На следующей неделе в Киеве в современном шапито, установленном возле станции метро «Олимпийская», цирк «Кобзов» начнет показ программы мирового уровня «Цирк рекордов»
— Николай Николаевич, вы стали заметно стройнее, — обращаюсь к президенту Всеукраинской общественной организации «Цирковой союз Кобзова» заслуженному деятелю культуры Украины Николаю Кобзову.
— Сбросил почти 30 килограммов, — отвечает собеседник. — Чтобы держать в тонусе коллектив, работаю над собой, стремлюсь к тому, чтобы сотрудники гордились своим руководителем. Так за последние три года я закончил два вуза: Академию при Президенте Украины и Международный институт бизнеса. Ну и постарался избавиться от лишних килограммов. Не ем по пять-шесть дней (только воду пью). В семь утра начинаю тренироваться в спортзале. Когда основательно худеешь, может обвисать кожа, таять мышечная масса. Чтобы этого избежать, придерживаюсь белковой диеты: налегаю на мясо птицы, протеиновые коктейли.
— Почему программа, которая стартует на следующей неделе в столице, названа «Цирк рекордов»?
— В программе выступает коллектив рекордсменов Книги рекордов Гиннесса из Колумбии «Группа Герлинг», демонстрирующая неимоверно сложные и зрелищные номера, — отвечает Николай Кобзов. — В Книгу рекордов Гиннесса занесены два их достижения, одно из которых включено в нашу программу. Канатоходцы демонстрируют его на большой высоте под куполом цирка: живая пирамида из семи артистов проходит по канату без какой-либо страховки! Кстати, когда исполняется этот потрясающий трюк, зрителей просят соблюдать тишину и не перемещаться по залу — чтобы не отвлекать внимание канатоходцев.
Второй рекорд, установленный колумбийским коллективом для Книги Гиннесса, — езда на десяти мотоциклах в металлическом шаре диаметром десять метров.
Люди на двухколесных машинах вертятся в этой сфере, словно пчелы в улье. Их основная задача — не столкнуться друг с другом, и они с этим успешно справляются. Шар специально для номера построили в Германии. Заполучить его для нашей программы, к сожалению, не удалось. Но «Группа Герлинг» привезла шар диаметром семь метров. В нем ездят семеро экстремалов. И наши зрители увидят трюк собственными глазами.
Колумбийцы покажут в нашей программе еще одно поражающее воображение зрелище — на «Колесе смерти» (лапендуле).
Это особая металлическая конструкция, которая вращается вокруг своей оси. Артисты во время движения «Колеса смерти» исполняют различные трюки без страховки.
В нынешнем году «Группа Герлинг» участвовала в самом престижном в мире фестивале циркового искусства в Монте-Карло (учрежден принцем Монако Ренье III в 1974 году, руководителем фестиваля сейчас является принцесса Стефания. — Авт.). Коллектив попытался пройти по канату живой пирамидой из девяти человек. К сожалению, несколько артистов сорвались, троих пришлось госпитализировать. Но, несмотря на это, жюри фестиваля присудило уникальной команде призовое место — колумбийцы получили «Бронзового клоуна». Я считаю такое решение справедливым. Если бы не падение, эти ребята наверняка взяли бы «Золотого клоуна». Во время фестиваля в Монте-Карло я подписал с ними контракт о том, что они выступят в программе цирка «Кобзов». Кстати, я ждал возможности заключить этот контракт три года. Ведь это одна из самых востребованных групп в мире. Минувшим летом она выступила на шестом международном фестивале «Золотой трюк Кобзова» и выиграла «золото».
Все артисты, участвующие в программе «Цирк рекордов», очень сильные. О них можно много говорить, но лучше всего увидеть. Так что приходите всей семьей и с друзьями. Цены вполне приемлемые — от 90 до 600 гривен. Для сравнения, билеты на программы такого же уровня в Германии стоят от 50 до 150 евро.
Мы поставили свой цирк-шапито возле станции метро «Олимпийская» на Троицкой площади. Там есть паркинг на 800 машин.
*Этот свой уникальный трюк колумбийские артисты продемонстрировали на самом престижном в мире фестивале циркового искусства в Монте-Карло, где попытались превзойти предыдущий рекорд, пройдя по канату вдевятером
— В шапито тепло?
— Да, ведь у нас есть автономная система отопления. Благодаря ей температура в зале поддерживается на уровне от 21 до 25 градусов тепла. Кстати, у нас одно из самых современных шапито в Европе. Когда стал вопрос, какая фирма его изготовит, я поинтересовался, у кого заказывают все необходимое для своих шапито лучшие цирки континента. Выбрал те же компании, что и они. Шатер был пошит во Франции, мачты изготовлены в Италии, лебедочная система — в Швейцарии… Получился самый большой в Украине цирк — на три тысячи зрителей (для сравнения, в стационарном помещении Национального цирка Украины две тысячи мест).
