Життєві історії

Инна Глущенко: "Если ваш багаж вскрывали, на специальной пломбе появится сообщающая об этом надпись"

6:45 — 24 листопада 2017 eye 3535

Киевлянка создала первый в Украине сервис, избавляющий от необходимости покупать и хранить дома большие чемоданы, которыми мы пользуемся всего несколько раз в год

Приходилось ли вам слышать выражение «Все уже придумано до нас»? Мир переполнен инновациями, технологическими проектами, продуктами и сервисами. Кажется, чтобы преуспеть в бизнесе, нужно выдумать нечто сверхновое и доселе невиданное. В поисках идеи можно копать очень глубоко, но, как говорится в одном голливудском фильме о фокусниках: «Чем внимательнее смотришь, тем меньше видишь». Подходящие и, главное, «свободные» идеи часто плавают на поверхности, так близко, что мы попросту их не замечаем.

Однажды будущей основательнице сервиса Chemodan. online Инне Глущенко понадобилось одолжить чемодан в разгар отпускного сезона. Задача оказалась не из легких. Выяснилось, что в Украине можно получить во временное пользование что угодно, кроме чемодана. Потратив на поиски не один день, девушка взялась за решение этой и сопутствующих ей проблем. О том, как проверяла актуальность возникшей идеи и воплощала ее в жизнь, Инна рассказала читателям «ФАКТОВ».

— Этот сервис, как и любой другой, призван решать проблему, — объясняет Инна Глущенко. — Избавляет от необходимости покупать недешевый чемодан, который в дальнейшем будет использоваться раз или два в год. К тому же иногда человек едет в отпуск надолго, в другой раз в командировку — лишь на несколько дней, и поэтому ему нужны чемоданы разных размеров. Сегодня многие живут в квартирах небольшой площади и не хотят занимать чемоданами ценное пространство.

— Это ваш первый бизнес? Всегда хотели быть предпринимателем?

— В детстве я не проявляла никаких наклонностей к предпринимательству и не могу похвастать забавными историями о перепродаже конфет и жвачек одноклассникам. Как все дети, хотела быть учительницей, певицей или космонавтом. О бизнесе задумалась, уже будучи взрослой. Чувствовала, что хочу иметь свое дело. Стала размышлять, в какой сфере смогу себя реализовать. Особо привлекательного на рынке в тот момент не нашлось, однако я заметила, что популярность приобретает дизайнерская одежда. Это показалось интересным.

Я не умела рисовать, а вот у подруги такой талант был. Предложила ей партнерство: она отвечает за эскизы и дизайн, я — за организацию работы и продвижение товара. Мы создали бренд, наняли швей и выпустили первую коллекцию. Спустя год я поняла, что это вообще не мое. Поэтому перестала заниматься одеждой, оставив бизнес партнеру.

— Идея сдавать во временное пользование чемоданы кажется очень простой и очевидной. Тем не менее вы первая в Украине до этого додумались. Как это случилось?

— Я занималась проектным менеджментом и оптимизацией бизнес-процессов. Часто приходилось ездить на несколько дней или недель в командировки. Одна из них выпала на середину лета. Дома было три чемодана. Планировала взять один, но оказалось, что все уже «забронированы» другими членами семьи. Я обзвонила знакомых. Не ожидала, но в период отпусков найти чемодан оказалось весьма непросто. Стала искать прокат чемоданов, но такой услуги на украинском рынке не было. Меня это даже немного возмутило. Не без усилий я решила свою проблему и вскоре о ней забыла.

Спустя полгода моя подруга собиралась с семьей в Египет и пожаловалась, что у них один чемодан на всех. Мол, ее дочь уже подросток и хочет взять с собой побольше нарядов, а они не вмещаются. Купить же и хранить в однокомнатной квартире еще один чемодан неудобно, ведь он занимает место, которого и так мало.

