Події

«говорят, существуют ангелы-хранители. Наверное, они в тот момент ребят на своих крыльях несли»

0:00 — 25 грудня 2009 eye 393

То, что случилось с 27-летним крымчанином Евгением Тюриковым и еще четырьмя молодыми людьми как раз в День cвятого Николая, иначе как чудом и не назовешь

В десять часов вечера на трассе Ялта-Бахчисарай при подъеме на плато Ай-Петри упал в овраг с 40-метровой высоты (13-этажный дом!) автомобиль «Шевроле Авео», в котором, кроме водителя, находилось еще четыре человека. По словам спасателей, прибывших на место ЧП, легковушка, после того как раз десять перевернулась, в буквальном смысле слова напоминала «котлету». Тем не менее все пятеро молодых людей, ехавших в «Шевроле», остались… живы. Более того, трое из них отделались лишь ссадинами, еще у одного сломана рука. И лишь Евгений получил травмы посерьезнее.

«На плато, прямо, как в кино, на глазах все начало быстро замерзать, белеть, пошел снег, ветер усилился… »

- Был выходной день, — рассказывает командир Ялтинского горно-спасательного отряда Главного управления МЧС Украины в Крыму Юрий Павлов.  — Поскольку на календаре зима, мы (имею в виду спасателей) ждали снега на Ай-Петри и связанного с ним наплыва любителей зимнего отдыха. Я тоже катаюсь на лыжах, сноуборде, санках. Поэтому зимой практически все выходные провожу на плато. Со мной дежурят еще два наших сотрудника. Хотя как такового официального помещения у нас там нет. Есть вагончик, который мы установили, что называется, в частном порядке. В нем и находятся наши спасатели. В тот день где-то около десяти часов вечера мои друзья тоже ехали на Ай-Петри, где у них есть домик для отдыха. И случайно увидели, что в овраге лежит машина, а затем услышали крики о помощи. Позвонили мне на мобильный, сообщили координаты.

Спасатель попросил друзей спуститься вниз к лежавшей в пропасти машине, чтобы оценить обстановку и состояние тех, кто в ней ехал.

- Они сообщили, что травмы есть у всех, но у одного парня состояние достаточно серьезное, самостоятельно двигаться он не может, — вспоминает Юрий.  — Чтобы не терять время (в таких случаях иногда все решают минуты), я сразу же позвонил в Ялту, чтобы выезжала машина скорой помощи. А мы с ребятами-спасателями, прихватив носилки и все необходимое для оказания первой медицинской помощи, на нашем автомобиле повышенной проходимости «ГАЗ-66» тоже стали спускаться с плато к месту аварии. Двигались с трудом, потому что к этому времени погода окончательно испортилась. На плато, прямо, как в кино, на глазах все начало быстро замерзать, белеть, пошел снег, ветер усилился (в Крыму в эти дни было объявлено штормовое предупреждение.  — Авт. ). Дорога моментально обледенела, превратилась буквально в стекло.

- Кто хоть раз в жизни поднимался на плато Ай-Петри, знает, какой там крутой серпантин. Вы ведь тоже рисковали?

- Во-первых, мы привычные, — улыбается Юрий Павлов.  — Во-вторых, наш автомобиль специально приспособлен для таких дорог. И в-третьих, за много лет работы мы хорошо изучили и саму трассу, и погодные условия на ней в любое время года. На серпантине есть девять очень крутых поворотов, их отсчет ведется сверху, с плато. Авария произошла на восьмом. Прибыв на место, мы тоже осмотрели пострадавших. Это можно считать чудом, удачей, называйте, как хотите, но трое из пассажиров «Шевроле» отделались лишь ссадинами, еще у одного была сломана рука. И это при том, что машина, на которой они ехали, кувыркалась в полете не один раз, была вся помята в «котлету» и сзади, и спереди. Одним словом, восстановлению не подлежит. Но в том месте, где машина свалилась в пропасть, нет крупных деревьев, о которые «Шевроле» точно разбилось бы еще больше. А уже в самом низу легковушку задержали кустарники и молодые деревья. Такие случаи происходят, наверное, один на миллион, ребята не то что в рубашке родились — в нескольких сразу. Говорят, что существуют ангелы-хранители, так, наверное, они их в тот момент на своих крыльях несли.

«На счастье этих парней из «Шевроле» для них все «срослось» в тот вечер»

Аккуратно уложив на носилки парня, который не мог самостоятельно передвигаться, спасатели начали выбираться к дороге.

