Винницкий апелляционный суд посчитал, что осужденный на пожизненное заключение 44-летний Александр Каверзин, ослепший на оба глаза, не представляет опасности для общества
«В этом доме 25 мая 1997 года при выполнении служебного задания от руки преступника погибли майор милиции Николай Фошин и старший сержант Владимир Мельник». Эта мемориальная доска висит на стене дома № 24 по улице Привокзальной в Каменец-Подольском Хмельницкой области. В оконном стекле на лестничном марше между четвертым и пятым этажами до сих пор зияет отверстие от одной из выпущенных преступником пуль…
— В теле моего отца было четыре пулевых отверстия, но некоторое время он был еще жив. Говорят, если бы быстрее довезли до больницы, могли бы еще спасти, — рассказывает Валентина Фошина, дочь погибшего милиционера. — Володя Мельник погиб сразу, пуля попала ему в основание черепа. Еще один милиционер, Николай Бородий, был ранен в живот, едва выжил.
В тот день 13-летняя Валя осталась полной сиротой: за три года перед этим от тяжелой болезни умерла ее мама, и отец с дочерью переехали в Каменец-Подольский поближе к его родителям. Фошин сначала работал в уголовном розыске, затем в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а потом его назначили оперуполномоченным по особо важным делам городского отдела по борьбе с организованной преступностью. Он любил свою работу и обожал дочь.
После смерти майора девочку растила бабушка. Мечтавшая пойти по стопам отца, Валентина вначале окончила юридический лицей, а затем — Национальную академию МВД Украины. Получила специальность эксперта-криминалиста. Правда, поработать по специальности удалось немного — появилась семья, дети часто болели. А вот в родном городе подходящей вакансии не нашлось, в ведомстве смогли предложить работу лишь за полсотни километров. Молодая мама была вынуждена отказаться.
— О том, что убийцу моего отца отпустили на свободу, я узнала от журналистов, — вздыхает Валентина. — В суд меня не приглашали. Мнения потерпевших и родственников погибших не спросили. У Володи Мельника остались родители — одинокие пенсионеры. А теперь преступник спокойно и уютно живет у себя дома, гуляет по нашему городу. Как я могу считать такое решение суда гуманным и справедливым? Теперь я боюсь ходить по улицам — потому что не исключаю, что убийца ненавидит сотрудников милиции. Его же якобы искалечили во время пыток. Откуда я знаю, на что он способен?
О подробностях биографии Александра Каверзина «ФАКТЫ» писали еще в 2002 году, после того как Хмельницкий апелляционный суд приговорил его к пожизненному заключению.
Свою криминальную деятельность юный Саша Каверзин начал в составе банды Игоря Хмарука по кличке Одесса. Впервые в поле зрения милиции Александр попал после громкого преступления, о котором долго вспоминали жители Каменец-Подольского. Бандиты с целью ограбления проникли в частный дом. Устроили там засаду, поджидая хозяина с семьей. Больше часа били и пытали людей, вымогая деньги. Одного человека убили на месте, остальных посадили на заднее сиденье их же «Форда», вывезли на берег речки Смотрич и, выстрелив каждому в затылок, скинули автомобиль с 74-метровой высоты. Каким-то чудом одной из жертв удалось выжить: пуля прошла по касательной, мужчина сумел открыть дверь автомобиля и выплыть… со связанными электропроводом руками. Когда «Форд» извлекли с 14-метровой глубины, в салоне автомобиля обнаружили два трупа, еще один — в багажнике.
Все члены преступной группировки, за исключением Каверзина, в 1996 году были арестованы и осуждены, один приговорен к расстрелу. Сам Хмарук был убит при задержании. А вот Каверзину удалось скрыться, и его объявили в розыск.
*В оконном стекле на лестничном марше между четвертым и пятым этажами до сих пор зияет отверстие от одной из выпущенных бандитом пуль
Оставшись на свободе, 23-летний Каверзин не растерялся — ведь ему достался целый арсенал со спрятанными автоматами и взрывчаткой. Он организовал собственную банду, куда вошли приятели, с которыми он когда-то учился в индустриальном техникуме, а также брат его первой жены. Группа занялась кражами и грабежами. На счету банды — убийства валютчиков в Харькове и сотрудника милиции в Николаеве.
Оперативники уже давно висели на хвосте у Каверзина и, получив информацию о том, что он может скрываться в Каменец-Подольском, в доме на улице Привокзальной, немедленно отправились по указанному адресу. Поднимаясь по лестнице, они встретили подозрительного молодого человека. Как выяснилось впоследствии, это был один из подручных главаря банды.
Пока милиционеры проверяли документы подозрительного парня, на лестнице появился и лидер группировки. В руках у Каверзина был пакет. Спокойно пройдя мимо милиционеров, он наугад позвонил в первую попавшуюся квартиру. Не моргнув глазом, бандит вручил оторопевшим хозяевам сверток и… попросился в туалет. Там он перезарядил свой ТТ и вышел.
Сотрудников милиции Каверзин расстрелял практически в упор. На первом этаже его попытался остановить сосед, вышедший на шум из своей квартиры. Еще одним выстрелом преступник ранил сразу двоих — соседа в живот и его жену в ногу.
После этого главарю банды удалось бежать. Некоторое время он скрывался в России, затем перебрался в Харьков и женился. Раньше его супруга работала в милиции, потом стала адвокатом. Молодые построили дом и обвенчались в церкви. Задержали рецидивиста только в 2001 году, следствие и суд продолжались больше года. Во время процесса Каверзин грамотно выстроил линию защиты и вину признал лишь частично. Мол, сотрудников Каменец-Подольского отдела милиции убил потому, что принял их за грабителей. Просил прощения у родственников и заявлял, что никакой угрозы для общества не представляет. Пояснял: и в детстве-то было плохо со зрением, а в СИЗО совсем ослеп (говорят, все материалы 12-томного уголовного дела ему читала его жена-адвокат, и он запомнил их наизусть).
