Украинец стал победителем премии «Leica Oskar Barnack Award 2017», которую принято считать «Оскаром» в сфере фотоискусства
В столице Украины в арт-пространстве «F.A.C.E» открылась выставка Сергея Мельниченко — победителя международного конкурса фотографии. Его проект о закулисной жизни ночных клубов Китая получил «Оскар» в сфере фотоискусства — ежегодную премию «Leica Oskar Barnack Award». Сергей, работавший два с половиной года танцовщиком в Поднебесной, сумел запечатлеть моменты, которые своей откровенностью поразили жюри престижного конкурса.
— Данная серия фотографий получилась у меня случайно, — признался Сергей Мельниченко. — Я взял камеру в клуб, решил протестировать и, уже пересматривая фото, понял, что из этого может получиться отличная история. Я снимал девушек, которые не были профессиональными танцовщицами. Их работа заключалась в том, чтобы проводить время с посетителями заведения. Многие не знали, что попали в объектив, поэтому на фото нет никакой фальши — это ведь не сцена, а повседневная жизнь. Признаюсь, когда начинал снимать, не думал о том, что стану участвовать в конкурсе. Но фотографии получились настолько откровенными и честными, что мне захотелось ими поделиться с как можно большим количеством людей.
Награждение премией «Leica Oskar Barnack Award» проводится уже на протяжении 37 лет. Это одна из самых престижных наград для фотографов во всем мире. По сути, такой фото-«Оскар». В этом году награждение победителей проводилось в Берлине. Участвовать в конкурсе может любой фотограф. В качестве призов — деньги и камера «Лейка», которая имеет баснословную цену.
— Теперь она есть и у вас?
— Конечно! Каждый год определяются два победителя в категориях «25 и младше» и «25 и старше». Я подавал работы в первую. Мне вручили денежную премию в размере 10 тысяч евро и камеру, о которой мечтает каждый фотограф. Во второй категории приз составляет 25 тысяч евро. Кстати, пару лет назад я уже подавал свои работы на этот конкурс, но тогда мне не удалось выйти в финалисты.
Награждение победителей проводится очень торжественно, хотя фотографы, как правило, люди очень простые и достаточно общительные. Мне удалось познакомиться даже с сыном Джона Леннона. Он давний фанат «Лейки», много снимает этим аппаратом и в нынешнем году был одним из почетных гостей церемонии. Он оказался очень контактным и веселым человеком.
— Сколько времени ушло на съемку проекта?
— Ровно месяц. Я снимал в одном из китайских ночных клубов, параллельно работая там как танцовщик. Два с половиной года назад я вместе с друзьями, занимавшимися хореографией (все мы тогда жили в Николаеве), решили уехать на заработки в Китай. Вышли на одно из агентств, которое занимается устройством на работу артистов из многих стран. Среди наших коллег были россияне, белорусы. На протяжении последних четырех месяцев мы работали в клубе в городе Чэнду провинции Сычуань, в центре Китая. Там я и создал свой фотопроект.
*"Многие девушки даже не знали, что я их фотографирую, — признается Сергей Мельниченко. — Может, поэтому снимки получились такими откровенными и честными"
— Вы давно занимаетесь танцами?
— С самого детства, — отвечает Сергей. — Я мастер спорта по бальным танцам. У нас был целый коллектив, с которым мы гастролировали по Украине, а потом вместе решили отправиться за границу. Узнали, что в Китае ценятся европейские танцовщики и, соответственно, им прилично платят. Агентство предоставило хорошие условия и нам не пришлось платить за получение визы, перелет, проживание. Первый год нам приходилось работать на совершенно разных мероприятиях. Куда пошлют. Танцевали и на свадьбах, и на ночных посиделках. Потом мы решили самостоятельно продвигать карьеру, ушли из агентства и уже сами заключали контракты с клубами, катаясь по Китаю.
— В Украину вы вернулись богатым человеком?
— Только после победы в фотоконкурсе. На танцевальной карьере много не заработаешь. Да, нам платили неплохие деньги — в среднем в месяц около тысячи долларов, — но они же и тратились на проживание, питание. На самом деле, я в первый раз попал за границу. Поэтому с восторгом воспринимал то, что происходило вокруг. Я купил в Китае недорогой цифровой фотоаппарат и снимал абсолютно все. Это совершенно другая жизнь, традиции, еда… Больше всего мне нравилось ходить в мусульманские кафе, где готовили потрясающе вкусные пельмени.
Город Чэнду достаточно большой. Там живут около 20 миллионов человек. Развлекательных заведений огромное множество. Ночной клуб, в котором мы работали, находился на втором этаже многоэтажного дома. Я снимал только за кулисами, при этом старался не привлекать к себе внимания. На сцене этого клуба выступали совершенно разные артисты, в том числе трансвеститы, они выходили на сцену со змеями. Популярен был также номер, во время которого в огромных посудинах, наполненных пивом, плавали женщины.
*Артистка ночного клуба готовится к выходу на сцену. (фото Сергея Мельниченко)
— Дорого стоит вход в клуб?
— Как правило, в Китае за вход в подобные заведения не платят. Посетители, в основном мужчины, сидят за столиками. Гости заказывают выпивку, и в достаточно большом количестве. Поначалу пьют пиво, причем залпом. Потом — виски или водку. Пиво они закусывают арбузом. На столах стоят тарелки с фруктами, нарезанными кусочками.
Китаянки, которые и стали героинями моего фотопроекта, работали в клубе на консумации. Это значит, что посетитель выбирает себе девушку, приглашает за свой стол и угощает выпивкой. Пока гость не уйдет из заведения, избранница должна сидеть рядом, играть в игры на выпивку, поддерживать беседу. Часто девушки напивались до такой степени, что буквально валились с ног.
— Что вас больше всего поразило в Китае?
— Даже сложно сразу сказать, потому что ярких моментов было огромное количество. До сих пор помню, как мы ехали в поезде 18 часов из Пекина на юг страны. Лежачих мест уже не было, поэтому нам пришлось купить сидячие. Некоторые китайцы ложились прямо на пол в тамбуре. Правда, за время утомительного путешествия я сделал фотопроект, прохаживаясь по вагонам.
— Не собираетесь вернуться в Поднебесную?
— Наверное, нет. Мы приехали в Украину, потому что у нас уже заканчивалась годовая виза. Новую решили не делать, хотя предложений по работе в Китае было достаточно. Но я решил остаться дома и заниматься исключительно фотографией. К тому же меня пригласили на награждение премией «Leica Oskar Barnack Award 2017» в Берлин, потом с выставкой победителей мы отправились в Париж. Сейчас фотографии из моего китайского проекта выставлены в киевской галерее. Причем в экспозиции есть и видео, и архивные фотографии, что делает ее более масштабной. Если я и вернусь в Китай, то только как турист или фотограф. Танцевальную карьеру решил завершить.