Наука та технології

Наталья Тарченко: «Ребенок, в котором разожгли интерес, добудет все знания сам»

8:45 — 29 вересня 2017 eye 1451

Многодетная киевлянка открыла первую в Украине альтернативную школу, полностью отказавшись от программы Министерства образования

Если нет возможности повлиять на государственную систему образования — значит, нужно выходить за ее рамки и создавать свою. Так считает специалист по альтернативному образованию уроженка Кишинева Наталья Тарченко (на фото в заголовке), которая вот уже 14 лет живет и работает в Киеве. У Натальи степень MBA (магистра), полученная в высшей школе бизнеса в Гренобле (Франция), и 18-летний стаж работы в сфере образования. Она не только опытный предприниматель, создательница сети языковых школ и лагерей, но и мама троих детей. Именно старший сын, 11-летний Назар, подтолкнул Наталью к открытию в Украине альтернативной школы — DEC life school. О том, как она строила бизнес с нуля, как образование влияет на формирование личности и как вырастить успешного ребенка, Наталья Тарченко рассказала читателям «ФАКТОВ».

— Я родом из Кишинева и первый бизнес — агентство по образованию за рубежом — открывала с семьей в Молдове, — рассказывает 38-летняя Наталья Тарченко. — Мои родители занимались преподавательской деятельностью. Мама была школьной учительницей и воспитательницей в детском саду, папа — тренером по многоборью.

С годами пришло понимание, что нынешняя система образования устарела, а я могу изменить то, что давно стало абсурдным. Прежде чем открыть в Украине альтернативную школу, мы посетили лучшие учебные заведения в других странах. Знакомились с учителями, изучали, как устроена система образования. В итоге выбрали финскую систему. Она уникальна. Каждый ребенок может иметь индивидуальную траекторию обучения, то есть сам выбирать, в какой предмет ему углубляться. В Украине учителя должны следовать плану урока, прописанного министерством. В Финляндии каждый учитель — методист и автор своего урока. Программа финской школы на 50 процентов состоит из фиксированного количества часов обязательных предметов. В остальные 50 процентов времени дети могут собирать дроны, печатать на 3D-принтере, заниматься мультипликацией или строить мини-модель кафе, где сами распределяют обязанности.

Мы пошли по такому же принципу, уменьшив количество академических часов и добавив всевозможные группы и проекты, в том числе социальные. Важно, чтобы в них были вовлечены и дети и родители. Ввели концепцию «школа без стен»: уроки проводятся за ее пределами. Ребенок должен не только питаться знаниями, но и понимать, кто он такой, где его личные границы и каковы истинные желания. Школам нужны инновации, поэтому когда-нибудь у нас будет свой робот NAO (программируемый человекоподобный робот. — Ред.) и дети будут «летать» на уроках в космос с помощью VR-очков (виртуальные очки расширенной реальности. — Ред.).

— Вы отказались от школьных оценок. Почему?

— Оценки — это один из школьных абсурдов. Мой сын Назар прекрасно понимает математику, но у него почерк, как у врачей. Он никогда не получал отличную оценку за правильно решенную задачу только потому, что не попадает в клеточки! Сын не понимает, в чем дело, ведь он все верно решил. Не логичнее ли разделить оценки за оформление задания и за знание математики, а сочинения оценивать за смысл, а не ошибки? В израильских школах, например, детям задают сочинения, едва они выучат буквы. Никто не смотрит на ошибки, оценивают лишь умение размышлять и критически мыслить.

— Как критика, услышанная в школе, влияет на детей?

— Одни сразу скатываются в двоечники, другие сильно стараются, и у них развивается чувство вины, желание соответствовать чужому мнению и что-то всю жизнь доказывать. Неосторожная критика взращивает потенциальных клиентов для психотерапевтов.

Мы вместо оценок приняли «индивидуальное взвешивание». Проводим стратегические сессии, на которых обсуждаем, каким родители видят своего ребенка сейчас и каким хотят видеть спустя год. Вместе с учеником, родителями и тьютором согласовываем индивидуальную программу для каждого ребенка и определяем его личный критерий успеха.

— Кто такой тьютор и зачем он нужен?

