19 декабря 1666 г. На территории нынешней Винницкой области между казаками и войском Речи Посполитой состоялась Браиловская битва, в результате которой поляки были полностью разгромлены.
21 декабря 1937 г. Состоялась премьера первого полнометражного мультфильма Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов».
22 декабря 1917 г. В Харькове произошел большевистский мятеж против Украинской Народной Республики и созван III экстренный съезд советов Донецко-Криворожского бассейна.
23 декабря 1947 г. 1 января в Советском Союзе объявили выходным днем.
24 декабря 1937 г. Родился известный украинский политик Вячеслав Чорновил.
Самолет Ан-225 «Мрія» создавался как авиационная транспортная система для многоразового космического корабля «Буран». Планировалась перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска, доставка челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах. Кроме того, предполагали использовать Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолета грузоподъемности не менее 250 тонн. Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолете предусматривалось крепление наружных грузов.
Ан-225 был разработан в Киеве — в знаменитом КБ им. Антонова. 30 ноября 1988 года тысячи конструкторов и рабочих авиазавода впервые увидели на его борту надпись «Mpiя», нанесенную ночью. «Мечта — это бесконечность человеческой мысли и желания, — сказал тогда генеральный конструктор завода Петр Балабуев. — Мечта ведет нас вперед и никогда не исчезнет, пока жив человек на планете. Самолет родился на украинской земле, вот пусть и будет на его борту — «Мрiя».
Самый тяжелый самолет, который когда-либо поднимался в воздух, был создан в рекордно короткий срок — всего за три с половиной года. Его размеры впечатляют: длина — 84 метра, высота — 18,1 метра, размах крыла — 88,4 метра, площадь крыла — 905 квадратных метров, максимальный взлетный вес — 640 тонн, скорость — 850 километров в час.
Поднять машину предстояло с аэродрома «Святошин» в Киеве. Испытательный полет был назначен на 20 декабря 1988 года, но из-за сплошной облачности его пришлось перенести. На следующий день немного распогодилось, и взлет разрешили. «Первый полет — испытательный, не до рекордов, — сказал Петр Балабуев. — Рекорды были установлены месяца через три, когда мы уже „улетались“, поняли, что системы хорошо работают. Обычно в первом же полете выявляются различные недочеты в работе оборудования самолета, но этот случай стал редким исключением — мы не зафиксировали ни одного отклонения».
Уже в марте 1989 года во время одного полета было установлено 106 мировых рекордов и рекордов для самолетов этого класса. 13 мая того же года Ан-225 перевез «Буран» из города Жуковский на Байконур. Через месяц эту комбинацию самолета и космического челнока продемонстрировали на Парижском авиасалоне. На счету Ан-225 14 полетов с «Бураном». Но когда распался СССР, финансирование программы «Энергия — Буран» прекратилось и проект был остановлен.
До момента «постановки на прикол» в апреле 1994 года, включая коммерческие перевозки и участие в выставках, «Мрія» выполнила 339 полетов продолжительностью 671 час. Самолет застыл на окраине гостомельского аэродрома. Надеяться на коммерческий успех при перевозке обычных грузов тогда не приходилось — резкий переход к мировым ценам на топливо привел к падению в СНГ спроса на воздушные перевозки, в том числе уникальные. А за рубежом работы не хватало даже для малочисленного парка «Русланов». Постепенно с «Мрії» стали снимать двигатели, отдельные блоки бортового оборудования и устанавливать их на «Русланы», превратившиеся в важнейший источник существования для авиационного комплекса «Антонов». Благо все эти дорогостоящие агрегаты подходили на оба типа самолетов.
7 мая 2001 года стало вторым рождением «Мрії». В этот день самолет вновь поднялся в воздух и совершил 15-минутный полет. После серии заводских испытаний Ан-225 прошел сертификацию и начал выполнять коммерческие авиаперевозки по всему миру.
В ноябре 2004 года Международная авиационная федерация внесла Ан-225 в Книгу рекордов Гиннесса за поставленные им 250 рекордов. На счету «Мрії» — рекорды за перевозку самого тяжелого груза массой 253 тонны, самого тяжелого моногруза массой 187,6 тонны, а также самого длинного груза длиной 42,1 метра (две лопасти ветряной электростанции). В 2009 году «Мрія» пережила очередную модернизацию, которая позволила увеличить срок службы самолета на 25 лет — до 45 лет в общей сложности. После модернизации воздушное судно перекрасили с использованием цветов украинского флага.
На сегодня модель самолета Ан-225 числится только в одном экземпляре. Второй самолет готов примерно на 70 процентов, для его завершения нужны десятки миллионов долларов. Этот гигант может быть достроен на заводе «Антонов», если появится заказчик.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»