В столичном Музее одной улицы открылась выставка «Новогодняя сказка дедушки Золло», посвященная выдающемуся дрессировщику Цирковой номер легендарного дрессировщика и клоуна Михаила Золло «Звериная железная дорога» уникален, ведь в нем участвовало 300 животных! Причем это был настоящий спектакль: в зале гас свет, горели лишь лампочки вокзала, перрона и огонек железнодорожной стрелки. Из туннеля вылетали клубы пара и, наконец, выезжал, освещая себе путь прожекторами, паровоз — настоящий, с котлом, приборами, гудком. Только маленький. Его топку начинали разжигать за полтора часа до начала представления. А в качестве топлива использовали древесный уголь. На паровозе восседали Золло и машинист — обезьяна по кличке Макар. Животное нажимало на нужные рычаги и педали. Начинался концерт ожидающих на вокзале животных. Трюков много, и все они срывали шквал аплодисментов. Затем появлялся королевский пудель в костюме дежурного по железнодорожной станции, следом за ним — козел в убранстве начальника вокзала. Он «изучал» книгу с графиком движения поездов, переворачивая листы мордой. А пес в одежде рабочего «проверял» рельсы. Подошло время отправления поезда. С вокзала по очереди выбегали животные, исполнявшие роли пассажиров: петух с дюжиной кур, гуси, индюки, морские свинки, дикобраз Описывать все представление пришлось бы очень долго. Оно так нравилось публике, что с успехом шло в цирках Российской империи, а затем СССР почти 35 лет!
В семье Золло, живущей в Киеве, сохранилось предание о том, что представление «Звериная железная дорога» посещал император Николай II. Он был восхищен беспрецедентным шоу и подарил артисту золотые часы. Впрочем, в советские годы от них пришлось избавиться — подальше от греха. Зато уникальный цирковой поезд, клоунские костюмы (особенно впечатляют башмаки шестидесятого(!) размера) и реквизит бережно хранились родственниками Михаила Золло и представлены на посвященной ему выставке, открывшейся на днях в Музее одной улицы.
В экспозиции присутствует тема растянувшегося на десятилетия соперничества между Золло и членом легендарной династии дрессировщиков Дуровых Владимиром, в номере которого животные тоже ездили на настоящем поезде. Михаил уверял, что Владимир бесцеремонно украл у него идею и даже умудрился перекупить поезд, заказанный Золло, у мастера-виртуоза из Одессы. Золло пришлось ждать, пока одесский Кулибин построит новый паровоз с вагонами, который получился гораздо лучше первого.
- Владимир Дуров начал цирковую карьеру со скандала со своими знаменитыми родственниками-дрессировщиками, — рассказывает директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. — Он приходился братьям Дуровым троюродным внучатым племянником, а настоящая его фамилия Шевченко. Но Владимир без разрешения знаменитых родственников стал выступать под их фамилией, служившей для любого цирка суперэффектной рекламой. Естественно, настоящие Дуровы возмутились, грозили судом, но Владимира это не испугало.
Дочь Михаила Золло Елизавета, ставшая вместе с сестрой Клавдией первой в стране цирковой наездницей, вспоминала рассказ отца о том, как в начале его карьеры Владимир Дуров предлагал ему: «Твои номера с животными, моя знаменитая фамилия. Публика будет на нас валом валить. Обогатимся!» Но амбициозный Михаил отказался и сумел прославить собственную фамилию.
Особого внимания заслуживает романтическая история любви Михаила Золло и юной цирковой артистки Анны Лапиадо, ставшей его женой. Брат Ани был владельцем цирка, в котором они выступали. Понятно, Лапиадо хотел выдать сестру за богатого. А тут и жених состоятельный появился, но девушка ни в какую не соглашалась выходить за толстосума: уж очень влюбилась в талантливого балагура Мишку Золло. Но и богач не отступал, даже обещал артистке построить для нее цирк в любом городе, в котором она пожелает. Но девушка на это не купилась. Впрочем, брат решил, что ее согласие на брак не обязательно, мол, стерпится — слюбится. Дело шло к свадьбе. Аня пошла на хитрость: отпросилась в город, якобы для того, чтобы купить ленты, бисер и другие мелочи. Встретилась с Михаилом в условленном месте, и они подались в церковь. Уговорили священника обвенчать их за десять рублей. Брат девушки был до того взбешен, что выгнал молодоженов из цирка! Им пришлось готовить семейный номер. Аня стала первой в стране клоунессой. Их номер, в котором исполнялись злободневные куплеты и выступали дрессированные животные, пользовался огромным успехом.
- С 1941 года, с детства, я жила в семье Золло: мы родственники, — рассказывает внучатая племянница дрессировщика Людмила Святоцкая. — У дяди Миши было несколько сотен животных! Для их перевозки выделяли товарные вагоны. И мы колесили по всему СССР. Бывало, на остановке только выведем собак на прогулку, а поезд уже отходит Бежим, заскакиваем на ходу. Две недели выступаем в одном городе, потом переезжаем в другой. Лишь после войны дяде Мише выделили участок для строительства дома в Киеве. В нем я с родственниками живу ныне. Дом трехэтажный, с большим подвалом и двором. Ведь животные жили здесь же, в том числе верблюд, зебра, лошади, козы, осел, свиньи, дикобразы, удав Попробуй, навари на всех еды, выгуляй, убери, постирай! Справлялись сами. Ведь тут жили многие из нашей родни. Кроме семьи Золло, моя мама и сестры, тети. В подвале была кухня, где готовили пищу целыми чанами. В те времена наш район (возле станции метро «Лыбедская») считался окраиной Киева. Так что было где выгуливать питомцев. Нередко наших животных на представления в цирк (он находился на углу улиц Саксаганского и Красноармейской) возили в троллейбусе в клетках.
К дяде Мише по праздникам, в дни рождения приходило много друзей. Среди наиболее известных — Тарапунька и Штепсель. Золло обожал анекдоты и мог развлекать ими гостей весь вечер.
- Золло — настоящая фамилия вашего дяди Миши?
- Конечно, нет. Сценический псевдоним, ставший, по сути, фамилией. А по рождению он Синявин. Дядя Миша был награжден двумя орденами, удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. А когда вышел на пенсию, в Киевском цирке за ним закрепили место в первом ряду. Он прожил почти 91 год. Интересно, что его дочь Елизавета, скончавшаяся в нынешнем году, прожила столько же. А поздравлять ее с
90-летием приезжал известный деятель цирка Николай Кобзов. Мы передали в созданный им Музей циркового искусства паровоз из номера «Звериная железная дорога». Его механизм до сих пор действующий!