Американский энтузиаст мотопутешествий Монти Миртл и украинская журналистка Наталья Адаменко проехали по нашей стране 20 тысяч километров, чтобы показать миру ее туристический потенциал
С американским путешественником Монти Миртлом и его украинской единомышленницей Натальей Адаменко «ФАКТЫ» встретились на фестивале ретротехники, который недавно проходил в Киеве. Путешественники приехали туда на мотоцикле, который Монти собрал собственноручно, ориентируясь на одну из японских моделей, от которой осталась лишь рама. Все остальное он сделал сам. И, видимо, на совесть: за четыре месяца мотоцикл с двумя седоками успешно проехал 20 тысяч километров по всем областям Украины.
Монти Миртл — энтузиаст мотопутешествий. Он объездил уже 36 стран, намотав сотни тысяч километров. Год проработал в Антарктиде на полярной научно-исследовательской станции Амундсена — Скотта, а в последнее время живет в Украине.
— Каким ветром вас из Антарктиды занесло в Киев?
— На Южном полюсе я был давно, лет девять назад. Работал по специальности, инженером-электриком. Там шесть месяцев день и столько же — ночь. За время моего пребывания самая высокая температура была -9, самая низкая — -80 градусов. В ангаре, где я трудился, градусник стабильно показывал -45оС. Так что приходилось очень-очень тепло одеваться. А еще много есть! При норме для мужчин где-то в районе четырех тысяч калорий я потреблял аж пятнадцать тысяч. И при этом не поправлялся. Когда вернулся, то по привычке продолжал много есть (тем более что на материке все было вкусно, не то что размороженные продукты или консервы) и сильно поправился. Потом пришлось сбрасывать вес.
Два года назад подписал контракт на работу с американским посольством в Украине. А когда контракт закончился, решил остаться здесь еще на некоторое время, посвятив его путешествиям. Оказалось, что об Украине туристической очень мало информации на английском языке. Да, о крупных городах — Киеве, Одессе, Харькове — или, к примеру, о Чернобыле в Интернете можно найти много сведений, но вот прочитать что-либо о небольших населенных пунктах, их достопримечательностях практически нечего.
А поскольку мы с Натальей и нашим другом из Дании Йеспером очень любим путешествовать, родилась идея: рассказать об Украине людям, которые не говорят ни по-русски, ни по-украински. Что мы, собственно, и сделали.
Йеспер — совладелец IT-компании, второй офис которой находится в Хмельницком. Его команда создала туристическое приложение для мобильных телефонов Ukraine Inside Out. Мы же наполняем его информацией. Приложение, кстати, бесплатное, можно скачать и пользоваться уже сейчас. Там есть информация на трех языках: английском, украинском и русском. За четыре месяца мы с Наташей проехали на мотоцикле по всем регионам Украины, регулярно пополняя базу данных. А сейчас, когда похолодало, планируем пересесть на поезд. Хотим посетить крупные города и их окрестности. Мы пишем не только об интересных местах, но и о туристических маршрутах, рассказываем о состоянии дорог и указываем GPS-координаты объектов.
— И как вам наши дорожные условия?
— Мотопутешествие мы начали от центра к югу. Скажем так, из Кривого Рога в Николаев ехали по одной из худших дорог за все время. Помню, как-то зашли в магазин купить продукты. К нам подошел мужчина, посмотрел на мотоцикл и спросил: «Ты же иностранец? Откуда приехал?» Я ответил, что из Америки. «Чистый американец?» — удивился он. Но я его, видимо, не совсем понял и ответил, что не совсем чистый — две ночи провели в палатке, без душа. Потом мне объяснили, что он имел в виду. Мы посмеялись, а мужчина попросил прокатить его на мотоцикле.
*За четыре месяца Монти с Натальей объехали на мотоцикле всю Украину
— В Черновицкой области у мотоцикла сломался амортизатор, — присоединяется к разговору Наталья. — Ехали тогда через маленькое село, где живут, наверное, человек двести. Что делать? Мы, конечно, расстроились, разбили палатку прямо в центре селения, возле почты… Мимо проезжал автомобиль. Водитель остановился и поинтересовался, что у нас случилось. Объяснили, что произошла серьезная поломка, которую в полевых условиях не устранить. Тогда он помог дотащить мотоцикл до своего гаража на соседней улице. Уже через час все жители села знали, что к ним занесло иностранцев. Кто-то позвонил в город знакомому токарю, тот в выходной день пошел на завод, выточил нужную деталь и привез ее в село. Мужчины целый день меняли амортизатор, а сельчане нас поили-кормили. От денег отказались и подарили Монти старинную, чуть ли не дореволюционную флягу. Сказали, мол, она очень подходит к нашему ретро-мотоциклу.
— А в Черкассах, — продолжает Монти, — велосипедист долго рассматривал мой мотоцикл и тоже решил отдать нам раритетную вещь — металлический тубус от немецкого противогаза времен Второй мировой войны, который он использовал как сумку. Попросил пакет, сложил туда свои вещи, а тубус отдал мне. Сказал, что он очень хорошо будет смотреться вместе с моим мотоциклом. За эту поездку по Украине у нас собралось много сувениров. В том числе и вышиванки, которые мы заказали в Борщёве.
— И сколько мест вы успели посетить за все это время?