- Поскольку там уже все обледенело, прямо по склону вверх мы подниматься не рискнули, — признается Юрий, — чтобы не причинить вред лежавшему на носилках Евгению, так как не знали, что с ним. Не дай Бог, травма позвоночника, в таких случаях человека надо как можно меньше «дергать». Тем более увидели, что у него рана и на голове, значит, возможна черепно-мозговая травма. Пришлось нести метров триста по склону, чтобы спуститься к нижней террасе. Но управились быстро. Ведь нам помогали мои друзья, которые первыми обнаружили ДТП. Они остались, а не продолжили путь в свой домик на плато. Кстати, за все время транспортировки парня по дороге не проехала ни одна машина. Оно и понятно: в такую погоду и в такое время ехать на Ай-Петри рискованно. Так что можно считать, что и в этом ребятам из «Шевроле» повезло. Не проезжай мимо в тот момент мои знакомые, кто знает, как все могло обернуться.

- Замерзли бы?

- Мороз был уже не меньше пяти градусов. Когда мы туда прибыли, Евгений лежал на курточках своих товарищей, а те стояли вокруг него в одних пайтах (верхняя мужская рубашка с застежкой на планке.  — Авт. ). Идти вниз по серпантину к Ялте им точно пришлось бы долго. Да и как бы они транспортировали серьезно травмированного друга? Тем более у одного из них была сломана рука, мы ему тоже прямо там, на склоне, наложили шину. А Евгений, по-видимому, в результате травм не осознавал всего происходящего. Когда несли парня к машине скорой помощи, которая ждала нас ниже по трассе, так как водитель побоялся подняться выше из-за гололеда, он все время спрашивал: «Что случилось? Где мы находимся?»

- А остальные пассажиры и водитель «Шевроле» в каком состоянии были?

- В основном молчали. А что можно ожидать в такой ситуации? Но, надо отдать им должное, они тоже помогали нам транспортировать Евгения. Поэтому на все про все, как говорится, ушло не больше часа. Мы передали парня врачам скорой помощи, они тут же поставили ему капельницу и сделали все необходимые в таких случаях манипуляции. Остальных ребят мы тоже погрузили в автомобиль «скорой» и отправили вниз. Так что на счастье этих парней из «Шевроле» для них все «срослось» в тот вечер, все закончилось хорошо.

- Увы, никто из ребят не захотел встретиться с журналистом и рассказать, как все произошло на самом деле, почему их машина упала со склона.

- Может, не хотят огласки или машину папину разбили…  — высказывает предположение спасатель.  — Когда «скорая» их увезла, мы осмотрели следы, которые остались от «Шевроле» на дороге. Они несколько раз пытались въехать в этот поворот, но скользили. Когда, по-видимому, в очередной раз сдали назад, не рассчитали и улетели вниз в проем между ограждениями. В том месте оно несплошное. Если бы не дождь, переходящий в снег и затем в гололед, парни наверняка проехали бы этот злополучный поворот, тем более что трасса — в хорошем состоянии, ее подготовили к международному ралли, которое, как известно, состоялось в Ялте нынешней осенью. Другой вопрос: зачем в такую погоду ехать на Ай-Петри, да еще и на обычной резине? Ну не получилось вписаться первый раз в поворот, возвращайтесь домой. Что, так нужно было оказаться в тот вечер на плато? Надеюсь, что это происшествие научит ребят по-иному относиться к своей жизни.

- Потом они своим спасателям звонили, благодарили?

- Мы этого и не ждем ни от кого, — улыбается Юрий.  — Ежегодно из всяких передряг вытаскиваем больше сотни человек, но чтобы потом звонили и благодарили… За 25 лет моей службы таких случаев было раз, два и обчелся. В позапрошлом году один спасенный нами мужчина позвонил и поздравил с Новым годом, и еще женщина открытку поздравительную прислала. Мы ее с дочкой снимали со скалы. Работа у нас такая.

«Неправда, что все стали злее. У нас столько добрых людей!»

Евгений Тюриков сейчас находится в отделении реанимации Ливадийской больницы. Поговорить с ним не удалось, медики пока не допускают к нему даже родителей. По словам анестезиолога-реаниматолога Владимира Пивовара, состояние парня стабильно тяжелое, но он в сознании.

- Организм молодой, поставим парня на ноги, если он сам этого захочет, — говорит Владимир Пивовар.  — А он хочет. Тьфу, тьфу, все должно быть у него нормально.