Знаете, когда в 1999 году я организовывал свой первый цирк, полностью его спроектировал со своими товарищами. Он был изготовлен по нашим чертежам на предприятиях Украины.
— Вы из цирковой семьи?
— Нет. Я родился в Винницкой области. Моя мама родом из Никополя Днепропетровской области. Когда я учился в третьем классе, наша семья переехала в этот город. Я тогда случайно узнал, что там есть цирковая студия, стал в ней заниматься, выбрал жонглирование. После школы попытался поступить в эстрадно-цирковое училище (ныне академия) в Киеве, но меня не приняли. Сказали, что жонглирую не совсем так, как следует. Оно и неудивительно — студию в Никополе организовали энтузиасты, которые не были профессиональными артистами. Я уж думал, что от мечты выступать на арене придется отказаться. Поступил в училище, осваивал профессию тракториста-машиниста широкого профиля. Фортуна проявила ко мне благосклонность: к нам в город приехал цирк Северной Осетии (это было еще во времена Советского Союза), и меня пригласили стать его артистом. Я сказал отцу: «Не отпустишь — сбегу». Отпустил. Мне тогда было 15 лет.
Вскоре у нас заболели администраторы — в городе, в котором мы работали, свирепствовал грипп. Директор предложил: «Пойдешь со мной по школам — научу тебя приглашать ребят на представления». Мне это понравилось: заходишь в класс к старшеклассникам (я был на год или два младше их), а они подскакивают с мест. Говорю тоном взрослого: «Здравствуйте, ребята!» Они дружно здороваются. Я два года, кроме выступлений на манеже, бесплатно выполнял работу администратора: приглашал зрителей, расклеивал афиши… Уже тогда понял, что у меня есть организаторские способности.
В 1992 году я перешел на работу в один из передвижных цирков Украины. Постепенно осваивал новые для себя жанры, стал выступать в пяти номерах. Но все равно платили тогда гроши — примерно 10 долларов в месяц (кстати, в Польше тогда наши артисты зарабатывали по 20 долларов за выступление). Приходилось подрабатывать — в основном грузчиком на железнодорожной станции.
Помнится, мы гастролировали в городе Мена Черниговской области. Залы были почти пустыми. Когда собирались уезжать, я попросил директора: «Разрешите, я организую здесь несколько представлений — вы ведь ничего от этого не потеряете». Он удивился такой просьбе, но разрешил. Мне удалось провести два концерта с аншлагами! Директор диву давался: «Что ты говорил людям, чтобы они захотели прийти?» «Это мой секрет», — ответил я.
— С этого началась ваша карьера организатора?
— Да, я стал работать администратором за проценты от выручки и продолжал выступать в цирке. По ночам делал из теннисных шариков клоунские носики, которые продавал перед представлениями. Кстати, я выступал и в качестве клоуна. Поначалу с этим амплуа не очень ладилось, но мне помогал опытный напарник, и месяцев за пять я освоил клоунское дело. Оно мне много дало: научился завоевывать внимание большой аудитории, смешить, легко находить контакт с незнакомыми людьми.
В 1995-м, когда мне исполнился 21 год, я зарегистрировался как частный предприниматель. Дело в том, что планировал стать директором передвижного цирка и хотел проверить, справлюсь ли с этим. Вскоре наступил период отпусков, и я предложил артистам подработать — под моим началом. Провел 48 представлений, они прошли с полностью заполненными залами. Тогда неплохо заработали и заплатили в казну немалый налог.
— Вы стали директором?
— Да. В 23 года пришел в Дирекцию передвижных цирков Украины (находится на улице Большой Житомирской) с предложением: назначьте меня руководителем одного из коллективов (на тот момент в стране было десять цирков-шапито). А услышав в ответ, что в таком возрасте, как у меня, директорами никто еще не становился, заявил: «У вас есть выбор: либо назначаете меня руководителем передвижного цирка, либо у вас на одного конкурента будет больше». Я ведь решил, что в случае, если мне не пойдут навстречу, организую собственный коллектив.
Место директора я получил. Успешно проработал около трех лет, а в конце 1999 года создал свой цирк.
— Вам пришлось брать для этого кредит?
— Да, личных сбережений оказалось недостаточно. Одолжил под проценты 35 тысяч долларов — огромные по тем временам деньги. На создание цирка ушло девять месяцев. Как уже говорил, мы с соратниками сами все спроектировали, заказы на пошив шатра и изготовление необходимого оборудования разместили в Украине. К концу 2001 года у меня было уже четыре передвижных цирка, а в 2004-м — пятнадцать. Тогда это стало самой большой сетью цирков-шапито в Европе. Однако вскоре понял, что она слишком большая. И решил часть цирков продать своим же директорам. Сейчас эти шапито работают в различных странах СНГ.
У меня на сегодняшний день три передвижных цирка.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»