— Сейчас в мобильном приложении более двухсот объектов, а когда мы закончим его наполнять, то будет не меньше 350, — говорит Наталья. — Конечно же, это далеко не все интересные места. Когда мы только планировали поездку, то одни наши знакомые говорили: «Ездить по Украине несколько месяцев? Да что там смотреть!» А другие: «О, всю Украину за лето? Мы семнадцать лет ездим и далеко не все посмотрели».
Были в Коростене на фестивале дерунов, в Ривненской области видели полесский трамвай-«кукушку» и узкоколейку, которая работает с 1895 года, церковь Святого Николая Чудотворца в Колодном… А в Хмельницкой области (я никогда не видела ничего подобного!) нашли… памятник погибшим «героям» хлебозаготовок 30-х годов прошлого века. А на нем надпись: «Комунарам-подружжю. Брегам Я. Л. i О. П., по звiрячому вбитим куркулями 2 листопада 1931 р. пiд час хлiбозаготiвлi шахтарям Донбасу».
А еще Монти обратил внимание на различное отношение к Второй мировой войне в Украине, России и Америке, где о событиях тех лет знают не слишком много. И на то, что в двух соседних странах погибшим ставят совершенно разные памятники. В России это преимущественно мужчины с оружием в руках, а в Украине — не только солдаты, но и их матери, бабушки, жены…
— Если ты в Америке спросишь, что такое День Победы, то далеко не все смогут ответить на этот вопрос, — продолжает Монти. — В США вообще мало знают о Второй мировой войне. Я обратил внимание, что в Украине практически во всех городах, в том числе и маленьких, есть памятники погибшим. Но больше всего мне запомнились Актовский каньон (его часто называют «Долиной дьявола», расположен на реке Мертвовод вблизи села Актово Вознесенского района Николаевской области. — Авт.) и Шаровский дворец в Харьковской области. А какой великолепный Днестровский каньон! Все говорят Днепр, Днепр, но те места просто потрясающие.
Еще запомнился заповедник «Каменная могила» в Запорожской области. Этому нагромождению камней много миллионов лет. Во все века (в том числе и до нашей эры) там было священное место для всех культур. На самом деле этому памятнику больше лет, чем египетским пирамидам и английскому Стоунхенджу! Правда, пещеры, где сохранилась наскальная живопись, сейчас засыпаны песком — для лучшей сохранности. Зато в музее можно посмотреть на копии этих рисунков. Кстати, в Ивано-Франковской области есть похожее место — «Писаний камiнь». Там оставляли автографы не только древние художники (наверное, пять тысяч лет назад), но и известные украинцы — Ольга Кобылянская, Иван Франко…
*Американский путешественник Монти Миртл: «Все восторгаются Днепром, а какие потрясающие места есть на Днестре» (фото сделано в Национальном парке «Подольские Товтры»)
— А с полицией в дороге сталкиваться приходилось?
— Проблем с правоохранителями во время путешествия не было. Как-то в Харьковской области нас остановил полицейский, хотя правила мы не нарушили. Поняв, что я иностранец, полисмен спросил, говорю ли я по-русски. А я ответил, что практически ничего не понимаю, зато українською розмовляю дуже добре. Хотя на самом деле все наоборот. Он посмотрел документы и отпустил нас.
Другой случай произошел в Ривненской области. Вместе с нашим датским другом, который присоединился к нам на авто, разбили палатку в лесу, улеглись спать. Тогда было холодно, всего девять градусов тепла. Так что вылезать из спальника без особой надобности не очень-то хотелось. И вдруг в пять часов утра вокруг палатки стали ходить какие-то люди с фонариками. Я подумал, что это, наверное, рыбаки. Но тут раздался голос: «Выходите, это полиция. Предъявите документы». В пять часов утра, среди леса, представляете? Посмотрели они наши документы и уехали. Потом мы решили, что полиция, наверное, проводила рейд в связи с незаконной добычей янтаря.
А еще мы пересекались с украинскими пограничниками. Как-то собрались с Наташей разбить палатку буквально в нескольких метрах от украинско-венгерской границы. Уж очень место оказалось удобным для лагеря. И вдруг к нам подошли вооруженные мужчины в форме. Оказалось, что это пограничный наряд. Они разрешили нам остановиться там с палаткой: мол, будем вас ночью охранять. Но предупредили, чтобы мы не вздумали переходить границу.
— Монти, вы раньше бывали в Украине?
— Первый раз приехал сюда пять лет назад, еще до войны. Честно говоря, тогда мало что знал об Украине. Американцы раньше не очень различали жителей постсоветских государств. Теперь я точно знаю, что разница есть. Особых ожиданий не было, но те места, где побывал, и то, что увидел, понравилось. И украинская кухня тоже! Природа в Украине великолепная. А в Киеве у меня есть любимое место — парк Шевченко.
Когда путешествовал по Европе, то заезжал и в Украину. Помню, впервые приехав в Киев, попал в забавную ситуацию. Нужно было заправить мотоцикл, но я не знал, где это можно сделать. Спросил у прохожего, а он строго посмотрел на меня и ответил: «Почему ты говоришь по-русски? Это Украина».
Честно говоря, украинский язык до сих пор не выучил, занимался им всего несколько месяцев. Хорошо запомнил всего несколько слов: «дякую», «будь ласка», «рахунок», «дуже гарно». Но все равно Украина — это очень круто. Ваша страна мне нравится намного больше, чем Западная Европа.