Во время попытки установления уникального рекорда в присутствии корреспондента «ФАКТОВ» известный в Украине «морж» угодил в реанимацию. А когда пришел в себя, заявил, что хочет ехать на Крещение в Евпаторию, чтобы участвовать в массовом заплыве «Попробую продержаться в ледяной воде целый час! — заявил корреспонденту «ФАКТОВ» 61-летний «морж» из Черкасс Александр Толбатов. — На 19 января я собираюсь с друзьями из нашего клуба «Дельфин» в Евпаторию для участия в массовом заплыве в Черном море. Так что пойду на установление рекорда за неделю до праздника у себя в Черкассах. Приезжайте!»
И вот в минувшее воскресенье около 11 часов Александр Николаевич появился на берегу Кременчугского водохранилища. Место было выбрано особое — узкий пролив. Течение там настолько быстрое, что вода не замерзла. Дядя Саша (так он предложил себя называть), стоя в плавках у кромки льда, надевал, не торопясь, хлопчатобумажную панамку — чтобы не переохлаждалась голова — и жилет собственной конструкции, изготовленный из пластиковых бутылок, наполненных пенопластовой крошкой. Он не даст утонуть ни при каких обстоятельствах. Кроме того, согревает грудную клетку. Облачение завершили ласты и хлопчатобумажные рабочие перчатки. «Они тоже в какой-то степени сохраняют тепло, — объяснил дядя Саша. — Когда начинаю плыть в ледяной воде, руки сводит от холода, но после первых ста взмахов отпускает »
Войдя в воду, «морж» сразу интенсивно заработал руками и ногами, улыбался во все лицо перед фотокамерами. Вольготно плававшие утки собрались у дальней кромки льда, а у многочисленных рыбаков на лицах читалось изумление: по каналу длиной 120 метров Толбатов курсировал, словно челнок. И вскоре объявил, что прикрепленный к жилету термометр показывает один градус тепла. Погода превосходная: солнечно, нет ветра, температура воздуха около нуля градусов. Собравшиеся подбадривали дядю Сашу шутками, просили подплыть ближе к уткам, чтобы можно было сделать фото «Морж» и птицы». Толбатов отвечал бодро, без дрожи в голосе. И это на 25-й минуте заплыва! Сразу вспомнился холодовой йог Сергей Ципляев (Сатьяван), который в прошлом году почти 40 минут неподвижно пролежал на поверхности Днепра возле Киева, читая мантры (молитвы). Выйдя на берег, он едва выговаривал слова — так сильно стучали зубы.
Тем временем на берег пролива прибежали четверо «моржей», решивших искупаться вместе с Александром Николаевичем. Раздевшись и облачившись в жилеты Толбатова, они лихо поплыли по каналу, улыбаясь публике, собравшейся на берегу. Образовали в воде круг, в центр которого заплыл дядя Саша, и, водя хоровод, запели песню «моржей» на мотив хита 1960-х «Солнечный круг, небо вокруг». Завершили пение дружным скандированием: «Лучше будем мерзнуть, чем болеть!» Вскоре они выбрались на берег. А дядя Саша остался устанавливать рекорд, продолжал активно работать руками и ногами.
- Александр Николаевич плавал даже в трескучие морозы, которые стояли в начале января, — вступает в разговор друг Толбатова Анатолий Вялец. — Выходил из воды — и в считанные секунды покрывался ледяной коркой. Но это его не останавливало, на следующий день снова окунался в прорубь.
Напомним, в августе минувшего года «ФАКТЫ» рассказывали о рекордном заплыве Толбатова. Тогда он целые сутки плыл по Кременчугскому водохранилищу, преодолев более 50 километров. За собой тащил плотик с питьевой водой, бутербродами и мобильным телефоном, спрятанным в банку из-под кофе. Ко лбу прикрепил фонарь, чтобы ночью его было видно с проходящих мимо кораблей.
На 35-й минуте заплыва на берег пришел давний приятель дяди Саши помощник начальника главного управления МЧС Украины в Черкасской области Константин Проценко.
- Как думаете, продержится Толбатов в воде целый час? — задаю вопрос МЧСовцу на 43-й минуте заплыва.
- Видите, кожный покров у него красный, — отвечает Константин Проценко. — Это хорошо, значит, поверхностные участки тела снабжаются кровью. А самыми уязвимыми являются руки, ноги и уши. У Толбатова есть особое упражнение — кувырок в воде. Но сейчас он его не выполняет — уши бережет.
