Здоров'я та медицина

Павел Ковтонюк: "Пациент не должен ничего платить за услуги, которые гарантированы государством"

8:00 — 27 жовтня 2017 eye 6445

Принятые Верховной Радой «финансовые» законы, запускающие медицинскую реформу, весьма отличаются от того, что изначально предполагалось изменить в системе здравоохранения. Так, из законопроекта «выпала» статья о сооплате, разрешающая пациентам законно доплачивать государственным врачам часть стоимости медицинской услуги. По сути, это была главная идея реформы. Поэтому «бесплатная» медицина по-прежнему действует в Украине. Как минимум до 2020 года.

Убрали из закона и обязательное использование медиками международных протоколов, поэтому нам и впредь будут выписывать «фуфломицины». Правда, Минздрав летом издал указ, разрешающий врачам по желанию использовать в своей практике международные протоколы. Так что медики, которые заинтересованы в исцелении пациента, могут на свое усмотрение лечить, «как в Европе».

Также в законопроект была внесена правка, которая временно, в течение 2018—2019 годов позволяет Кабмину использовать механизм субвенции. То есть поликлиники и больницы продолжат получать деньги из госбюджета.

Так в чем же суть реформы, если главные изменения «выпали» из принятых законов?

Заключить договор с семейным врачом можно в начале 2018 года

Мы сможем выбрать себе семейного врача, терапевта или педиатра, которые будут получать за каждого пациента от 370 гривен в год (за пенсионеров и детей — в пределах 500 гривен). Пока не понятно, много это или мало.

В Минздраве пояснили, что выбирать врача надо уже сейчас, а заключить с ним договор станет возможным после того, как президент подпишет «финансовые» законы и будет создана Национальная служба здоровья (в начале 2018 года). Декларацию планируют регистрировать в электронной системе E-Health. Так постепенно будут наполняться реестры пациентов, врачей и медучреждений Украины. А деньги из Госказначейства начнут «ходить» за пациентом, поступая на счета поликлиник или сельских амбулаторий.

Что касается узкопрофильных специалистов (кардиологов, невропатологов, нейрохирургов, гинекологов и оперирующих врачей), то их реформа коснется с 2020 года.

Те, кто сейчас лечится в частной клинике, тоже могут «приписаться» к терапевту. Тогда бюджетные 370 гривен в год станут своеобразной одноразовой скидкой от государства. За остальное придется доплатить.

К вопросу сооплаты правительство вернется ближе к 2020 году, сообщают в Минздраве.

На прошлой неделе нашими «сторонниками» был вброшен в Сеть «прейскурант» на медицинские услуги по «ценам», которые пациенты якобы будут платить после реформы за операции и обследования, — говорит заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк. — Это неправда. Все с точностью до наоборот (как это часто бывает с фейками, которые публикуют наши оппоненты).

Каждая медуслуга будет иметь стоимость. Она называется тариф. Когда человек обратится в больницу и ему предоставят медуслугу (наложат гипс, удалят аппендикс), то мы будем знать, во сколько это обошлось государству. Эту сумму за услугу больница выставит к оплате. Но не пациенту, а государству. И именно для оплаты услуг будет создана Национальная служба здоровья Украины.

Пациент не должен ничего платить за услуги, которые гарантированы государством. Вся суть реформы в том, что государство оплатит эти услуги вместо пациента.

Но чтобы рассчитывать на оплату вашего лечения государством, у вас должно быть направление от специалиста (за исключением экстренных случаев: ДТП, острый инсульт или инфаркт, аппендицит).

Так откуда взялся опубликованный в Интернете «прейскурант»? Это приблизительные тарифы для пилотного проекта Национальной академии медицинских наук (НАМН), Минздрава и Минфина. Уже в этом году с четырьмя институтами Академии мы хотим отработать новую модель, когда государство оплачивает тариф, а человек ничего не платит за свою операцию.

Эти счета медучреждения НАМН будут направлять государству, чтобы за конкретного пациента прошла конкретная оплата по принципу «деньги идут за пациентом». Тот, кто взял перечень тарифов и выложил их в Интернет под видом того, что это тарифы для людей, просто солгал.

