Україна

Вадим Любченко: "Прежде чем создать фирму по ремонту дорог, я провел эксперимент: растопил кусок асфальта... дома на сковородке"

6:15 — 30 листопада 2017 eye 2834

Житель Северодонецка Луганской области за грант ООН открыл предприятие, которое за первые несколько месяцев работы залатало уже более четырех с половиной тысяч ям на дорогах своего города

В нынешнем году Организация Объединенных Наций (ООН) выделила жителям Донбасса более 70 грантов на открытие бизнеса. Международная организация также помогла в финансировании съемок короткометражных фильмов о том, как эти люди организовали свое дело. Специальная комиссия выбрала лучшие из этих кинолент. В Киеве прошла церемония награждения их авторов, на которую приехали герои фильмов, в том числе Вадим Любченко из Северодонецка Луганской области. Он открыл фирму по ямочному ремонту дорог. Причем новый асфальт для этого не использует — повторно применяет старый.


*Во время церемонии награждения авторов лучших документальных фильмов о жителях Донбасса, получивших гранты ООН на развитие бизнеса, Вадим Любченко сфотографировался с режиссером Екатериной Балабай, которая сняла о нем короткометражку. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— До войны я никакого отношения к ремонту автострад не имел — занимал руководящую должность в северодонецком объединении «Азот» и был профсоюзным деятелем, — рассказал «ФАКТАМ» 40-летний Вадим Любченко. — В первый раз попробовал вести автомобиль в четыре года — рулил, сидя на коленях у отца. Повзрослев, обзавелся собственной машиной. Многие годы меня мучил вопрос: почему у нас в городе такие плохие дороги? Слышал на этот счет оправдания — мало средств на ремонт. Знаю, что его можно значительно удешевить, если пойти по пути европейских стран, повторно использующих около 70 процентов асфальта.

Я человек инициативный — организую КВНы, конкурсы красоты… Вот и подумал: почему бы мне самому не заняться обновлением дорожного полотна в родном Северодонецке? Эта мысль так меня увлекла, что в феврале нынешнего года я провел эксперимент: растопил дома на сковородке кусок старого асфальта, который подобрал на улице. Он расплавился, а когда я снял сковородку с огня — вновь застыл. Родных, понятное дело, в это время дома не было, иначе они быстро пресекли бы мой творческий порыв. Эксперимент вселил в меня уверенность, что, пожалуй, смогу наладить повторное использование асфальта на дорогах — если, конечно, досконально изучу этот вопрос.

— Обращались за помощью к ученым?

— Увы, в Украине не удалось найти людей, которые могли бы научить. Пришлось изучать специальную литературу. Нашел опубликованное в первой половине 1980-х годов пособие о том, как повторно использовать асфальт. К тому же раздобыл переведенную на русский язык весьма дельную книгу одного специалиста из Германии по холодному и горячему методам восстановления дорожного покрытия. Так что теоретическую базу было где почерпнуть. Но до тонкостей и нюансов доходил на практике методом проб и ошибок.

Серьезным подспорьем моему начинанию стало то, что на одном из заводов Житомира можно заказать необходимое оборудование — оно гораздо дешевле импортного. Правда, житомирские машины пришлось основательно дорабатывать, чтобы они были более функциональными. Информацию о том, как я их усовершенствовал, передаю на завод. Надеюсь, что буду постоянно сотрудничать с его конструкторами.


— Как решили вопрос с финансированием своего проекта?

— Капитала или больших накопленных средств у меня не было. Но в нашем крае я человек известный, знаком со многими состоятельными и влиятельными людьми. Они мне и одолжили значительную сумму. Однако нужно было еще примерно столько же. Знакомая по общественной работе Юлия Могилева рассказала, что стартовый капитал я могу увеличить за счет гранта ООН.

— Сложно было его получить?

— Нет. В мае этого года я подал заявку на грант. Меня с другими претендентами пригласили пройти обучение на специальных курсах: преподаватели рассказывали, как выбрать сферу деятельности, составить бизнес-план… Я приехал с готовой идеей, так что мне было проще, нежели тем, кто не определился, чем заняться. В августе написал и защитил бизнес-план. ООН предоставила мне грант в размере 176 тысяч гривен.

— Наняли работников?

— Да, четверых. Но я заделываю ямы в асфальте вместе с ними. У меня даже работала сотрудница областного телевидения — из передачи «Журналист меняет профессию». Симпатичная стройная девушка управляла тяжеленной —150 килограммов — виброплитой (эта установка прессует асфальт не хуже, чем традиционный дорожный каток), рыхлила асфальт, заливала битумом…

Пока что для моего коллектива эта работа сезонная — она рассчитана на теплое время года. На Луганщине уже выпал снег, так что ремонты возобновим весной. Но в ближайшее время планирую купить другие машины, которые позволят латать дороги и зимой.

Мы также научились наносить изображения на асфальт: кладем на него трафарет с рисунком или надписью, и они отпечатываются на дорожном полотне.

— Трудно найти заказы?

— К счастью, работы хватает — и мне, и конкурентам. Моя фирма на рынке новая, но ко мне обращаются охотно — расценки у меня вдвое ниже, чем у городского Автодора (коммунального предприятия по ремонту и прокладке дорог). Ведь он покупает новый асфальт, а я повторно использую старый.

Кстати, я уже практически вернул деньги, которые одолжил на создание бизнеса.

— Во многих ямах на дорогах асфальта нет. Чем же вы их латаете?

— Срезаем асфальт по краям ямы, растапливаем его, добавляем старый асфальт, взятый в других местах, бетонную эмульсию, перемешиваем все это и заделываем прореху.

— Что успели сделать за сезон ремонта дорог?

— Залатали более четырех с половиной тысяч квадратных метров дорожного полотна. В среднем яма имеет площадь около одного квадратного метра. Значит, благодаря нам выбоин на улицах Северодонецка стало на четыре с половиной тысячи меньше.


Теперь у меня есть опыт повторного использования асфальта. Со следующего года буду искать партнеров, чтобы внедрять его в других городах и регионах Украины.

— Мы оцениваем как самих претендентов на получение грантов, так и их бизнес-планы, — рассказал координатор программы ООН в Украине Мустафа Саит-Аметов. — Важно, чтобы эти люди разбирались в деле, за которое они берутся, и были мотивированы. Хотя Вадим Любченко прежде не занимался дорожными работами, наши эксперты поняли: у этого энергичного человека все получится. Как видите, они не ошиблись.