- Что, по-вашему, помогает Александру Николаевичу долго находиться в воде?
- Закалка. Ну и, конечно, то, что он постоянно двигается. Немного согревают жилет, ласты, перчатки Важно, что в этих экстремальных условиях организм вырабатывает большое количество гормонов. Они притупляют чувствительность к холоду и увеличивают возможности человека.
- Как долго неподготовленный человек может выдержать пребывание в ледяной воде?
- Классическим считается пример тех пассажиров легендарного «Титаника», которые оказались в океанской воде в спасательных жилетах. Эти люди погибали через десять- двадцать минут. Температура воды была в пределах четырех-восьми градусов.
До завершения заветного часа оставалось каких-то пять минут, когда Анатолий Вялец забил тревогу: «По-моему, Александр Николаевич не реагирует на то, что я ему говорю!» Все стали упрашивать Толбатова выйти на берег. Медленно, еле двигая конечностями, он подгреб к краю льда. Его подхватили. «Николаич, что с вами, вы меня слышите?» — обращался к нему Константин Проценко. Толбатов не мог самостоятельно не то что идти, даже стоять — падал, словно подкошенный. Глаза непонимающие, стеклянные Его поили горячим чаем, сняли мокрую амуницию, переодели трусы, натянули валенки, закутывали в бушлат и пальто, растирали тело. Затем подхватили и перенесли в сторожку лодочной станции. Вызвали «скорую». «Николаич, не закрывай глаза, дыши!» — командовал Константин Проценко. В сторожке было душно. Открыли дверь для доступа воздуха. Толбатов хрипел, время от времени переставал дышать. Но после окриков МЧСовца открывал глаза и делал вдохи. В спасательной операции участвовал и корреспондент «ФАКТОВ»: мне пришлось растирать ноги рекордсмена, которые то и дело сковывало судорогой. «Когда же «скорая» приедет?» — возмущались «моржи». И вот, наконец, автомобиль с врачом и санитаром подкатил к сторожке. «Немедленно носилки!» — скомандовал доктор. Затем все было, как в калейдоскопе: приемный покой Черкасской горбольницы, реанимация, заявление врача, что пациент тяжелый и нет гарантии, что он выживет. И слова жены Толбатова: «Я же его умоляла не идти на рекорд, ведь буквально на днях он перенес простуду! Болезнь ослабила его »
Примчавшийся в реанимацию друг Толбатова врач-психотерапевт Валентин Гайдай, поговорив с коллегами, объяснил: «Многое будет зависеть от почек. Если они заработают, то шансы есть».
А в понедельник Гайдай обрадовал по телефону новостью: уже в воскресенье вечером Александр Николаевич пришел в себя. Почки у него работают. Более того, говорит, что хочет поехать в предстоящую субботу в Евпаторию на массовый заплыв. Но кто его теперь пустит? Впрочем, бравада дяди Саши только радует: значит, жив курилка
А через несколько часов корреспонденту «ФАКТОВ» позвонил и сам рекордсмен.
- Привет, Игорек, — не очень бодрым голосом проговорил дядя Саша. — Я уже хожу. Анализы у меня хорошие, даже насморка нет, вот только с легкими пока не ясно: результаты должны быть готовы в пятницу. Дольше лежать в больнице не собираюсь, ведь в пятницу нужно садиться в поезд, чтобы вовремя попасть в Евпаторию.
- Может, на этот раз пропустите заплыв?
- Ни в коем случае! Почему мне в воскресенье стало плохо? Причина в том, что в проливе много мелких мест. Я то и дело цеплялся за дно руками, ногами, спиной Потому и не мог все время грести в полную силу, опасаясь сильно удариться. Вот и не удалось согреть себя движениями.
- Помните, что с вами было на последних минутах заплыва, как вам оказывали помощь, привезли в больницу?
- Как из воды выходил, помню. И то, как меня стали отпаивать чаем. А затем — провал. Очнулся в реанимации.
Как заявил «ФАКТАМ» руководитель киевского клуба зимнего плавания «Нептун» Роман Тымовчак, в Украине проводятся состязания «моржей» на длительность пребывания в ледяной воде. Участники неподвижно стоят в воде по пояс. Действующий рекорд — десять минут. Но сравнивать это достижение с часовым моржеванием Толбатова некорректно. Ведь дядя Саша все время двигался и был защищен жилетом, ластами, перчатками