Сегодня в Москве откроют первый общенациональный мемориал жертвам массовых репрессий «Стена Скорби». Как пишут российские СМИ, в церемонии открытия мемориала, приуроченной ко Дню памяти жертв политических репрессий примут участие президент Владимир Путин и патриарх Кирилл (на фото).
В то же время бывшие советские политзаключенные назвали лицемерием и цинизмом открытие этого памятника.
«Памятник — дань прошлому, а политические репрессии в России не только продолжаются, но и нарастают. Нынешняя российская власть, спонсируя открытие памятника, пытается сделать вид, что политические репрессии — это дела давно минувшие, а потому память о жертвах этих репрессий может быть увековечена. Мы с уверенностью заявляем, что нынешние российские политзаключенные достойны нашей помощи и внимания ничуть не меньше, чем жертвы советского режима достойны нашей памяти и уважения», — говорится в открытом письме, которое публикуют Грани.ру
Подписанты, среди которых, в частности, Александр Подрабинек, Владимир Буковский, Павел Литвинов, Виктор Файнберг, Габриэль Суперфин, Эдуард Кузнецов, лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, глава еврейской общины Украины Иосиф Зисельс подчеркивают, что невозможно искренне скорбеть о прошлом и лукаво закрывать глаза на настоящее и разделять жертв политических репрессий на тех, кому уже можно ставить памятники, и тех, кого можно пока не замечать.
«Нельзя участвовать в памятных мероприятиях власти, которая на словах сожалеет о жертвах советского режима, а на деле продолжает политические репрессии и подавляет гражданские свободы в стране. Нельзя позволять авторитарной власти одной рукой открывать памятники жертвам репрессий, а другой творить произвол и беззаконие. Сотрудничество с властью в этом вопросе по меньшей мере аморально. Памятник жертвам политических репрессий без сомнения должен быть установлен в Москве, но лишь тогда, когда в стране не останется политзаключенных, когда палачи будут наказаны, а сами политические репрессии перестанут быть темой новостных сообщений и станут исключительно предметом изучения историков», — говорится в открытом письме.
А бывший политзаключенный, публицист Александр Подрабинек отметил, что 30 октября еще в 1974 году было учреждено политзеками пермских и мордовских лагерей как День политзаключенного.
«В этот день своими символическими однодневными голодовками на воле мы поддерживали голодовки политзаключенных. Это был день солидарности и протеста. В 1991 году новая российская власть, назвавшая себя демократической, с мародерским вдохновением решила День политзаключенного национализировать. Верховный Совет РСФСР постановил считать 30 октября Днем памяти жертв политических репрессий. Тонкая подмена не всеми и не сразу была оценена. Власти, надо полагать, тихо радовались своей предусмотрительности. 30 октября стали превращать из дня солидарности в день поминовения… Не знаю, появится ли на церемонии открытия Владимир Путин, как это планировалось, но мне бы хотелось, чтобы он пришел. Присутствие полковника КГБ -- сотрудника организации, повинной в массовых репрессиях, — лишний раз продемонстрирует абсурдность происходящего. Наверное, вам будет приятно видеть его в этот день? И еще было бы замечательно, если бы при открытии памятника вам сыграли государственный гимн России, под звуки которого вам придется стоять хотя бы потому, что некуда будет сесть. Да-да, тот самый поганый сталинский гимн, которым десятки лет каждое утро в камерах и бараках поднимали по всей стране на каторжный труд многомиллионное население ГУЛАГа», — пишет публицист.