вспоминает начальник службы ресторанного сервиса гостиницы «Ореанда», отметившей недавно свое 100-летие
Составить даже примерный список всех знаменитостей, которые останавливались в ялтинском отеле «Ореанда», отметившем в 2007 году свое 100-летие, сегодня вряд ли кто-то сможет. За время своего существования «Ореанда» становилась не только гостиницей, но и пансионатом. В годы Советской власти ей довелось «поработать» домом отдыха закрытого типа Союзного ЦИК, санаторием Народного комиссариата внутренних дел, Министерства госбезопасности.
Но и сегодня — в силу многолетней «специфики» гостиницы — разузнать что-либо о ее звездных постояльцах оказалось делом непростым. Их жизнь в отеле по-прежнему надежно защищена от посторонних глаз и ушей. Чуть приоткрыть для «ФАКТОВ» завесу тайны согласился начальник службы ресторанного сервиса «Ореанды» Виктор Верозуб.
- Когда приезжает высокий гость, кроме обычных протокольных моментов — через какой вход гостиницы он зайдет, допускаем прессу или нет, — обязательно возникает вопрос: а чем и где мы будем его кормить? — говорит Виктор Верозуб. — Так же было и с экс-президентом США Биллом Клинтоном, когда он приезжал на четвертый саммит международной сети «Ялтинская европейская стратегия», основатель которой — украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук. Форум проходил в июне 2007 года в Ливадийском дворце (»ФАКТЫ» рассказывали об этом. — Авт. ). Руководителем службы протокола у Клинтона был пожилой мужчина, поэтому про себя мы его называли «дедушкой». Тем не менее выглядел он очень моложаво, одевался просто и стильно — в джинсиках, кроссовочках.
И вот в обсуждении меню с «дедушкой» мы доходим до такого момента: сыры, крекеры, это же неинтересно! Стоп! Сейчас в Крыму в самом разгаре сезон клубники и черешни. «А давайте дадим Клинтону вареники!» — предложил я. «Дедушка» сначала, конечно, не понял, что это такое, пришлось ему объяснять. Подумал он, а потом говорит: «Подходит!»
Налепили мы этих вареников, ждем Клинтона, чтобы подать их ему в апартаменты свеженькие, тепленькие, а его самолет из-за непогоды опоздал! И когда Клинтон приехал в «Ореанду», нам пришлось его встречать не у главного входа, а у бокового, «черного». Так требовалось с точки зрения безопасности, ведь в это время через главный вход выходили остальные участники саммита, чтобы отправиться в Ливадийский дворец. Это масса людей!
Уже когда Клинтон входил в гостиницу, его охрана сделала несколько шагов вперед, чтобы оградить экс-президента от нас, встречающих. Однако Клинтон подал им знак рукой, мол, все в порядке. В джинсах, футболке, очень простой, приветливый, улыбчивый, поздоровался со всеми нами, сфотографировался. А я про себя подумал: ведь в Ливадии уже началась конференция, когда же он будет наши вареники кушать?! Ему ж надо еще душ принять, переодеться, не пойдет же он на экономический саммит в джинсах! В общем, мы решили: ждем сигнала от «дедушки».
Вареники — это ж не сыр, который может храниться под пленкой. Их надо есть с пылу, с жару. Точнее, с пару. Мы ведь их готовим, как положено, на пару. Наконец нам позвонили: давайте! Везем тележку с варениками в апартаменты, и видим: Клинтон вышел из гостиницы и пошел по набережной! За ним бегом «дедушка» и охрана. А Ливадия?! Телеканалы уже вовсю транслируют саммит!
- На улице жара стоит неимоверная, а Клинтону хоть бы что решил посмотреть достопримечательности Ялты, — продолжает Виктор Дмитриевич. — Как был — в джинсах и футболке. Вначале его никто не узнавал. А потом кто-то кинул клич: это ж Билл Клинтон! Так в окружении толпы он дошел примерно до центральной площади, где у нас «Макдональдс» расположен, недалеко пляж — стоят фотографы, предлагая отдыхающим сфотографироваться в старинных царских костюмах. И вдруг Клинтон спускается на этот пляж!
Что вам сказать Нелегко пришлось его охране. Бедный «дедушка» вспотел от нервного напряжения, вернулся в гостиницу весь мокрый от головы до пяток. Ведь на пляже к экс-президенту хлынула толпа людей в купальниках, в плавках, прибежали отдыхающие с других пляжей, каждый норовил с ним сфотографироваться.
