- Российский следователь разрешил мне встретиться с сыном, и я поехала в Брянск со своей родной сестрой Людмилой, — рассказала «ФАКТАМ» по телефону мама солдата Вооруженных Сил Украины, 28-летнего Александра Шумкова, исчезнувшего в Херсоне 17 августа нынешнего года. О том, что он оказался в следственном изоляторе российского города, Лариса Николаевна узнала из письма Следственного комитета Российской Федерации, которое пришло на ее домашний адрес в Херсоне 26 сентября.
Лариса Шумкова узнала, где находится ее сын, из письма, присланного Следственным комитетом России
- Беседовать с сыном довелось через стекло в присутствии надзирателей. Саша и без того был худощавым, а за решеткой исхудал еще больше, осунулся. Но видно, что морально не сломался. Я спросила, пытали ли его. Ответил, что не били. Мне хотелось знать, как он оказался в России? Сын рассказал, что шел поздним вечером по улице, вдруг на него набросились какие-то мужчины и затолкали в машину. Ввели ему снотворное. Очнулся в России в изоляторе временного содержания. Его допрашивали. Перевозили в следующий изолятор и продолжали допросы. В каких российских городах это было, он не знает. Официально сына задержали в СИЗО Брянска.
Тогда ему назначили адвоката от российского государства — некую Иванцову. Она пыталась склонить Сашу к сотрудничеству с ФСБ, но он наотрез отказался. Недавно по совету украинского правозащитника, координатора медиаинициативы «За права человека» Марии Томак мы обратились к адвокату из Москвы Фариту Муртазину с просьбой стать защитником моего сына. Фарит дал согласие. Саша говорит, что у него с этим человеком установились доверительные отношения.
— На днях суд в Брянске продлил Александру содержание под стражей еще на два месяца. Что ему инкриминируют?
— Участие в «Правом секторе». Сын с юных лет в правом движении, активный участник Евромайдана в Киеве в 2014 году. Тогда он даже был охранником лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша (Ярош возглавлял эту организацию в 2014—2015 годах. — Авт.). Но в ноябре 2014-го сын пошел служить по контракту в армию. На заседании суда в Брянске по продлению срока содержания Саши под стражей сын заявил: «В Украине „Правый сектор“ не запрещен». Судья ответила: «А в России запрещен!» Адвокат Муртазин намерен взять в «Правом секторе» справку о том, что три года назад Александр вышел из этой организации.
— Ваш сын говорил, как к нему относятся сокамерники?
— Он сидит в камере, рассчитанной на двух заключенных. У него сменился уже третий сосед. Переходить в камеру, в которой больше людей, сын не стремится — говорит, мол, чем больше народа, тем выше вероятность различных конфликтов.
— Удалось оставить ему передачу?
— Да, но для этого пришлось четыре часа простоять в очереди. Положили в посылку теплую одежду и еду. Саша сказал, что очень ему хочется сладостей. Так что в следующий раз передам побольше конфет.
— Какой срок заключения ему грозит?
— До шести лет. Сашу навещают сотрудники украинского консульства, но на суде по продлению содержания под стражей никого из них не было.
Напомним, Александр Шумков пропал 17 августа нынешнего года в Херсоне при невыясненных обстоятельствах. Через месяц стало известно, что он находится в следственном изоляторе российского города Брянска и ему инкриминируют участие в «экстремистской организации».
Фото investigator.org.ua