Многие знают Евгения Клопотенко как победителя популярного телешоу «Мастер Шеф», а также кулинарного эксперта других телепередач. Но, кроме этого, Евгений еще и успешный предприниматель. В 2012 году в магазинах появилось необычное варенье: абрикос-карри, ананас-имбирь, с перцем чили и даже луковое! За несколько лет до обретения популярности страстно любящий вкусно поесть повар купил две кастрюли, сто килограммов апельсинов и сварил на собственной кухне первую партию варенья. Сейчас Confiture и соусы Eatles ручной работы можно найти на полках сорока магазинов, включая крупные супермаркеты.
О том, как за шесть лет гастрономическая мастерская из маленького кухонного «хендмейда» выросла в успешный бизнес, Евгений Клопотенко рассказал читателям «ФАКТОВ».
— Подозреваю, что бизнесменами рождаются. Или необходимые для этого способности появляются в раннем детстве?
— Бизнесменами могут быть лишь люди с врожденным авантюризмом. В третьем классе я покупал жвачки, вынимал из упаковки наклейки и перепродавал по отдельности. Предприниматель всегда высматривает возможности и выгоды, думает, что можно купить подешевле, чтобы продать подороже.
По специальности я экономист, хотя всегда хотел учиться на факультете гостинично-ресторанного бизнеса. Окончив институт, вскоре понял, что моя профессия не востребована на рынке Украины, и устроился официантом в паб. Мне безумно нравился ритм, в котором я носился по заведению без передышек. Казалось, это то, что я хочу делать всегда. Впервые попав на кухню паба, пришел в восторг от вида готовящихся стейков. Меня уже тогда очаровала кухня. Так получалось, что я с детства обращал внимание на еду. В Италии, куда ездил по школьной программе обмена, оказалось, что пища может быть совершенно другой, не похожей на привычную для нас. Затем у бабушки в Англии (она там вышла замуж и осталась жить) я удивлялся невиданному ассортименту на полках супермаркетов. А вот в Америке еда оказалась совсем невкусной, приготовленной без души.
После паба я устроился в дорогой ресторан и мог за целый день обслужить всего один стол. Однажды увидел, как в кухню вносят десятикилограммового лосося, и замер в изумлении. Меня сразила легкость, с которой повара разделывали рыбу, и в тот момент я понял, что хочу готовить. С тех пор любую свободную минуту штудировал англоязычные кулинарные сайты. На отечественных были одни майонезные рецепты, навевающие тоску. Осознав, что люблю готовить настолько, что готов посвятить этому жизнь, твердо решил, что открою ресторан. Стал разбираться, как все устроено. Дослужился до управляющего двух таких заведений.
— А как вы придумали Confiture?
— Без опыта и образования я управлял не очень хорошо, и меня уволили. Почти два года мы с друзьями устраивали в ресторанах кулинарные битвы: состязались в приготовлении блюд и выбирали лучшего повара по мнению посетителей. Это было целое шоу, получившее название CookWars. Нас даже приглашали на телевидение. На одной из «битв» я познакомился с Денисом, своим будущим партнером по бизнесу. Узнав, что я остался без работы, он предложил придумать совместное дело. Идей было много.
В эпоху Ренессанса кондитер из Нюрнберга Шнейдер приготовил огромное количество паштета, из которого… выбегали живые кролики. Хотелось собрать подобные рецепты, адаптировав их к современным условиям. Думали мы о доставке супов, изготовлении печенья или настоек… Как-то Денис предложил делать варенье с необычными вкусами и упаковывать в маленькие баночки. Сварив первое апельсиново-лавандовое варенье, мы поняли: зачем заниматься чем-то еще, если варенье — это прекрасно? Съев ложку, я чуть не потерял сознание от удовольствия. На следующее утро купили две кастрюли и сто килограммов апельсинов. Это была первая инвестиция в размере 6 тысяч гривен.
— Расскажите, как удалось выйти на рынок.
