Україна

С 1 января ездим "по-новому": "ФАКТЫ" разобрались в последних "автомобилистских" инициативах Кабмина

6:45 — 30 листопада 2017 eye 4809

Кабинет министров Украины инициировал целый ряд изменений и новшеств, призванных повысить безопасность дорожного движения. Для водителей это обернется более жесткими требованиями езды и получения прав. Кроме того, правительство предложило довольно интересное решение проблемы незаконного использования в Украине нерастаможенных автомобилей с еврономерами. «ФАКТЫ» разобрались в этих самых «свежих» инициативах Кабмина и готовы детально разъяснить их нашим читателям.

На автомагистралях и загородных трассах скорость оставят прежней

В середине ноября Кабинет министров Украины принял два документа, которыми были внесены изменения в правила дорожного движения (ПДД) и порядок получения водительских удостоверений. В частности, согласно постановлению № 883 от 10 ноября 2017 года, новшества в ПДД предполагают снижение максимальной скорости движения в населенных пунктах с 60 до 50 километров в час. При этом требования к скорости движения на загородных трассах, автомагистралях, и некоторых трассах в городах (по согласованию с городскими властями) останутся прежними. Например, уже известно, что в Киеве не изменится скорость на проспектах Бажана и Победы. Чтобы водители успели привыкнуть к новому темпу езды в городах, предусмотрено, что ограничение скорости в 50 километров в час вступит в силу только с 1 января 2018 года.

В правительстве считают, что подобное изменение поспособствует повышению уровня безопасности дорожного движения и сохранению жизни людей. «На сегодняшний день в большинстве стран ЕС разрешенная скорость движения транспортных средств в населенных пунктах составляет не более 50 километров в час, а в некоторых местах — 30 километров в час, — утверждают в Кабмине. — Таким образом, принятие акта позволит приблизить национальное законодательство к законодательству Европейского союза».

Ранее мы уже писали об этом решении правительства, опросив как известных украинских экспертов в сфере дорожного движения, так и рядовых автомобилистов. В целом специалисты и обычные водители негативно отнеслись к перспективе снижения максимальной скорости в городах, утверждая, что подобная европейская практика не соответствует организации дорожного движения в Украине, не подходит к отечественным принципам градостроительства, из-за чего спровоцирует возникновение заторов. Но, как видим, правительство не приняло во внимание общественное мнение и таки ограничило скорость движения в населенных пунктах.

Более того, по мнению экспертов, это ограничение не будет работать у нас в стране по целому ряду причин. Во-первых, в Админкодексе (имеющем приоритет перед постановлениями Кабмина) до сих пор действует так называемый ненаказуемый запас в 20 километров в час, что позволит большинству незаконопослушных водителей без последствий нарушать установленный скоростной режим. Во-вторых, любые ограничения не будут соблюдаться до тех пор, пока полиция не начнет контролировать скорость движения на дорогах. В конце концов, и существующие правила дорожного движения достаточно хороши, если их неукоснительно соблюдать. Решение проблемы лежит не в ужесточении правил, а в их соблюдении и неотвратимости наказания за нарушения. Увы, дорожная полиция и патрули бездействуют.

Если водитель-новичок в течение двухлетнего испытательного срока нарушит правила больше двух раз, его удостоверение аннулируют

Еще одним постановлением, № 885, Кабмин изменил порядок получения водительских удостоверений. В частности, уже в ближайшее время тем, кто закончил водительские курсы и успешно сдал практический и теоретический экзамены в сервисных центрах МВД, будут выдаваться временные права сроком на два года. Это будет своего рода испытательным сроком, чтобы на практике определить, должным ли образом научили водителя и имеет ли он навыки безопасного управления транспортным средством. Если в течение двух лет водитель допустит не более двух нарушений правил дорожного движения, официально подтвержденных соответствующими административными протоколами, то по прошествии этого времени в сервисном центре МВД ему выдадут постоянные права. Но если человек проштрафится три раза и более, то обмен временного удостоверения на постоянное возможен только после повторной сдачи теоретического и практического экзаменов.

Если же в течение двух лет водитель умудрится допустить грубое нарушение правил, за которое его лишат прав (езда в нетрезвом состоянии, серьезное ДТП), то вернуть «корочки» он уже не сможет. При этом изъятое удостоверение передададут в сервисный центр по месту жительства водителя, где его аннулируют и уничтожат. Возобновить право на вождение транспортом человек сможет только после повторного прохождения медосмотра, обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов в сервисном центре МВД. После прохождения всех этих этапов ему опять-таки выдадут временное удостоверение на два года.

Плюс ко всему в течение всего испытательного срока для новичков, как и ныне, действует ограничение максимальной скорости до 70 километров в час.

В Кабмине считают, что подобное ужесточение в отношении водителей-новичков заставит их серьезнее относиться к соблюдению правил дорожного движения, а такой строгий испытательный срок сделает их более дисциплинированными и позволит в дальнейшем ездить без нарушений. А значит, украинские водители в будущем станут законопослушными.

«Все процедуры по регистрации нерастаможенного авто придется проходить иностранному собственнику»

Помимо ужесточения водительской дисциплины, Кабмин решил проявить инициативу и в решении проблемы незаконного использования в Украине нерастаможенных автомобилей с еврономерами. Чтобы обеспечить контроль над такими транспортными средствами, правительство предлагает ввести их государственный учет. Это предусмотрено законопроектом № 7286 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения».

В частности, правительство предлагает задекларировать требование об обязательной регистрации автомобилей, временно ввезенных в Украину более чем на 90 дней. На украинский учет им нужно будет стать в течение десяти рабочих дней после пересечения нашей границы. При этом на временно ввезенном транспорте остаются зарубежные номерные знаки, а также техпаспорта.

Если такой закон примут, Кабмин должен будет в течение трех месяцев принять соответствующие нормативные акты. То есть определить порядок проведения государственной регистрации транспортных средств, временно ввезенных на территорию Украины.

Впрочем, отечественные эксперты уже подвергли сомнению возможность реализации этого предложения правительства. Как сообщил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, украинским пользователям авто «на бляхах» сделать это будет непросто.

— Для регистрации необходим иностранец-нерезидент, который ввез нерастаможенный автомобиль в Украину, — разъяснил Олег Назаренко. — Иностранный собственник должен будет пройти все процедуры согласно миграционному законодательству, а украинский владелец должен будет подать заявление о согласии зарегистрировать авто за нерезидентом по своему месту жительства. Перед этим машину нужно застраховать на все время ее пребывания в Украине.

По словам автоэксперта, после выполнения всех процедур временно ввезенный автомобиль с иностранными номерами будет занесен в специальный реестр, Нацполиция получит возможность останавливать и привлекать к ответственности водителей незарегистрованных машин. Напомним, что, согласно Админкодексу, за эксплуатацию незарегистрированного транспортного средства предусмотрен штраф в 170 гривен. Если водитель и в дальнейшем будет игнорировать требование об обязательной регистрации, ему грозит штраф уже в 255 гривен или общественные работы сроком на 30—40 часов (с оплатным изъятием транспорта или без такового).

Будет ли принят правительственный законопроект, покажет время. Это весьма обширный документ, предусматривающий, помимо решения проблемы нерастаможенных автомобилей, еще целый ряд не слишком приятных для водителей нововведений: повышение штрафов, введение уголовной ответственности за определенные нарушения ПДД, расширение прав патрульных полицейских и так далее. Более детально об этом законопроекте мы расскажем в ближайших номерах «ФАКТОВ».