Когда Билл Клинтон вернулся в гостиницу, «дедушка» подозвал меня и представил экс-президенту. А я, в свою очередь, спрашиваю: «Господин президент, специально для вас мы приготовили украинское блюдо — вареники». И вдруг Клинтон: «О! А что это?!» «Дедушка» спрятался за экс-президента и молчит! Оказывается, пока Клинтон гулял по набережной, его свита, оставшаяся в гостинице, съела все вареники, которые мы подали в апартаменты! Вот «дедушка» и спрятался. «Господин президент, — говорю я Клинтону, — пока вы будете подниматься в лифте, свеженькие варенички уже будут у вас в номере». Мой заместитель Александр Юрлов лично две пиалки срочно налепленных вареников с клубникой и черешней отвез Клинтону в апартаменты.
Когда проходила заключительная фаза саммита, был так называемый приветственный коктейль, на саксофоне играл знаменитый Бутман, за столом сидели Клинтон, Леонид Кучма, Виктор Пинчук и Елена Франчук, Виктор Черномырдин, Катерина Ющенко и другие гости. Где-то около полуночи Билл Клинтон, уже уезжая, подошел ко мне и говорит: «Спасибо за вареники! Такие вкусные! Я все две пиалки съел». Представляете, прошло столько времени, он, конечно же, кушал не только вареники, но запомнил именно их.
- Для «Ореанды» приезд Билла Клинтона, конечно, был знаменательным событием. Но ведь вам не привыкать принимать и кормить не только президентов, но и представителей королевских фамилий?
- Да, не зря Ялту называют летней политической столицей Украины. Бывало, что в ресторане «Ореанды» за одним столом сидели одиннадцать президентов стран, а за другим — столько же премьеров. Естественно, мы делали акцент на украинской национальной кухне. Но меню согласовывалось. Например, обсуждалось: подавать сало на стол или нет? Решили все-таки подавать. Знаете, чем выше стоит человек на социальной лестнице, тем более простые блюда он предпочитает. Это мое мнение. Бывало, нас просили: пожарьте яичницу с беконом или подайте жареную картошку в номер.
- Кто-то из президентов?
- Скажем так: нам заказывали, мы готовили, а кому потом в номер относили эту яичницу или жареную картошку, не знаем, — улыбаясь, дипломатично «выкрутился» Виктор Верозуб.
- Говорят, несколько лет назад, когда отмечали 150-летие Крымской войны, в «Ореанде» останавливался супруг английской королевы принц Филипп.
- Он жил в апартаментах несколько дней. Его визиту предшествовал приезд «протокольщиков». Руководителем его службы протокола был молодой мужчина, все виски потягивал. И после всех проблем, связанных с охраной, снова встал вопрос: что же, когда и где принц Филипп будет кушать? В первый день приезда еду высокому гостю подавали в апартаменты. Зная, что британцы наряду с говядиной очень любят баранину, я предложил главному протокольщику: «У нас в Крыму великолепная баранина, ягнята. Рекомендую». И он согласился.
Потом англичане сказали, что было очень вкусно. А мы знакомы с их вкусами и манерой приготовления баранины. Они, в отличие от французов, не едят мясо «с кровью». Редко кто из англичан, может, только люди старшего поколения, любят именно такой способ приготовления. Остальные считают, что все должно быть мягким и прожаренным.
Меню же финального ужина согласовывалось уже с самим принцем Филиппом. Причем англичане попросили, чтобы ужин проходил не в ресторане, а в кафе гостиницы. В качестве главного блюда мы предложили им говяжью вырезку в слойке с печеночным паштетом и грибами. Им очень понравилось это блюдо.
- Крепкие напитки англичане заказывали?
- Принц Филипп — не из той категории людей, которые «ударяют» по крепким напиткам. Но, конечно же, на столе была русская водка, потому что для гостей вся территория бывшего СССР ассоциируется только с этим напитком. И, конечно, были сухие крымские вина.
Не так давно у нас в «Ореанде» останавливался знаменитый тенор Хосе Каррерас. Он приезжал в Ялту на серьезный корпоративный прием. Было лето, стояла жара просто сумасшедшая. Мы предложили ему покушать в ресторане, где есть кондиционер. На что он ответил: «Я из Испании, мне жара по духу, я прекрасно ее переношу».
Посадили мы его за стол на открытом воздухе, где растут пальмы, где особая аура, как он и хотел.
Певец — приверженец испанской кухни. Но я все же задал ему вопрос: «Не хотите ли чего-нибудь местного?» «А что?» — заинтересовался Каррерас. И мы предложили ему черноморскую камбалу-калкан — филе, но с шипами. В «ореандовском» стиле запекли — под тенами, раскаленными до высокой температуры. Причем шипами и шкуркой вниз, а само филе — белое мясо, сверху.
И Каррерас и его окружение с удовольствием ели это блюдо. Они как представители средиземноморской Ривьеры знают толк в рыбе. И еще гости попросили украинского пива, мы дали им «Оболонь». Понравилось.
Если говорить о кулинарных пристрастиях знаменитостей, то они делятся на «вредных» и «не вредных» — тех, кто не предъявляет особых требований.
У нас в гостинице вредные не останавливались