Последний сигнал я получила от своего коллеги. Он отправлялся в кратковременную командировку с большой полупустой сумкой и ворчал, дескать, поменьше нет, а на одну поездку покупать не хочется. «Ну, раз уже и у человека с таким статусом есть необходимость, значит, это оно!» — подумала я. Поделилась идеей проката чемоданов со своим парнем, а он ее… забраковал. А через несколько месяцев неожиданно сам о ней вспомнил. Решили попробовать эту идею реализовать.


*"Конкурентов я не боюсь, ведь их появление стало для меня отличным стимулом: надо быть всегда впереди", — говорит Инна Глущенко

— Когда становишься на правильный путь, все складывается само собой. Чтобы начать свое дело, необходимо было структурировать уже имеющиеся знания, — продолжает Инна. — Я собиралась в школу бизнеса, однако курс был трехмесячным, а мне хотелось всего и сразу. Как по заказу, Startup Ukraine запустили двухнедельный интенсив. Я села за первую парту и как губка впитывала всю необходимую начинающему предпринимателю информацию. Учеба была сложной, но максимально эффективной. После вечерних занятий я полночи просиживала над домашними заданиями. Все знания применяла на личном проекте и за две недели полностью подготовила его к запуску. На занятиях жутко боялась рассказывать о своей идее. Думала, ее не поймут или, наоборот, оценят и украдут (смеется). На самом деле никто не может реализовать вашу идею лучше, чем вы сами. После экзамена и финальной презентации ко мне подошел инвестор и предложил заниматься проектом вместе. Так у меня появился партнер по бизнесу.

— Сколько вложили в проект? Не страшно было пускать в свое дело незнакомого человека?

— Вложили больше трех тысяч долларов. Начали с пяти чемоданов разных размеров, чтобы понять, есть ли в затее смысл. Сейчас чемоданов больше пятидесяти, и они все регулярно путешествуют. За год рассчитываем вернуть инвестиции. Сервис новый, и о нем еще мало кто знает. Много времени и сил уйдет на продвижение. Основные средства поглощает маркетинг — это дорогое удовольствие. Удивило, что, когда я запускала бизнес, гугл не выдавал ни одной поисковой фразы «чемодан в аренду», хотя я пробовала вводить ее в разных вариантах, а сейчас большинство клиентов узнает о нас именно из поисковика. Все же самым эффективным всегда было сарафанное радио.

После старта своего дела я пришла в налоговую службу декларировать доход. Первый заказ был маленький, и процент от дохода получился смешной — 10 гривен. Инспектор ехидно подметил «размер взноса в благосостояние государства», а потом… попросил визитку.

Что касается бизнес-партнера, то вначале я немного переживала, но мы отлично сработались. Если случаются разногласия, в большинстве случаев Константин мне уступает. Все-таки я больше «варюсь» внутри проекта, лучше знаю специфику.

— Анализируя идею, думали о том, что может оттолкнуть вашего потенциального клиента?

— Такой вопрос мы задавали нашей фокус-группе, проводя маркетинговые исследования. Большинство людей беспокоятся из-за вопроса гигиены. Кто знает, что раньше везли в этом чемодане? В нашем сервисе гигиена — основополагающий фактор. После каждого клиента чемоданы проходят химическую обработку и процедуру дезинфекции — специальным паром, температура которого выше 100 градусов. Попадая на поверхность, пар распространяет парафинирующие вещества, растворяющие загрязнения, и эффективно уничтожает неприятные запахи и болезнетворные микробы.

— Какие сложности подстерегают предпринимателя в подобном бизнесе?

— Безответственность людей, с которыми вы работаете. Подрядчики могли забывать о назначенных встречах или переносить их по нескольку раз. Например, у поставщиков чемоданов была привязка к курсу доллара. Целую неделю мы пытались оформить заказ и оплатить его по безналу. И каждый раз вопрос откладывался на завтра. Когда же наконец дошло до сделки, оказалось, что безналичный расчет вообще не предусмотрен. Когда создаешь бизнес, нужно быть готовым, что такие мелкие, но изнурительные неурядицы будут случаться на каждом шагу и сильно тормозить процесс. Это возмутительно, когда ты готов заплатить деньги другому бизнесмену, а он не торопится выполнить свои обязательства. Я большой поклонник сервиса. Страшно не люблю, когда он некачественный, и сразу же требую жалобную книгу. Гневный пост в «Фейсбуке» тоже не забуду написать.

