Історія сучасності

Наши предки верили, что пару, которая обвенчается на Покров, Богородица защитит от всяких бед

6:15 — 12 жовтня 2017 eye 3372

В субботу — 14 октября — православные и грекокатолики отмечают Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник всегда был днем украинского казачества. Воины верили, что Дева Мария охраняет их, оберегает от вражеских пуль и сабель, дарует мудрость в принятии сложных решений. Именно на Покров казаки выбирали своих атаманов. Также отмечается годовщина создания Украинской повстанческой армии (УПА). Не случайно именно 14 октября мы теперь празднуем День защитника Украины.

В старину люди говорили, что с этого дня начинается зима: «На Покрову до обiду осiнь, по обiдi — зима». К этому дню заканчивали полевые работы, с пастбищ пригоняли скот, утепляли на зиму дома. А еще 14 октября (1 октября по старому стилю) всегда считалось лучшим днем для того, чтобы сыграть свадьбу.

Наши предки знали: каким бы теплым и продолжительным ни было лето, а с Покрова начнутся холода: «Прийшла Покрова — всохла дiброва». А чтобы зимой не мерзнуть, хозяйка должна до праздника обмазать хату изнутри и снаружи, а глава семьи — утеплить ее соломой и листом. На Покров же женщина вставала до восхода солнца, чтобы первый раз растопить печь и закрыть заслонку дымохода. «Потрібно загнати тепло в хату!» — говорила она при этом. Такой традиции придерживались даже люди одинокие и немощные. Ведь тогда «тепло буде триматися у хаті всю зиму».

А еще в старину верили, что этот праздник — лучший день в году, чтобы переселиться в новый дом и устроить новоселье: завжди пiд покровом будеш.

Естественно, в дом въезжали не просто так, а соблюдая множество обрядов.

Например, накануне переезда вечером в хату пускали петуха. Существовало поверье, что птица примет на себя все несчастья и неприятности, которые могли бы пасть на семью в новом жилище.

А еще на Покров закладывали фундамент церкви. Одна из киевских легенд рассказывает о том, что Богородица помогла монахам построить собор Киево-Печерской лавры. В память об этом событии и по сей день в городах и селах, где есть церкви, возведенные в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устраиваются пышные храмовые праздники.

Кстати, ко дню освящения новой церкви Покрова — в народе действо называлось «храм» или «мед» — готовились больше недели, как к Рождеству или Пасхе. За день до праздника хозяйка развешивала в доме новые рушники, зажаривала гуся или утку, пекла пироги и калачи. Недалеко от храма, возле двора церковного старосты, варили в казанах мед с хмелем.

Курица, тушенная с овощами

Для приготовления потребуется: 1 курица, 4—5 ст. ложек сливочного масла, 500 г моркови, 500 г цветной капусты, 200 г баклажанов, 200 г зеленого горошка, 1 ст. ложка муки, 1 ст. ложка бульона, лавровый лист, соль, перец.

Подготовленную тушку посолить, обжарить в жире, разрезать на порции и сложить в сотейник вместе с тушенной с жиром и бульоном морковью, припущенным на масле горошком, поджаренными кружочками баклажанов (перед жаркой их надо обвалять в муке) и вареными кусочками цветной капусты. Все залить бульоном и тушить до готовности. Курицу подавать на стол вместе с овощами.

Поскольку на «храм» съезжались люди из всех ближайших сел, утром мужчины выходили на дороги, чтобы встретить гостей. Существовала забавная традиция: у прибывших обязательно забирали шапки и платки. Поэтому женщины всегда брали с собой запасной платочек.

В церковь раньше всех приходили хозяйки, готовившие обед на «храм», и мужчины, пригласившие на праздник гостей. После литургии прямо на территории церкви устраивалась торжественная трапеза. Священники, певчие и прихожане угощались свежесваренным медом и поздравляли друг друга с праздником: «Будьте здорові з Покровою та з медом!»

Медовый напиток

Для приготовления потребуется: 1 стакан кипятка, пряности: имбирь, корица, гвоздика, лавровый лист, черный перец-горошек, 1 ст. ложка меда.

Воду довести до кипения, положить пряности и кипятить в течение 3—5 минут. Снять с огня, накрыть крышкой, укутать полотенцем, дать настояться 5—10 минут. Затем положить мед, перемешать, процедить и подать напиток горячим.

Веселье продолжалось дома, где к накрытым столам приглашали родственников, кумовьев и соседей. На обед подавали капустняк или борщ со свининой и грибами, жареное мясо, вареники. «Дай же, Боже, здоров’я! Нехай вам Бог поверне десятирицею!» — говорил глава семьи, поднимая чарку. По окончании обеда хозяйка, провожая гостей, каждому преподносила небольшой калач, а хозяин возвращал шапки и платки.

Но главное, что Покров Пресвятой Богородицы считался лучшим днем для сватанья. С почестями принимали всех старост. И даже если жених не нравился, его не прогоняли и гарбуза не давали, а просто тянули с ответом, ожидая лучших сватов. Если девушку посватали до Покрова, то можно было еще в течение трех недель сыграть свадьбу. В народе говорили: «Свята Покрова в церкві стояла та хороших людей парувала». Издревле украинцы верили: кто обвенчался в праздник, того Богородица берет под свою защиту — покров-омофор.

