Сегодня парламент собирается принять во втором чтении и в целом доработанный законопроект «О государственном бюджете Украины на 2018 год». И если народные депутаты не будут отвлекаться на свои любимые занятия, скажем, на посещение буфета, блокирование трибуны и драки, то Украина впервые за долгие годы может получить окончательный вариант бюджета, принятый не в спешке под Новый год, а в сроки, хотя бы приблизительно напоминающие требования Бюджетного кодекса.
Следует отметить, что ко второму чтению правительство неплохо поработало над проектом главной сметы страны. Если не сказать — переписало его полностью. Так, вместо запланированных ранее доходов в размере 877 миллиардов 42 миллионов 755 тысяч гривен Кабмин рассчитывает на поступления в размере 913 миллиардов 613 миллионов 700 тысяч гривен.
Поступления должны вырасти на 11 миллиардов гривен согласно расчетам Министерства экономического развития и торговли, которое пересмотрело свой макроэкономический прогноз. Предполагается, что увеличатся также отчисления в бюджет Национального банка Украины — на 1 миллиард 700 миллионов гривен. Кроме того, Кабмин учел доходы от внедрения радиотехнологий 4G (6 миллиардов 300 миллионов гривен).
Правительство надеется также на рост прибыли за счет повышения экономических показателей госпредприятий и установления базового норматива отчислений чистой прибыли на выплату дивидендов в размере 75 процентов для НАК «Нефтегаз Украины» (13 миллиардов 400 миллионов гривен).
В обновленном варианте госбюджета помимо прочего предусмотрены поступления от конфискованных средств и от реализации имущества, изъятого по решению суда за коррупционные правонарушения (4 миллиарда 700 миллионов гривен).
Соответственно, увеличилась и расходная часть бюджета: с 948 миллиардов 128 миллионов 807 тысяч гривен до 988 миллиардов 634 миллионов 300 тысяч гривен.
Граничный объем дефицита госбюджета также вырос, но незначительно: с 77 миллиардов 944 миллиона 800 тысяч гривен до 81 миллиарда 849 миллионов 400 тысяч гривен.
Доработанный проект бюджета увеличил расходы на ряд важных статей. Например, финансирование жилищно-коммунальных льгот и субсидий выросло почти на 16 миллиардов гривен.
Доходы Государственного фонда регионального развития повысились на 2 миллиарда 900 миллионов гривен. Причем в этой сумме учтены поступления от конфискованных средств и деньги, вырученные от реализации изъятого по решению суда имущества, полученного в результате коррупционных действий.
Таким образом, общий объем фонда регионального развития составит рекордную сумму — 6 миллиардов гривен.
На 240 миллионов гривен увеличены расходы на предоставление одноразовой денежной помощи членам семей умерших или погибших лиц, чья смерть связана с участием в массовых акциях гражданского протеста.
Дополнительные средства в размере 250 миллионов гривен выделены на обеспечение жильем семей погибших участников боевых действий.
На организацию и проведение архитектурного конкурса по проектированию мемориала Героям Небесной сотни и Музея Революции достоинства предусмотрено 200 миллионов гривен.
Почти на 169 миллионов гривен усилено финансирование подготовки и участия национальных сборных в Паралимпийских и Дефлимпийских играх.
Самое важное: выделены деньги — около 97 миллионов гривен — на предоставление помощи (в первую очередь — правовой) семьям граждан, которые как заложники или политические узники насильно и незаконно удерживаются в тюрьмах Российской Федерации или на оккупированных территориях, а также семьям крымских татар, оставшихся в оккупированном Крыму.
Предусмотрено дополнительное финансирование на покупку лекарственных средств и медицинского оборудования для Института сердца (130 миллионов гривен) и приобретение медикаментов для Института рака (10 миллионов гривен).
Дополнительные средства выделят на реставрацию Жовковского замка (5 миллионов гривен) и здания Львовского университета (3 миллиона гривен).
В то же время трансферты Пенсионному фонду сократят на 2 миллиарда гривен (до 139 миллиардов гривен).
Зато 100 миллионов гривен дополнительно будет выделено на восстановление программы по оказанию государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья, а 231 миллион гривен потратят на строительство (покупку) жилья для отдельных категорий граждан (прежде всего военнослужащих). Всего на программы строительства (приобретения) жилья предусмотрено 1,7 миллиарда гривен.
Кроме того, ко второму чтению проекта главной сметы произошли заметные изменения в финансировании сельского хозяйства. Так, Кабинет министров увеличил расходы на программу поддержки животноводства с 2 миллиардов 300 миллионов до 4 миллиардов гривен. Правительство также предусмотрело 300 миллионов гривен на программу поддержки развития хмелеводства, закладку новых садов, виноградников, ягодников и уход за ними.
В то же время финансовая поддержка сельхозпроизводителей сократилась с почти 3 миллиардов гривен до 945 миллионов.
Напомним, что первоначальный вариант проекта госбюджета предусматривал рост минимальной зарплаты с нынешних 3 тысяч 200 гривен до 3 тысяч 723 гривен (то есть до 22 гривен 41 копейки в час).
