Україна

Председатель национального банка украины владимир стельмах: «общее состояние нашей банковской системы намного лучше, чем на западе»

0:00 — 26 грудня 2009 eye 263

По мнению главного банкира страны, спасение банков, которые являются локомотивами экономики, дает нам возможность говорить о том, что кризис не будет длиться долго

В течение всего года внимание украинского общества было приковано к банковской системе и финансам. Падение курса национальной валюты, невозврат депозитов, сложности с кредитами, повышение процентов — проблемы, с которыми пришлось столкнуться почти каждому жителю страны. И, естественно, люди интересуются, долго ли еще будет продолжаться кризис и какие существуют пути выхода из него. А кто же знает ответы на эти вопросы лучше, чем главный банкир страны, председатель Национального банка Украины Владимир Стельмах?

О продолжительности кризиса

- Если посмотреть на локальные кризисы 1998 и 2002 годов, то нынешний сильнее и масштабнее. Хорошо, что все поняли: банковскую систему погубить нельзя, иначе погибнет экономика. Все завязано на банках, они — локомотивы экономики. Их спасение дает нам возможность говорить о том, что кризис не будет длиться долго. А после него банковскую систему Украины ожидают очищение и подъем.

О состоянии банковской системы

- Общее состояние нашей банковской системы намного лучше, чем на Западе. Если мы посмотрим, сколько предоставили помощи финучреждениям другие страны и отнесем это к ВВП, после чего сравним с тем, что дал Нацбанк, то поймем: это не серьезные проблемы. Что нас и спасло, хотя мы и имеем определенный портфель некачественных кредитов.

О досрочном изъятии депозитов

- Вкладчик должен делать выбор — либо получение дохода на свои деньги, либо возможность в любой момент иметь к ним доступ. Если вкладчик выбирает последнее, то он должен положить деньги на текущий счет либо арендовать в банке сейф. Но если деньги вкладываются в банк на определенный срок с целью получения дохода, то вкладчик должен понимать, что эти средства не будут лежать на полке, а будут выданы в качестве кредита другому человеку или предприятию. А раз так, то для получения денег необходимо ждать окончания срока депозита.

О долларизации экономики

- Доверие к банковской системе зависит в первую очередь от доверия к гривне. А мы, к сожалению, так и не смогли утвердить статус национальной денежной единицы как одного из главных атрибутов государственности. Долларизация только официальной части украинской экономики на сегодняшний день превышает 30 процентов. За предыдущие полгода в тень ушло около 7 миллиардов долларов. Сколько валюты находится под подушками граждан, мы можем только предполагать.

О «дешевых» валютных кредитах

- То, что валютные кредиты были дешевле гривневых, — это фикция. С помощью страховок, скрытых комиссий и тому подобных ухищрений банки доводили их стоимость до 46 процентов годовых. Это показывали наши проверки.

Почему не ограничили валютное кредитование? Очень сложно принимать такие решения в стране, где все захотели побыстрее зажить хорошо. Строительству, которое было одним из главных двигателей экономического роста, необходима была подпитка кредитными ресурсами, которые шли в основном в валюте. Поэтому ограничить валютное кредитование — значило бы своими силами задушить экономический рост.

Об ответственности банков

- Наращивание валютного кредитования стало одной из главных причин возникших в финансовом секторе серьезнейших дисбалансов. О существовании больших рисков Национальный банк в последние годы предупреждал банкиров и население неоднократно. Многие банкиры не вняли этим предупреждениям, годами отстаивая свое право на безусловное расширение валютного кредитования. Поэтому, повторюсь, ответственность за эти валютные дисбалансы должны нести и сами банки.

О кредитовании жилищного строительства

- В 2005 году, когда я вернулся к работе в Национальном банке, 937 тысяч семей нуждались в улучшении жилищных условий. Чтобы решить эту проблему, нужно было выдать на 8 миллиардов гривен кредитов на три-четыре года. Сейчас в жилье нуждаются 1 миллион 250 тысяч семей, а цена вопроса возросла до 12-15 миллиардов гривен целевых кредитов сроком до пяти лет. Выделить данные ресурсы — для Национального банка не проблема, однако, кроме как денег попросить, никто не хотел и сейчас не хочет всерьез заниматься этой проблемой.

Намного выгоднее выделять и перепродавать земельные участки под застройку. Зачем бороться за снижение цен, если их рост приносит чиновникам баснословные барыши?

Даже инициативу по завершению строительства жилых объектов с готовностью 50 процентов и выше, которая могла бы помочь оживить не только строительную отрасль, не удалось довести до ума. Вопрос кредитования по госпрограммам, особенно в строительстве, всегда был связан с политикой, которая у нас очень меркантильна. А там, где Национальный банк включается в работу, все должно быть прозрачно, коррупцией заниматься сложно. Поэтому с нами не очень хотят работать.

Об укреплении банковской системы

- Сейчас, пока банковскую систему не атакуют, ситуацию стабилизации крайне важно использовать для укрепления положения банков и совместного противостояния тем популистским инициативам, которые проходят через Верховную Раду. У нас для этого остается три-четыре месяца, за которые банковской системе необходимо наладить коммуникации с обществом и дать ему уверенность в своей стабильности. Для этого нам надо не «чубитися», а наоборот, крепко поработать всем вместе над проблемами, и с населением в том числе, через СМИ.

При подготовке публикации использованы фрагменты интервью Владимира Стельмаха газете «Зеркало надели» и журналу «Банкиръ»