Накануне праздника девушки из-за волнения практически не спали. Мало ли кто попросит руки… Гадали на суженого и молили Богородицу послать мужа молодого, красивого и состоятельного. Девчата выходили за порог родительской хаты и говорили: «Свята Покровонько, покрий мені головоньку!»

Чтобы узнать, каким будет будущий супруг, иногда прибегали к ворожбе. Профессию мужа и сегодня можно выяснить, используя старинный способ гадания. Вечером накануне Покрова нужно выйти на улицу, присесть у порога своего дома и взять из-под левой ноги горсть земли. Если в руке окажется чистая земля, значит, посватается хлебороб (городские барышни считали, что это будет продавец недвижимости или крупный землевладелец), щепки и веточки обещают супруга-плотника или резчика по дереву (а сейчас, наверное, директора мебельного магазина), обрывок бумажки сулит чоловiка, що з паперами має справу (нынче — преподавателя, юриста, банкира или даже депутата), острые предметы говорят о том, что муж будет военным (или милиционером).

На праздник девчата обязательно дарили Пресвятой Богородице рушничок. Повязывали его в храме на икону со словами: «Матінко Господня, на тобі від мене, дай мені від себе. Як я тебе покриваю, так i ти мене покрий». Особенно усердствовали засидевшиеся в девицах. Например, на Подолье говорили:

«Свята мати Покровонько!
Завинь мою головоньку
Чи в шматку, чи в онучу,
Най ся дівкою не мучу!»

Также в этот день семья получала от матери благословение на весь год. Дети становились на колени, а мама прикладывала к голове каждого ребенка икону Богородицы и трижды повторяла: «Як покровом на Покрову накривала Матiр Божа землю вiд усiляких бiд, так i я приступаю до своєї дитини. Як Матiр Божа, Цариця Господня, покровом землю усю накриває, так i я плiд лона свого накриваю вiд всякої напастi. В iм’я Отця, i Сина, i Святого Духа. Амiнь». После детей женщина крестила иконой и мужа. А потом, неся перед собой образ, шла на кладбище к могиле матери и просила: «Благословiть, мамо, бо ви там, а там бiльше права i бiльше закону».

Нельзя забывать, что праздник Покрова всегда был и днем милосердия. Готовясь к зимним холодам, наши предки помогали бедным родственникам и соседям. Обычно мужчины целыми артелями ходили по дворам и чинили крыши домов, где жили одинокие старики, вдовы и сироты: щоб щастя їх долю вiд бiди накрило. Женщины несли деткам теплую обувь и ткань на сорочки. Казаки для детей погибших побратимов справляли зимний гардероб: покупали сапожки, кожух и шапку. Существовало поверье, что у того, кто на Покров оденет сироту, дети и внуки в сорочке (счастливыми) родятся.

Девчата и парни также помогали нуждающимся: кололи дрова, поправляли заборы, носили воду, мазали печи.

А еще наши предки верили, что на Покров земля укрывается и засыпает на зиму, поэтому отмечали еще и праздник матери-земли. Кормилицу провожали в царство сна с большими почестями: на вышитых рушниках в поле выносили паляниці и калачи, ломали на кусочки и раскладывали по краям нивы, чтобы земля, перед тем как уснуть, могла насытиться хлебом. Тогда, говорили люди, во время отдыха она наберется сил и даст летом богатый урожай.

Существовало немало примет, связанных с праздником Покрова. Так, обращали внимание и на то, с какой стороны дует ветер: если с севера — быть холодной зиме, с юга — будет теплой, с запада — снежной. Ветер переменчивый — к зиме непостоянной.

Считалось также, что если 14 октября тепло, то и вся зима будет такой же. А если на Покрова холодно, то жди сильных морозов. Дуб и береза к празднику потеряют все листья — зима будет мягкой. В противном случае предстоят месяцы суровые, с сильными морозами. Если в этот день не выпал первый снег, не будет его и в ноябре.

Заметив заглядывающую в окошко синичку, хозяйки уже знали: скоро заморозки. Перелетных птиц к Покрову, как правило, уже не было. Поэтому люди заботились о птицах, оставшихся зимовать: развешивали в саду на ветках кормушки, аби та Божа пташка, що з рiдного дому нiкуди не йде, не голодувала. Наши предки считали: що вдiлиш другому, то й сам матимеш у достатку. Мамы вместе с дочками насыпали в кормушки пшеницу и приговаривали: «На, Божа пташко, їж, aби i ми голоду не знали».

А еще на праздник хозяин скармливал скотине последний сноп овса. Зерно отдавали курам, щоб товстими були.

После Покрова приходил конец хороводам во дворах и на лесных полянах и начинались вечорниці. В воскресные дни молодежь устраивала праздничные посиделки, а в будни собиралась в домах друг у друга по очереди. Девчата занимались рукоделием, пели. Парни могли прийти на такое мероприятие, только если принесут магарыч. На первые вечорниці приглашали Покрову: «Покрово-коханко, ходи до нас в хатку, будеш ти співати та нас звеселяти».