— Тьютор — это адвокат ребенка. Он всегда на его стороне. Все слышит, видит и знает обо всех проблемах. Он как классная мама. Может преподавать, но основная задача тьютора — быть близким другом ребенка, который поддержит, направит и не даст сбиться с пути, потому что «просто надоело». Существует теория, что дети могут учиться только у тех, к кому привязаны. Тьютор формирует эту привязанность, учит правильно учиться. Ведь в мире, где главный гуру знаний — это Google, важно уметь добывать информацию, анализировать и применять. Задача тьютора сделать так, чтобы у детей появился запрос на знания. Ребенок, в котором разожгли интерес, добудет все знания сам.

Назар недавно вспомнил, что у него есть приставка, в которую он давно не играл. В Интернете прочел инструкцию, как подключить приставку, и сделал это самостоятельно. Потом захотел купить к ней новые игры и позвал меня в магазин. Я ответила, что сейчас все можно приобрести онлайн. Тогда сын нашел ресурс, о котором раньше не знал, разобрался, как делать заказ, оплачивать и оформлять доставку. Если ребенку что-то нравится, он сделает это в разы быстрее и без пинка.

— В школе меня мучил вопрос: «Как мне это пригодится в жизни?» Сейчас его постоянно задает младший брат.

— На самом деле кризис образования не только в Украине. Это касается всего мира. Если принять концепцию, что школа — это маленькая модель жизни, то возникает вопрос: где еще вы видели, чтобы людей делили по возрасту? На детской площадке нет отдельных качелей для тех, кому шесть лет и кому уже восемь. На работе вас тоже не будут «сортировать» по возрасту. Детское образование не линейно. Есть быстрые скачки, есть застой. Девочки развиваются быстрее, чем мальчики, все дети обучаются в разном темпе. Кто-то научился читать в пять лет, а кто-то с трудом собирает буквы в слова и в семь с половиной. Не стоит делать из этого трагедию, со временем ребенок все наверстает. Лучше задайтесь вопросом, для чего он учится читать: чтобы прочесть книгу или сдать скорость чтения к концу второго класса?

Эмоциональный интеллект ребенка — вот что важно. Каким он вырастет человеком и что будет делать в этом мире, как преодолевать препятствия — с болью или легкостью? Почему этому никто не уделяет должного внимания?

В стране, где много агрессии, уделять внимание эмоциональному интеллекту — необходимость первого уровня. Так называемое ненасильственное общение заключается в простых повседневных фразах. Например, когда вы вечером обращаетесь к ребенку, лучше сказать «маме и папе нужно время, чтобы побыть вдвоем», вместо привычного «марш в постель». Общайтесь с детьми через свои потребности, и они поймут. Будут более внимательны и терпимы к окружающим. Если подросток хлопает дверью или связался «не с той компанией», это всегда следствие неправильного поведения старших.

Часто для родителей школа — просто «камера хранения»: утром привел ребенка, вечером забрал. Многие пугаются, когда слышат об альтернативном образовании. Новое — всегда страшно, особенно для закаленного советского ума. Люди восклицают: «Детям нужна дисциплина, иначе они будут только балдеть и ничего не делать!» Дисциплина, конечно, нужна, но детям нужна и свобода самовыражения. Существующая система не дает им такой возможности. Родителям почему-то хочется строить своих детей, как в армии.

Друзья прислали мне из Канады забавные фотографии с 1 сентября. На торжественной линейке детей встречали учителя, одетые в костюмы супергероев! Школа должна быть не повинностью, а праздником.

— Ваша школа — первая в Украине, которая полностью отказалась от программы Министерства образования. Это вообще легально?

— Домашнее обучение и альтернативные школы не легализованы. Все наши ученики будут зарегистрированы в школе дистанционного обучения «Оптима», получат аттестат и справки с места учебы. Пока мы не можем получить статус школы, имея альтернативную программу. Но сейчас Министерство образования работает над проектом новой украинской школы, который предусматривает разные формы обучения детей.


*Так выглядит класс, в котором занимаются ученики альтернативной школы

— Почему вы решили создать альтернативную школу?