— Если вы хотите начать свой бизнес, нужно подняться на небоскреб и посмотреть вниз. Будет очень страшно. Создать продукт — это половина пути. Дальше нужно прыгать в пропасть. Сначала я не понимал, как действовать, но все было логично. Варенье красиво упаковали, создали страницу в «Фейсбуке», выложив туда плохонькие фотографии продукта. Спустя несколько дней раздался звонок, и голос в трубке заказал первые три банки варенья. Я даже разнервничался. Затем начал ходить по кафе и магазинам, уговаривал попробовать и заказать варенье. Удалось отдать немного баночек под реализацию, но без особого успеха. Нужно было понять, где наша целевая аудитория. Я вспомнил, как однажды прочесал весь Интернет в поисках подарка для знакомой и мне ничего не понравилось. Взял варенье и поехал в магазин подарков «Штуки». Там мне ответили: «Отлично! Берем!» — и уже через неделю заказали еще. Осознав, что мы «хендмейд» (и остаемся таковыми по сей день), стали участвовать в выставках изделий ручной работы. За год посетили более шестидесяти. На первой же вернули себе инвестиции.
Полтора года мы готовили и доставляли варенье самостоятельно. Знали всех продавцов на Троещинском рынке. Денег хватало на бензин (я ездил на «жигулях») и еду. Когда сбережения закончились, начал подрабатывать в ресторане. Варенье варил по ночам, просил семью вырезать этикетки, сам не успевал. Через два года захотелось все бросить. Сил мы вкладывали много, а прибыли почти не получали. Я понимал, что предпринимательская натура все равно приведет меня к бизнесу, даже если сейчас вернусь на прежнюю работу. Еще полгода трудился, стиснув зубы, затем психанул, повысил цену на варенье и нанял двух поваров. Снял крошечный офис, где в первую же ночь обвалился потолок…
*"Хочу изменить культуру питания в стране и начал с реформы школьных столовых. Ведь то, что там готовят для детей, — это ужасно!" — говорит Евгений Клопотенко
— Однажды я зашел в один из супермаркетов за колбасой и понял, где на самом деле хочу продавать свою продукцию, — продолжает Евгений. — Нужны были документы. Тогда я еще не знал, что о них все спрашивают, но на самом деле никто не смотрит. Я отправил запрос в магазин и параллельно занялся оформлением документов. Ответ из супермаркета, как и бумаги, я получил спустя полгода.
Чтобы разместить товар на магазинной полке, нужно расшибиться в лепешку. Очень много правил. С одним крупным супермаркетом мы договаривались о поставках почти год. Однако первая же партия варенья пришла туда без наклеек. Кто-то перепутал ящики и доставил не тот. Важно уметь оперативно исправлять ошибки. В течение часа мы прислали сотрудника и привели продукцию в должный вид. Это человеческий фактор: сколько ни объясняй, что этикетки нужно клеить ровно, даты ставить правильно, стоит отвлечься — и тут же появится тот, кто напортачит.
— Бывали необычные случаи, связанные с бизнесом?
— Как-то мне позвонили и заказали пять тысяч банок варенья на подарки к Новому году (до него оставалось всего две недели). Я побледнел. Денис не верил, что это возможно, а я решил взяться. Арендовали кухню, купили 400 килограммов ананасов, 500 кило апельсинов. Не вложившись в срок аренды, переместились со всем производством ко мне домой. Это был ад. Квартиру завалили мешками с сахаром, везде стояли ящики с фруктами. Я засыпал в пять утра прямо в рабочей одежде, весь липкий, спал два часа — и снова в бой. Вдруг мне звонит тот же парень и сообщает, что… перепутал: нужно всего 500 банок. Ругаться было бесполезно. Удалось договориться и продать две тысячи.
В другой раз, в пасхальные выходные, в наше офисное здание пробрались воры. Они вскрыли кабинеты, забрали компьютеры, деньги у всех наших соседей. Мы свои средства тогда взяли на закупки, в офисе оставалось лишь 50 гривен. Так вот, я умудрился продать варенья на 500 гривен… опергруппе, приехавшей составлять протокол.
