Украинский музыкант, выпускник Беркли написал мюзикл по мотивам произведения Миколы Хвыльового «Я (Романтика)»
Два года назад учащиеся знаменитого на весь мир музыкального колледжа Беркли впервые на местном фолк-фестивале в Бостоне представили украинскую музыку. Киевлянин Эрнест Дерябин (в ту пору студент Беркли) сделал аранжировку пяти украинских песен, разложив их на партии: две скрипки, гитара, бас, пианино, барабаны и четыре вокалиста. А сейчас, уже будучи выпускником этого престижного американского учебного заведения, Эрнест Дерябин заканчивает работу над мюзиклом, создаваемым по мотивам произведения Миколы Хвыльового «Я (Романтика)». О том, как родилась идея мюзикла, молодой композитор рассказал «ФАКТАМ».
— Почему вы решили ставить мюзикл по произведению Мыколы Хвыльового? Не слишком ли сложная тема даже для Бродвея?
— Сложных тем для Бродвея не существует. Достаточно вспомнить мюзиклы «Кабаре», «Суини Тодд», «Ле Мизерабль» и множество других чрезвычайно сложных постановок. И они далеко не все об Америке. Мюзикл должен быть либо смешным, либо драматичным. В моем произведении есть обе эти составляющие — это трагикомедия, и весьма гротескная. А название мюзикла «Пунктирная линия» символизирует линии на чекистских бумагах, на которых подписывались смертные приговоры. Из произведения Миколы Хвыльового я взял только концовку — украинский чекист убивает свою мать во имя идей коммунизма. Все остальное — мой вымысел, правда, с учетом исторических событий того времени.
*Мюзикл «Кабаре» — классика Бродвея. По мнению специалистов, произведение Эрнеста Дерябина имеет все шансы тоже быть поставленным на Бродвее
— Что вы хотели показать своей работой?
— Опасность политического и идейного фанатизма. Показать, какие границы во имя зомбирующей и всеобещающей утопии может перейти человек. Такое может произойти везде, где угодно, даже в Америке. И в любое время. Вторая цель — познакомить Бродвей с Украиной, с ее культурой и историей, но через призму обычных, иногда смешных и даже легкомысленных персонажей, один из которых кроваво и безвозвратно сбился с пути.
— Вы уже закончили работу над мюзиклом?
— Сейчас как раз завершающая стадия написания. Мы уже поставили две песни из мюзикла на сцене Беркли (с моими аранжировками и оркестровками). После этого я планирую организовать stage reading — финальную прочитку, а потом — уже постановка мюзикла в Беркли, позже — в Нью Йорке. А уж затем, после привлечения спонсоров и продюсера, и на самом Бродвее.
Заинтересованность уже есть, в том числе и у людей, непосредственно представляющих Бродвей. Например, Адам Гетель, который написал The Light in the Piazza и получил две премии «Тони» за лучшую музыку и лучшую оркестровку, назвал мое произведение одним из самых перспективных и свежих мюзиклов, с которыми ему когда-либо приходилось знакомиться. Он посоветовал обязательно «довести» его до Бродвея.
Сюзан Роджерс, мой друг и учитель в Беркли, работавшая в свое время с Принцем, была в восторге от «Пунктирной линии» и отметила его музыкальною креативность и общую инновационность. Наконец, мой профессор по музыкальному театру Майкл Вартофски, известнейший создатель мюзиклов, композитор, лично помогал мне на начальном этапе. Он уверен, что этот мюзикл будет одним из лучших предложений на рынке Бродвея.
— Эрнест, как давно вы занимаетесь музыкой?
— Уроки по вокалу и гитаре начал брать с пяти лет. С восьми — писать песни, а с десяти — делать аранжировки. Собственно, все время до поступления в колледж проводил в музыке: принимал участие и неоднократно побеждал в международных вокальных и песенных конкурсах, в украинских музыкальных телевизионных проектах, писал песни для участников отбора на «Евровидение»…
В 2012 году поступил в Беркли, а в мае этого года закончил колледж. Учился сразу по трем специальностям: «музыкальная продукция и инженерия», «музыкальный бизнес/менеджмент» и «композиторство и написание сценариев для музыкального театра». Кстати, мне посчастливилось получить грант на обучение — часть средств на учебу выделяла американская сторона.
*Музыкальный колледж Беркли знаменит на весь мир
— Трудно было такой грант получить?
— Как сказать… Я всего лишь продемонстрировал свои способности на прослушивании. После этого мне прислали два сообщения: одно с поздравлениями по поводу поступления в колледж, другое — с уведомлением о гранте. Моих способностей было достаточно для того, чтобы существенно снизить финансовую нагрузку на семью. В целом колледж Беркли заплатил более 100 тысяч долларов за мое обучение.
— Америка вообще интересуется украинской музыкой?
— Интерес есть. И я тоже стараюсь популяризировать нашу музыку здесь, в Бостоне. Считаю это своим долгом перед Украиной. Наш фолк был впервые представлен на известном Бостонском фольклорном фестивале при Беркли в 2015 году. Наше выступление было, пожалуй, одним из самых успешных за всю историю фестиваля. У меня также был проект Ukrofolk с Марией Ксондзык (украинская американка) и Карлтоном Берком (ирландский американец), в котором я брал украинские мотивы и танцы, осовременивал гармонию и создавал качественный американский фолк-поп уровня Of Monsters and Men или Mumford & Sons. И это все на основе плескача, гопака, «Щедрого вечора»…
Сейчас я сконцентрирован на своем дуэте He&He с Эриком Годэттом, гитаристом и выпускником Бостонской консерватории. Мы пишем акустический поп, инди-рок и фолк-поп. В нашем репертуаре постоянно появляются новые песни с украинскими мотивами. Играем в различных барах, пабах, ресторанах. И даже в… украинской церкви в Бостоне.
Фото в заголовке Александра Ктиторчука