— Причин было много, но одна из главных — сын Назар. Его учеба в школе была для нас больным вопросом. Сын не видел смысла во многих вещах. Он постоянно говорил: «Мама, почему я должен это делать? Зачем? Мне не интересно. Мама, дети не могут читать в третьем классе такую книгу — в ней желтые страницы и нет картинок!» Я стала задумываться: с кем что-то не так — с сыном, со мной или со школой?

Если бы старшим ребенком в семье была наша дочь София, которой сейчас шесть лет, мы не пришли бы к открытию альтернативной школы еще долго. София прилежно выполняет все задания, даже когда я говорю ей: «Не делай, лучше давай погуляем».

В прошлом году мы перевели Назара на домашнее обучение. Я очень волновалась, думала, стоит или нет. В итоге увидела, как сын умеет распределять собственное время и раскрываться в тех направлениях, которые ему интересны. Больше всего он не любил переписывать тексты, и я решила освободить его от письма на целый год. Высвободившееся время он посвятил чтению книг и через несколько месяцев сам попросил письменное задание.

— У вас много других образовательных проектов. Как и почему вы стали заниматься этим бизнесом?

— В 17 лет мне в руки попала брошюра международного языкового центра. В то время только начинали открываться границы, и поехать учиться за рубеж казалось немыслимым. Папа тогда заработал немного денег на своем первом бизнесе «купи-продай», и родители решили отправить меня учиться в Англию на полгода.

Первую попытку получить визу я провалила. Так волновалась, что говорила через переводчика. Мне отказали под предлогом, что я не могу связать двух слов, хотя собираюсь учить английский язык. К следующему интервью я подготовилась лучше и визу получила. Прилетев в Англию, сразу устроилась официанткой в итальянский ресторан, где работала во вторую смену. Затем продавала персидские ковры в иранском магазине. Невероятный опыт взросления.

Пока я училась в Англии, мама съездила на языковые курсы в Германию. Вернувшись на родину, мы стали практически экспертами по зарубежной жизни: знали, как экономить на транспорте, в каком магазине дешевле товар, где можно вкусно и недорого поесть. Решили монетизировать свои знания и открыли маленький офис, который существует по сей день, уже 18 лет. Обзавелись факсом и печатной машинкой (теперь уже музейным экспонатом). Папа купил первый компьютер за огромные деньги — 1400 долларов. Мы стали отправлять людей учиться за границу. Однажды на одной из тренинговых программ для менеджеров я встретила своего будущего супруга и вскоре переехала в Киев.

Вопросов, чем заниматься, не возникло: мы продолжили развивать бизнес всей семьей. На сегодняшний день с нами работает порядка 200 человек.

— Какой был стартовый капитал?

— Десять тысяч долларов, подаренные на свадьбу. Мы сняли офис, сделали ремонт своими руками. Купили два компьютера, принтер и два стола. Потом решили, что два не солидно, и купили третий стол. Он так и стоял пустой первые два месяца.

Следующим проектом был языковой лагерь под Полтавой. Его возглавила моя сестра. Она считает лагерь своей миссией, а мы — сердцем своего бизнеса. Пригласили английских преподавателей и за первое лето приняли 800 детей. Сейчас вспоминаю, что сумели сделать, и диву даюсь. Со временем забываешь, как это было весело.

На сегодняшний день у нас один из самых востребованных лагерей, который функционирует во время всех школьных каникул. Главное, что дал нам лагерь, это понимание, что без гнета и контроля со стороны родителей дети быстрее открывают свои таланты, развивают сильные стороны характера, лучше общаются. Не зря в послевоенное время американское государство выделяло огромные деньги на развитие лагерей. То, как развивается каждый отдельный ребенок, влияет на благосостояние всей нации.

За последнюю смену лагеря наши дети создали 43 социальных проекта, начиная с кубика Рубика для невидящих и заканчивая инстаграм-проектом «Я принимаю себя» для тех, кто борется с комплексами. У подростков это массовая проблема.

После лагеря оказалось, что много детей хотят продолжать учить английский. Для них мы открыли сеть языковых центров. В этом году приглашаем на уроки известных блогеров и актеров, которые много путешествуют и могут рассказать детям об отношении к экологии в разных странах. Например, что сделала Швейцария, чтобы на улицах не было ни одной бумажки, или как в Амстердаме производят велосипеды из вторсырья…