Шоу-бізнес

Алексей Федосов: "Если звезде такого уровня, как Мерил Стрип, что-то не понравилось, одно слово — и любой будет уволен"

7:15 — 23 листопада 2017 eye 3090

Украинский режиссер и продюсер, получивший грант на обучение в New York Film Academy, рассказал, как устроен мир кинобизнеса в США и как достичь в нем успеха

Мир телевидения привлекал Алексея Федосова еще в школьные годы. Будучи старшеклассником, парень уже стал ведущим на музыкальном канале. Затем поступил в Университет культуры, где учился на диктора и ведущего. К концу первого курса Алексей перевелся на кафедру режиссуры и начал работать как режиссер и продюсер в разных телевизионных проектах. В том числе и российских. «Без связей успешную карьеру у нас не построишь», — пришел к выводу Алексей и поехал покорять Америку.

— Я думал поехать на месяц, поучиться, но в результате остался здесь и живу вот уже три года, — рассказал «ФАКТАМ» Алексей Федосов. — Случайно нашел в Интернете контакты New York Film Academy (NYFA) и решил пройти месячный курс обучения. Планировал с новыми знаниями приступать к работе над историческим сериалом.

Оказалось, курс обучения рассчитан на новичков без какого-либо опыта. Посмотрев мои работы, директор NYFA Дэн Маклер предложил мне программу индивидуального обучения.

В первый же день учебы меня отправили на студию «Юниверсал», где поражало все: камеры, свет… А главное, на этой технике можно было работать. Кроме того, я посещал занятия по актерскому мастерству, написанию сценариев. Через месяц мы снова встретились с директором, и он сказал, что с моими данными есть смысл остаться здесь и продолжать карьеру с Голливуде.

— Как удалось получить гранд?

— Я написал письмо и передал его директору NYFA, объяснив, кто я такой, и почему хочу учиться. Через какое-то время мне пришел ответ с предложением покрыть половину расходов за обучение. А это огромная сумма — 50 тысяч долларов. На учебу и возможность жить в Америке я потратил все свои сбережения, но ни капли не жалею об этом.

Тут учат всему: как придумать свой фильм, написать сценарий, снять его, осуществить продюсирование и продвигать на кинофестивалях, как искать работу в Голливуде. Выпускным экзаменом является защита собственной работы. Здесь очень важны знакомства, рекомендации. После года обучения я уже имел право на работу в США.

— Как ты там устроился, где живешь?

— Я остановился в Лос-Анджелесе. Жить здесь — дорогое удовольствие. Минимальная стоимость аренды однокомнатной квартиры обойдется сейчас в полторы тысячи долларов в месяц, маленькая квартира-студия стоит тысячу долларов в месяц. Цены с каждым годом ползут вверх. Не менее тысячи долларов потребуется на то, чтобы скромно питаться. Необходимо также иметь автомобиль, без него тут никак. Приличную машину можно купить, начиная от трех тысяч долларов. В общественном транспорте здесь реально страшно.

— Нашел свое место на «Фабрике грез»?

— Сейчас я занимаюсь кинопродюсированием. Как раз еду со встречи с известным продюсером Дэвидом Уайзманом, фильм которого был номинирован на «Оскар» в четырех номинациях, включая «Лучший фильм». Готовим пакет документов, хотим предложить сотрудничество Александру Роднянскому, надеемся поработать с Андреем Звягинцевым. Параллельно пишу свои проекты, работаю над собственными фильмами.

— О чем хочешь снять свое кино?

— У меня два любимых направления — фантастика и история. Мне очень интересно военное кино, в котором в непростых условиях раскрываются характеры людей, героям сопереживают. Еще есть сценарий одного танцевального фильма — дэнс-муви. Подобные фильмы обычно не собирают больших касс. Но я очень люблю танцы, наблюдать за людьми, которые это делают профессионально и красиво. Это невероятное проявление чувств, эмоций.

Здесь очень большая разница между кино и телевидением. Многие известные актеры и режиссеры начинали свою карьеру с ассистентов: принеси, подай, не мешай. Оказавшись на самой низшей ступеньке, они познают этот труд, учатся уважать работу каждого на площадке.

Я также трудился на разных позициях, был звукооператором, оператором, а сейчас иногда снимаю телевизионные шоу как оператор. Также работал ассистентом режиссеров, снимавших клипы для русских артистов в Америке. Например, для участника «Евровидения» Алексея Воробьева. В сотрудничестве с нашими начинающими исполнителями выступаю больше как продюсер, считаю бюджеты и договариваюсь о съемках. Наши украинские артисты более экономные, снимают бюджетные клипы своими силами.

Не могу сказать, что у меня сейчас все налажено и стабильно. Живу от проекта к проекту. Это и короткометражки начинающих режиссеров, и большой голливудский фильм с Уильямом Болдуином.

— Как ведут себя на площадке звезды первой величины?

— По-разному. Известный актер Малкольм Макдауэлл («Калигула», «Цареубийца») был первым, с кем я встретился на площадке. Он ел со всеми за общим столом, со всей командой, с ребятами практически без опыта общался на равных. Фильм был малобюджетный. Обычно звезды такой величины в подобных проектах не снимаются, но что-то его зацепило, он решил поддержать картину своим участием. Уильям Болдуин тоже ведет себя очень демократично, всегда сосредоточен на работе. Иногда даже сложно догадаться, что на площадке находится суперзвезда — актеры приезжают на обычных машинах, не требуют к себе особого отношения.

