Избавить пациента от косоглазия, близорукости или дальнозоркости можно, если начать лечение в раннем возрасте и не прерывать, пока не добьешься успеха

0:00 — 4 січня 2008 eye 639

Так считала известный офтальмолог Надежда Пильман, создавшая систему обследования и лечения детей со слабым зрением. В Киеве прошла медицинская научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения известного врача

Мише надели очки в десять месяцев. Мама боялась, что он будет снимать «лишний» предмет. Но ребенок быстро привык к очкам, очевидно, потому, что окружающий мир стал для него интереснее. Кроме того, мальчик так меньше косит, ведь оба глаза включились в работу. В два года все же пришлось сделать операцию по поводу косоглазия — укоротить некоторые мышцы глаза. Второй этап коррекции офтальмохирурги провели в шесть лет. В школу ребенок пошел в очках, но с достаточно высокой остротой зрения.

- Это типичная история, и она подтверждает тот факт, что начинать лечить косоглазие и близорукость (миопию) надо как можно раньше, — говорит врач детского отделения столичного Центра микрохирургии глаза Марина Шевколенко.  — Еще в 60-е годы прошлого столетия по инициативе известного офтальмолога Надежды Пильман в Украине была создана стройная система обследования детей до года, позволявшая точно определить, нужна ли ребенку помощь офтальмолога. Если да, малыша брали на учет и делали все, чтобы к школе восстановить зрение. Ведь глаз, как и другие органы, быстро развивается в раннем возрасте, и корректировать развитие надо именно в это время.

Во всех детских поликлиниках открылись кабинеты охраны зрения, оснащенные специальными аппаратами, с помощью которых врачи проводили индивидуальные занятия с детьми. Конечно, это требовало от родителей огромного труда. Ведь малыши получали домашние задания. Например, надо было обвести цветными карандашами каждую клеточку в тетради, чтобы получился определенный рисунок. Один глаз закрывали окклюдером (специальной пластинкой), и таким образом заставляли второй напряженно работать. В кабинетах охраны зрения проводилось так называемое аппаратное лечение. Дети занимались на аппаратах с удовольствием. Это было не только полезно, но и интересно. Появились детские сады и пионерские лагеря для детей со слабым зрением. В кабинетах охраны зрения трудились увлеченные и очень грамотные офтальмологи. Тысячам детей удалось спасти или улучшить зрение, избавить их от косоглазия.

- Очень важно понять, как много в медицине зависит от врача, который отстаивает свои идеи и добивается их воплощения в жизнь, — считает президент Ассоциации детских офтальмологов, руководитель столичной больницы «Центр микрохирургии глаза» доктор медицинских наук профессор Сергей Рыков.  — Вот почему мы провели научно-практическую конференцию, посвященную 110-летию со дня рождения известного офтальмолога, основателя профессии «детский офтальмолог» Надежды Пильман. Конференция проходила в Киево-Печерской лавре, ее работу благословил предстоятель Украинской православной церкви митрополит Владимир.

Надежда Исааковна была, как говорят, врачом от Бога и сумела подготовить учеников, которые до сих пор следуют ее принципам. Она была хирургом, особое внимание уделяла лечению косоглазия, сама оперировала и принимала пациентов на базе больницы «Охматдет». Есть разные виды косоглазия. При одних необходима операция, другие можно вылечить, правильно подобрав очки и занимаясь с ребенком. Лазерных операций, позволяющих убрать косоглазие, пока нет. Но хирургические вмешательства в последние годы стали более щадящими, так как появились новые шовные материалы, современные инструменты. Бывает, операции проводятся в несколько этапов с промежутком в два-три года. Каждого ребенка, у которого есть проблемы со зрением, по месту жительства должен наблюдать офтальмолог. Врач не имеет права упустить из поля зрения маленького пациента.