Подсудимый попросил не приговаривать его к пожизненному заключению, поскольку тогда ему придется сидеть в камере-одиночке, а определить наказание в виде лишения свободы на 15 лет. Но суд был неумолим: только пожизненное. Вначале Каверзин отбывал наказание в спецучреждении Днепропетровской области, затем его перевели в Винницкую. Вел себя не лучшим образом, получил 16 взысканий. Но 6 ноября нынешнего года… вышел на свободу, проведя в заключении 17 лет. Причем даже не просил о помиловании. Как же это получилось?
Суд отпустил его на свободу по состоянию здоровья. Находясь в тюрьме, заключенный сумел доказать, что окончательно ослеп в результате примененных к нему пыток. Он повсюду рассылал жалобы, что в милиции его били, и дошел до Европейского суда по правам человека. В 2012 году ему удалось выиграть иск в Страсбурге и отсудить у Украины 40 тысяч евро. Это был первый случай в нашей стране, когда заключенному была выплачена такая крупная сумма. Корреспондент «ФАКТОВ» хотела даже навестить арестанта, чтобы узнать подробности дела и поинтересоваться, как он намерен потратить деньги. Но Каверзин категорически отказался от встречи.
Осенью 2014 года специализированная медицинская комиссия подтвердила, что осужденный слеп на оба глаза, при этом отметив — болезнь не составляет угрозы для жизни и не препятствует пребыванию в местах лишения свободы. С такими выводами комиссии согласился и Винницкой городской суд, куда Каверзин обратился с просьбой об освобождении от наказания по состоянию здоровья. А вот Винницкий апелляционный суд вынес решение в его пользу, мотивируя это тем, что заболевание входит в перечень недугов, которые являются основанием для освобождения от наказания.
«Пожизненное заключение предусматривает, что человек во искупление вины остается в местах лишения свободы до самой смерти, — объяснил на своей страничке в „Фейсбуке“ юридический казус бывший руководитель пенитенциарной службы, а сейчас адвокат Сергей Старенький. — А статья 84-я Уголовного кодекса Украины говорит, что заключенного могут освободить от наказания по состоянию здоровья. Речь идет об осужденных вообще, о пожизненно заключенных в ней ничего не сказано».
— С одной стороны, можно понять, если человек — инвалид, больной, — прокомментировал ситуацию журналистам винницкого интернет-издания «20 минут» бывший начальник управления по борьбе с организованной преступностью Валерий Пастух. — Но есть и другая сторона — люди, которые были ранены, родственники погибших… Их мнения, я так понимаю, суд не спрашивал, на заседания не приглашал. Как им сейчас жить, зная, что обидчик, приговоренный к пожизненному отбыванию наказания, вышел на свободу? Мне сложно говорить однозначно. Решение есть, и если человек дошел до Европейского суда, то понятно, что отстаивал свои интересы не один год. Но хочу подчеркнуть, что за решеткой вполне здоровых людей, наверное, вообще нет. Представьте, что будет, если каждый из них начнет писать жалобы и добиваться освобождения, потому что «нас там никто не лечит»?
— Считаю, что суд принял справедливое и законное решение, — не согласен адвокат Александр Билошкурский. — Наличие «полной сенсорной изоляции» является достаточным наказанием для Каверзина. Фактически над ним был совершен самосуд. Европейский суд по правам человека подтвердил пытки и бесчеловечное обращение, но Украина так и не установила виновных. Суд учел обстоятельства конкретного дела — пытки после задержания, выбивание признания, состояние здоровья, отсутствие условий пожизненного содержания инвалидов, отсутствие желания у государства осуществлять надлежащее медицинское обследование и лечение таких лиц.
Последнее время Каверзин находился в больнице при Стрижавской исправительной колонии в Винницкой области. Факт его освобождения подтвердили журналистам издания «20 минут» в винницкой тюрьме № 1: «Согласно решению суда осужденного освободили, и он себе поехал». Встречал ли кто-нибудь слепого калеку, сопровождал ли и куда повез, не уточнили.
Журналисты телеканала «1+1» попытались найти освобожденного преступника. Скорее всего, он мог поехать к родным — в Харьков или в Винницу. Говорят, что в Харькове вроде не появлялся. Следы, скорее, ведут в Каменец-Подольский, где живут его сестра, первая жена и ее родня.
— Мы узнали адрес его сестры, позвонили в дверь, — рассказала «ФАКТАМ» журналистка Светлана Павук. — Не скрою, было страшновато. Вначале открылся дверной глазок, кто-то внимательно разглядывал нас в отверстие. Потом дверь открылась, и на пороге появился мужчина в трусах и майке. С сигаретой в зубах. По фото — очень похожий на Александра. Но выглядит, конечно, немного старше своего возраста. На вид лет пятьдесят. Ну что же, тюрьма никого не красит. Сначала спросили о сестре. Ответил, что нет дома. Потом решились: «Это вы — Александр Каверзин?» Тут мужчина заметил камеру. Сомнений не было — он нас видел. Уж не знаю как. И, произнеся несколько фраз с нецензурной бранью явно тюремной окраски, с силой захлопнул дверь. В подъезде все как будто вымерло, ни одни соседи дверь нам не открыли.
Был ли открывший дверь мужчина действительно освобожденным «по слепоте» убийцей или нет — сказать сложно. Повторить попытку общения телевизионщики не решились. Со своей стороны, «ФАКТЫ» также предприняли несколько попыток найти Каверзина, но они не увенчались успехом. Думается, по одной причине. Общаться с журналистами ему категорически не хочется.