А вообще, курьезы случаются практически каждый день. Однажды позвонили из отеля «Хилтон» и пожаловались, что обнаружили кубик сахара в баночке с медом. Мы долго ломали голову, откуда он взялся. Оказалось, один из работников гостиницы уронил сахар в мед и закрыл банку. После этого мы стали заклеивать продукцию защитной лентой. Бизнес — как ребенок, который учится ходить и спотыкается. Капризничает, иногда шкодит и успокоится лет через двадцать.
— Вы занимаетесь бизнесом уже шесть лет. Какие выводы можете сделать?
— Книги, правила и тренинги имеют косвенное отношение к реальности. Не нужно быть особо одаренным, чтобы сделать бизнес. Главное — большое желание, здравый смысл, много работы, любовь. И не бойтесь проиграть. Важны личные отношения, связи и моральная подготовка себя ко всему, что может произойти. Одна компания заказала ананасового варенья на 50 тысяч гривен. Спустя три недели директор фирмы обнаружил, что варенье начало «убегать» из его банки (потекло из-под крышки). Мы так и не поняли, что произошло, но пришлось вернуть компании половину суммы. Как относиться к подобным ситуациям? Не переживать.
— Планируете выйти на международный рынок?
— Пока я против этого. Мы маленький бизнес и даже для Украины «сырой». В стране отсутствует культура потребления варенья. Его покупают раз в несколько месяцев или реже. Если бы не праздники, нам было бы очень трудно. Глупо рассчитывать, что за границей продукция пойдет лучше. По статистике, варенье — падающий сегмент. Мы выпустили товар, который был не нужен, создали на рынке нишу и начали раздвигать рамки. Когда будем продавать варенье во всех магазинах страны, я подумаю над его реализацией за рубежом.
— Что делать, если у вас отличный продукт, а он не востребован?
— Преподнести товар по-другому. Скорее всего, потребители его не поняли. Например, кто купит луковый конфитюр? Это ведь странно. Мы перепаковали его в другую банку и назвали соусом. Теперь он входит в топ продаж соусной линейки.
— У любого успешного бизнеса должна быть глобальная цель. Какая ваша?
— Я хочу изменить культуру питания в стране, поэтому веду несколько социальных проектов. Один из них — реформа школьных столовых. То, что там готовят, — ужасно. Рецепты не менялись со времен Советского Союза. Я в школе зажимал нос, чтобы не чувствовать запаха еды. Слипшийся рис, омлет с содой, пюре, похожее на клейстер, рассольник… Дети этого не едят! Сейчас у меня три школы, куда я прихожу и пытаюсь менять мышление поваров. Мы разработали более шестидесяти рецептов из тех же продуктов, но с применением других технологий обработки. Меню протестируем на учащихся, соберем отзывы, составим план перехода школ на новое питание. Параллельно я преподаю в техникуме, где учатся будущие повара. Хочется, чтобы эта профессия стала более веселой и студенты не ходили стажироваться в фастфуд, не имея представления, как приготовить элементарный майонез… Также я запустил онлайн-курс для поваров и кулинарный YouTube-канал, потому что весь отечественный контент в Интернете — пережитки прошлого.
— А как же мечта о собственном ресторане?
— Чуть не забыл! Планирую открыть его в ближайшие девять месяцев. Представлю там настоящую украинскую кухню, которая исчезла с приходом Советского Союза. От нее нам достался только борщ. А ведь существует немало забытых национальных рецептов. Например, шпундра: муку заливали ухой, а из получившегося теста делали пироги. Мы хотим адаптировать рецепты под современные технологии и вдохнуть в них новую жизнь.
— У вас есть главное правило?
— Да. «Три Д»: делать, делать, делать. Только так можно чего-то достичь.
Другие материалы спецтемы «ФАКТОВ» «Анатомия успеха» читайте здесь