Но есть и другие звезды, как например, Вэл Килмер («Бэтмен навсегда»). К его приезду на съемочную площадку готовились по-особенному — отдельная комната, личный повар. Если мы снимали на одну камеру, делали много дублей, то с его появлением на площадке включились сразу три камеры, все снимали одним дублем. Актер появился за полчаса до начала съемок. Когда вышел на площадку, стояла гробовая тишина. Свои сцены он отработал по одному дублю, сел в машину и уехал. Больше его никто не видел.

— Можно только представить, в каком напряжении находилась вся съемочная команда.

— Такие звезды, как лауреат «Оскара» Мерил Стрип, имеющая огромное влияние в Голливуде, ценят свое время и опыт, поэтому ведут себя так, как им комфортно. Если им что-то не понравилось, одно слово — и будет уволен любой, вплоть до режиссера.

В американском кинопроизводстве существует иерархия общения на площадке. Чем дороже проект, тем жестче правила. Оператор или осветитель не могут подойти к известному актеру и высказать свое мнение, скорректировать работу. Если оператор видит неточности, он может обратиться исключительно к режиссеру, осветитель — только к художнику по свету…

Кроме того, соблюдается жесткая пунктуальность. Быть на площадке вовремя — это значит появиться заранее. Если ты пришел вовремя — значит ты опоздал. А если опоздал — уволен. Здесь не будут ничего спрашивать и разбираться, это никого не интересует. Просто скажут: спасибо большое за работу сегодня, завтра не приходи.

Поэтому, чтобы стать на ноги и заработать репутацию, я себе не позволяю расслабляться. За три года уяснил все правила и знаю, чего хочу. Конечно, мечтаю снять собственный фильм как режиссер. Но для этого нужно заработать много денег и выдержать конкуренцию.

Но если много работать, карьеру можно построить на любой позиции. К примеру, снять свой фильм и продвигать его. Сам фильм может оказаться никаким, но большим компаниям может понравиться, как ты его продаешь. И таким образом есть шанс получить приглашение продвигать картину как продюсер или поработать режиссером на серьезном проекте студии.

— Сколько нужно денег, чтобы снять достойную картину в США?

— Бюджеты стартуют от 400 тысяч долларов (это очень маленькая сумма, не облагающаяся налогом). Хорошие фильмы — 11—12 миллионов долларов, но и это считается малобюджетное кино. Если у кого-то есть проект, который интересен большой студии, она предоставит бюджет. Авторам выделяется комиссия, а студия может собрать хорошую кассу.

Все больше снимают независимые фильмы, когда авторы сами ищут инвесторов, снимают, а потом готовую работу продают студии. У меня есть друг-американец, который снял фильм со студией за 600 тысяч долларов, на котором студия заработала 20 миллионов. А он получил копейки. Сейчас он нашел средства (2 миллиона долларов), снимает второй фильм, на котором планирует заработать в десятки раз больше.

— Одна работа может прославить человека и сделать его миллионером?

— Это вполне реально. Здесь не принято делать все быстро, планы взвешиваются и довольно долго вынашиваются. Человек может работать таксистом и поваром в ресторане, а в это время писать свой сценарий, который через пять лет прославит его.

Студии работают по четким схемам: выпускают по десять мало- и среднебюджетных фильмов, пять фильмов с бюджетом 50—100 миллионов и один-два — с бюджетом 100—200 миллионов долларов. Это такие, как «Гарри Поттер», «Терминатор», экранизация успешной книги. Такой проект в мировом прокате окупит все неудачные. А если малобюджетный проект хорошо пойдет, его будут развивать, снимать продолжение и зарабатывать большие деньги.

У «Юниверсал» годовой оборот примерно 14 миллиардов долларов. Но основную прибыль приносят даже не сами фильмы, а экскурсии на киностудию. Это далеко не киевская Киностудия имени Александра Довженко. Входной билет стоит 110 долларов. Ежедневно тысячи туристов со всего мира посещают ее.

— Знают ли в США об успехах украинского кинематографа? Недавно была премьера в Лос-Анджелесе словацко-украинского фильма «Межа». Что говорят о картине, каковы ее перспективы получить «Оскар»?

— Скажу честно, американцы не любят иностранное кино. Скорее всего, это были закрытые показы для небольшой аудитории. Иностранным фильмам очень сложно пробиться здесь. Даже фильм «Незламна», который был создан совместно с американской студией. За последнее время это самый крутой фильм, который мне довелось видеть. Но американцам он оказался не интересен. Если снять то же самое, но с американскими актерами, на английском языке — зритель повалит в кинотеатры.

— Что же все-таки нужно, чтобы стать успешным в Голливуде?

— Идеи, качественный продукт, умение его продвигать и продавать, найти правильных людей, которые помогут это сделать.

— А как же талант?

— Это и есть талант — совместить все это и реализовать свою мечту. Но я не советовал бы бросать все на родине, продавать жилье и переезжать в США. Не стоит сразу рубить все концы. Если есть деньги, лучше год здесь пожить, поискать себя. Многие отсюда уезжают с разбитыми мечтами. Даже известные в Украине люди. Тут нужно забыть о заслугах на родине и начинать все с нуля.