- Передайте, пожалуйста, через газету огромное спасибо людям, которые спасали нашего сына. И всем врачам Ливадийской больницы, которые сразу же, как только привезли нашего сына, уделили ему внимание, — попросила мама Евгения Людмила Николаевна Тюрикова, с которой мы связались по телефону.  — Мы никому ничего не рассказывали о случившемся, кроме самых близких. Но каким-то образом люди узнали, передали друг другу, и уже в первый же день в больницу приехали 38 человек(!) чтобы сдать кровь для Жени. И еще едут. Мы с мужем потрясены, — еле сдерживает слезы женщина.  — Оказывается, у нас столько добрых людей, хоть и говорят, что все стали злее. Неправда это.

- Хоть что-то предвещало беду? — спрашиваю у Людмилы Николаевны.

- Наоборот, это ж был такой праздник — День Николая Чудотворца. Я напекла вкусных блинчиков к чаю, самовар поставили, настроение у всех было прекрасное. И ребята решили поехать на Ай-Петри пофотографироваться. Они знают друг друга с детства, все работают, не из тех, которые пьют-гуляют, серьезные мальчишки. Женя наш в свое время окончил военное училище, занимается бизнесом. Мы всей семьей часто выезжаем на Ай-Петри, катаемся там на лыжах, на санках, тысячу раз по той дороге ездили. И ребята тоже. А тут такое… Может, хоть этот случай заставит дорожные службы на тех крутых поворотах если не сплошное ограждение установить, то хотя бы трос натянуть.

- По-видимому, не зря Николая Чудотворца называют покровителем странствующих и путешествующих. Даже опытные спасатели говорят, что ребята, и ваш сын в том числе, в рубашке родились.

- Мы уже не раз побывали в церкви, свечки поставили и Николаю Чудотворцу, и всем святым, даже батюшку к сыну приглашали, — говорит Людмила Николаевна.  — И сегодня врачи обнадежили, что у Жени не все так страшно, как думали, главное, что позвоночник целый. Десятого декабря сын отмечал свой день рождения, теперь будем праздновать его еще и 19-го.

Прокомментировать ДТП, случившееся в минувшую субботу на трассе Ялта-Бахчисарай, мы попросили соответствующие службы.

- С 1 ноября по 1 апреля дорога на Ай-Петри закрыта для любого вида транспорта, кроме автомобилей, у которых все четыре колеса ведущие, — объясняет начальник филиала «Ялтинское ДЭУ» ДП «Крымавтодор» Александр Борисов.  — Ребят жаль, но винить они должны только самих себя. Водитель машины нарушил все правила, какие было можно: проигнорировал два запрещающих знака, два информационных табло, поехал в горы на обычной резине и проявил лихачество, выехав на повороте на полосу встречного движения. Человек должен был понимать, что, поступая так, он берет всю ответственность за безопасность поездки на себя. Что касается пространства между брустверами на восьмом повороте, через которое, по всей видимости, и улетела машина ребят, то закрывать его никто никогда не собирался. Оно предназначено для сброса снега после расчистки дороги бульдозером, и угодить в него можно только в том случае, если правила езды по горным дорогам грубо нарушаются.

Как сообщил инспектор профилактической работы ОГАИ Ялты Виталий Середа, посты автоинспекции выставляются на развилке трассы на Ай-Петри только по особому распоряжению ГАИ Крыма. Обычно это происходит после обильных снегопадов, когда дорога труднопроходима для любого транспорта.

Кстати, как свидетельствует статистика, серьезных происшествий на восьмом повороте дороги Ялта-Ай-Петри почти не случается. В ГАИ, правда, вспомнили, что лет десять назад произошел похожий случай. И тоже под Новый год. Тогда КамАЗ, доверху груженный мандаринами и халвой, спускался с Ай-Петри в Ялту. Водитель многотонной махины не вписался в крутой поворот, и грузовик соскользнул с трассы. Несколько десятков метров он кувыркался по склону, рассыпая по округе праздничные лакомства. Но, как и в этот раз, обошлось без жертв. Водитель КамАЗа отделался испугом и ушибами. Правда, груз был потерян. Машина пролежала на месте около недели, часть мандаринов и халвы испортилась, часть взяли «на пробу» проезжавшие мимо автомобилисты.

Пользуясь случаем, в ГАИ Ялты попросили напомнить тем, кто собирается нынешней зимой отправиться на автотранспорте на плато Ай-Петри, что при поездке по обледеневшим и заснеженным дорогам колеса автомобиля должны быть оснащены либо шипованной, либо как минимум зимней резиной. В багажнике надо обязательно найти место для цепи и лопаты.

P. S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала сотрудника пресс-службы Ялтинского горисполкома Андрея Коновалова.