Высокие расценки в опубликованных в Сети «прейскурантах» Павел Ковтонюк объяснил тем, что учреждения системы НАМН — «это уникальные институты, единственные на всю страну, где делают редкие операции небольшому количеству людей». Кабмин утвердил запуск пилотного проекта по изменению механизма финансирования оказания медпомощи в отдельных НИИ НАМН с 1 июля 2017 года. Участие в проекте принимают Институт кардиологии имени академика Н. Д. Стражеско, Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Н. Н. Амосова, Институт хирургии и трансплантологии имени А. А. Шалимова, а также Институт нейрохирургии имени А. П. Ромоданова. На реализацию проекта в государственном бюджете 2017 года предусмотрено 200 миллионов гривен.

Важно понимать, что те суммы, которые государство намерено платить больницам за лечение украинцев, действительно могут исчисляться десятками и сотнями тысяч гривен, признают в Минздраве. Тарифы включают все: расходы на лекарства, достойную зарплату врачей, коммунальные и капитальные расходы, стоимость оборудования. В то же время все услуги (анализы, исследования, лекарства), которые предоставляются по государственной программе медицинских гарантий, будут для пациентов на 100 процентов бесплатными. Это посещение семейного врача, вся экстренная медицина и хирургия, палиативная помощь, лечение у узких специалистов по направлению семейного врача и плановое лечение.

Весь груз по содержанию больниц ляжет на местные бюджеты

Суммы, которые сможет выделить государство на лечение пациентов с 2020 года, полностью зависят от бюджетного процесса 2019 года. Минздрав должен опубликовать список тарифов на услуги после сбора статистики (чем реально, а не на бумаге, болеют люди), данных о реальных затратах больниц, оценки бюджета, который будет выделен на программу медицинских гарантий на 2020 год. В Минздраве уверяют, что для дорогостоящего лечения, как и сейчас, будут существовать целевые программы, продолжат действовать программы лечения онкологии, гепатитов, СПИДа.

Очевидно, что государство сможет оплатить только то количество бесплатной для граждан медпомощи, на которую хватит денег в бюджете. Поэтому непонятно, каким образом будут выживать больницы без узаконенной сооплаты. Предполагается, что весь груз по содержанию больниц ляжет на местные бюджеты. Однако если бы на местах могли содержать больницы, поликлиники и особенно амбулатории в селах, то и реформа бы не понадобилась.

В ближайшие два года больницы и поликлиники будут финансировать по старинке. В Минздраве сообщили, что Национальная служба здоровья заключит договоры со всеми больницами — чтобы никто из украинцев не остался без медицинской помощи. При этом скоро выяснится, что, чем меньше медуслуг оказано, тем ниже квалификация врачей. И с годами маломощные, плохо оснащенные и незагруженные больницы будут перепрофилированы под реальные потребности населения — в реабилитационные, диагностические центры, хосписы.

Местные общины сами должны решить, какие из больниц нужно усилить, а какие перепрофилировать. Государство только выставляет требования по максимальному времени довоза пациента в больницу и нагрузке (количество родов, оперативных вмешательств).

Ремонтом дорог, ведущих к больницам, также будет заниматься община. И тут неизбежно возникнут проблемы. Где взять грамотных хозяйственников, которые возьмутся за решение этих задач? Ведь если главврач не привык «выгрызать» для больницы оборудование и хороший медперсонал, то либо больница захиреет, либо общине придется искать нового главврача.

Самое «слабое звено», сельские врачи, тоже станут головной болью местной общины. Если люди смогут договориться и найдут деньги на покупку дома для медика, ремонт амбулатории, закупку необходимого оборудования, обеспечат бесперебойную работу Интернета (потому что для оплаты работы врача ему необходимо заключать с пациентами декларации в электронном виде), то в таком селе врач появится. В противном случае придется ездить в райбольницу.

На прошлой неделе народные депутаты приняли в первом чтении законопроект о сельской медицине, который в ближайшее время намерены утвердить. В госбюджете на 2018 год уже запланированы 4 миллиарда гривен для улучшения ситуации с медобслуживанием на периферии.

Больше о медицинской реформе в Украине читайте здесь