреть? На разрушенный Гостиный двор — символ жадности и бесхозяйственности?