— Как долго пришлось ждать своего первого клиента?

— С момента запуска корпоративный телефон не звонил целых пять дней. Я знала, что заказы не посыплются на нас в тот же миг, будто мы публично перерезали красную ленточку на глазах у страны. Но все равно было немного грустно, и меня каждый вечер посещала мысль: «Ну вот, ничего не получилось». Когда раздался первый звонок, я долго не решалась взять трубку. Просто смотрела на звенящий аппарат. Кстати, была несказанно рада, что клиент попросил оформить доставку. Если бы он сидел в офисе и видел, как я испортила четыре договора и кучу товарных чеков, умерла бы от стыда.

— Вы заняли абсолютно пустую нишу. Наверняка конкуренты не заставили себя долго ждать.

— Конкуренты появляются, но по качеству услуги они пока недотягивают. Конечно, мы их всех знаем. В одном сервисе по оставленной заявке мне не перезванивали больше суток, в другом оказались чемоданы только одного размера. Поначалу я очень ревностно отнеслась к появлению таких фирм, но быстро поняла, что конкуренция — отличный стимул. Мы задали планку, и теперь нас пытаются догнать. Но надо быть всегда впереди.

— Что любите в своем бизнесе больше всего?

— Внедрять новшества, придумывать дополнительные услуги и полезные мелочи для клиентов. Например, мы предоставляем силиконовый чехол и специальную пломбу-стикер. На ней в случае несанкционированного проникновения в чемодан в течение десяти минут появляется надпись «открыто». Забирая свой багаж с ленты выдачи в аэропорту, человек сразу поймет, что чемодан вскрывали. А благодаря силиконовому чехлу вам не придется перед вылетом платить 90 гривен за обмотку чемодана пищевой пленкой.

— Какие выводы сделали за пять месяцев?

— Никогда не довольствоваться тем, что есть, и не останавливаться на достигнутом. Несмотря на то что проект запущен и успешно работает, мне постоянно хочется его улучшить, добавить дополнительные возможности для клиентов, упростить процесс заказа. Необходимо правильно расставлять приоритеты и вкладывать деньги в развитие. Выходя из зоны комфорта, надо отдавать себе отчет, что больше вы туда не вернетесь и теперь единственный путь — только вперед. Забыть о неловкости и стеснении. То, что вы откладываете на завтра, само не решится. Это все равно придется сделать вам, больше некому.

Переступив через свое нежелание что-либо делать, поймете, что это было не так уж и сложно. Не бояться стучать в закрытые двери. Рано или поздно их кто-то откроет.

Я очень требовательна в работе. Все должно быть качественно и в сроки. Если этого нет, то… «кто не спрятался, я не виноват». Делать качественно или не делать вообще. Даже если не понимаешь, как выполнить задачу, необходимо выжать из себя максимум, чтобы знать: я сделала все возможное.

Многие считают: если ты предприниматель, то «сам себе режиссер». Это не так. Качественный подход к ведению бизнеса предусматривает полную отдачу и жесткую самодисциплину. Мой рабочий день никогда не заканчивается в шесть вечера. Часто засиживаюсь до глубокой ночи.

— Это не сказывается на отношениях в семье?

— К счастью, мой парень такой же трудоголик, как я, и не жалуется на нехватку внимания. Мы можем поставить два компьютера рядом и заниматься своими делами, делясь идеями, впечатлениями, обмениваясь советами. Страдает у нас только собака, которой хочется, чтобы ее почесали, обняли и побросали мячик.

Другие материалы спецтемы «ФАКТОВ» «Анатомия успеха» читайте здесь