Правительство планировало дальнейшее увеличение минимальной зарплаты на протяжении ближайших трех лет. Так, к 2019 году эта сумма должна была достичь 4 тысяч 173 гривен, а к 2020-му — 4 тысяч 425 гривен.
Однако в канун рассмотрения бюджета президент Петр Порошенко на Всеукраинском форуме объединенных общин заявил, что минимальная зарплата в Украине может увеличиться до 4 тысяч 100 гривен уже во второй половине 2018 года.
— Решение, которое мы приняли в начале этого года, об увеличении минимальной зарплаты в два раза — с 1600 гривен до 3200 гривен, — было беспрецедентным в условиях Украины, — отметил глава государства. — И это оказалось правильным решением. По моему глубокому убеждению, нужно продолжать. И я хотел бы поблагодарить правительство и премьер-министра за то, что есть реакция на мое обращение: мы сможем проанализировать поступления в бюджет по итогам полугодия или трех кварталов и принять решение о повышении минимальной зарплаты до 4100 гривен.
Напомним, что, представляя проект закона о госбюджете, Кабинет министров отметил, что среднемесячная зарплата в стране в 2018 году может достигнуть 8 тысяч 629 гривен.
Однако уже к декабрю правительственные прогнозы стали более оптимистичными:
— Наша задача на следующий год — довести среднюю заработную плату в Украине до уровня не менее 10 тысяч гривен, — заявил премьер-министр Владимир Гройсман. — Тогда мы будем держать более-менее нормально темп увеличения средней заработной платы для наемных работников.
Глава правительства напомнил, что в настоящее время средняя заработная плата по стране составляет 7 тысяч 400 гривен. И такой ее размер, по мнению премьера, недостаточный.
Сфера | 2017 год |
2018 год (проект) |
тысяч гривен | ||
Верховная Рада | 1 221 190,9 | 1 669 657,4 |
Администрация Президента | 2 369 594,5 | 2 674 750,4 |
Кабинет министров | 1 476 208,8 | 3 364 492,3 |
Местные, апелляционные и высшие специализированные суды | 9 015 175,8 | 13 487 337,3 |
Верховный суд | 1 012 901,8 | 1 733 100,9 |
Конституционный суд | 173 192,3 | 182 306,9 |
Высший совет правосудия | 283 292,7 | 203 227,7 |
Генеральная прокуратура | 5 825 858,3 | 6 768 863,4 |
МВД (в том числе, Национальная Гвардия, Национальная полиция, миграционная служба и служба чрезвычайных ситуаций) |
54 835 304,8 | 65 988 309,1 |
Министерство энергетики | 3 320 923,5 | 3 956 658,2 |
Министерство экономического развития и торговли | 2 686 595,6 | 5 808 891,7 |
Министерство иностранных дел | 4 043 820,1 | 4 468 185,2 |
Министерство по вопросам временно оккупированных территорий | 45 149,4 | 227 883,5 |
Государственный комитет телевидения и радиовещания | 1 473 518,3 | 1 076 440,7 |
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания | 47 602,2 | 104 887,3 |
Министерство культуры | 4 282 751,2 | 6 373 811,1 |
Министерство образования и науки | 85 429 796,6 | 95 451 074,4 |
Национальная академия наук, академии медицинских, правовых, аграрных педагогических наук и академия искусств |
6 468 960,8 | 8 426 855,1 |
Министерство здравоохранения | 75 173 561,5 | 86 962 292,5 |
Министерство социальной политики | 145 863 122,6 | 152 285 443,5 |
Министерство экологии и природных ресурсов | 5 818 617,5 | 6 365 467,7 |
Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
18 018 646,2 | 14 314 839,9 |
Министерство аграрной политики и продовольствия | 9 442 263,1 | 14 357 887,5 |
Министерство инфраструктуры | 916 873,8 | 3 799 066,3 |
Государственное агентство автомобильных дорог | 17 407 833,3 | 39 882 381,3 |
Министерство молодежи и спорта | 2 121 203,6 | 2 760 604,3 |
Министерство финансов (вместе с субвенциями местным бюджетам и обслуживание государственного долга) |
278 649 159,4 | 312 916 490,8 |
Министерство юстиции | 9 094 510,3 | 12 692 763,2 |
Министерство информационной политики | 261 841,7 | 862 108,9 |
Министерство обороны | 68 819 627,0 | 86 017 500,0 |
Главное управление разведки Министерства обороны | 1 452 954,3 | 2 500 000,0 |
СНБО | 128 120,0 | 156 400,0 |
СБУ | 6 747 800,0 | 7 652 000,0 |
Служба внешней разведки | 1 302 115,7 | 1 783 300,0 |
Национальное антикоррупционное бюро | 773 556,8 | 857 091,7 |
Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции | 605 287,7 | 683 512,4 |
Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений |
42 333,7 | 253 213,4 |
Государственное бюро расследований | 640 684,9 | 651 567,3 |
Уполномоченный по правам человека | 51 323,8 | 78 266,1 |
Антимонопольный комитет | 143 443,7 | 203 169,3 |
Государственное космическое агентство | 2 960 735,9 | 3 180 033,2 |