Історія сучасності

До Дня святого Николая полагалось отдать все накопленные за год долги

6:15 — 19 грудня 2017 eye 1949

Наши предки верили, что в праздник даже враги могут помириться и стать друзьями, поэтому приглашали соседей и родственников на пироги и «Миколине пиво»

Сегодня, 19 декабря, православные и грекокатолики встречают большой и радостный праздник — День святого Николая. Утром дети нашли под своими подушечками сладкие гостинцы от святого. Проказники, правда, также могли обнаружить, кроме медового пряника, еще и «рiзочку». Это не устрашение, а предупреждение: в следующем году нужно вести себя достойно, быть милосердным, добрым и послушным ребенком.

Говорят, Николай весь день накануне праздника работает: выпекает детям в подарок пряники-звездочки. Но печенье, попав в его мешок… меняет форму, поэтому и находят ребятишки утром пряники в виде святого Николая, которые называются «миколайчики».

С давних времен наши предки весело отмечали День святого Николая. В дом приглашали родичей и кумовьев, для которых накрывали богатый постный стол, устраивали домашние театрализованные представления, готовили подарки.

Мяса на столе не было, зато подавалось много рыбных блюд

Николай Чудотворец родился во второй половине III века в городе Патара в Малой Азии (сейчас территория Турции) в христианской семье. Свою жизнь он посвятил служению Богу, всегда помогал нуждающимся и обиженным людям. В Украине Николай Угодник был одним из самых почитаемых святых. В народных легендах он защищает людей от всех стихийных бедствий и помогает тем, кто попал в беду: «Микола Чудотворець на небі не сидить, а тут, на землі, людям помагає».

К святому обращались бедняки, несправедливо осужденные, путешествующие. Больше всего на заступничество и поддержку Николая полагались мореплаватели, никогда не выходившие в море без иконы Чудотворца. Молитвенной помощи у святого просили и учащиеся, так как самому Николаю, по преданиям, легко давалась всякая наука.

Кроме того, святого традиционно считали покровителем семьи. Ведь согласно легенде однажды еще молодой священник Николай помог уберечь от греха блуда трех сестер. Отец не мог выдать замуж своих дочерей из-за того, что у него не было денег на приданое. Узнав об этом, Николай ночью подбросил в дом бедной семьи три мешочка с деньгами, благодаря чему судьба девушек сложилась счастливо.

Наши предки праздничное утро, 19 декабря, проводили особым образом. Первым традиционно вставал глава семьи. Ему полагалось позаботиться о достатке в доме на целый год. Поэтому утром он неспешно обходил свое подворье, затем шел в хлев, кормил скотину и приговаривал: «Дай, Боже, добрий день, щоб худобонька здорова була та я iз своєю жоною». Пока отец был во дворе, никто из домочадцев не вставал. Даже проснувшиеся дети тихонько лежали, дожидаясь папы. Вернувшись, хозяин дома поздравлял родных с праздником, и все дружно начинали собираться в церковь.

Кстати, на обед — с пирогами и традиционным «Миколиним пивом» — в этот день семья приглашала не только близких родственников и друзей, но и тех, с кем была в ссоре. Отказываться от такого предложения не полагалось, ведь обед символизировал окончание вражды, что было необходимо для подготовки ко встрече Рождества Христова. Наши прадеды верили, что на Николая даже враги могут помириться и стать друзьями: «На Микольщину клич одного, клич і ворога, обидва будуть друзі». Кроме того, именно до 19 декабря нужно было отдать все накопленные за год долги (это, кстати, тоже часто способствовало примирению). «Якщо не повернули борг до Миколи, то не повернуть ніколи», — говорили в народе. А возвращать деньги в Святки считалось плохой приметой.

Поскольку День святого Николая всегда приходится на Рождественский пост, праздничный обед был не столько разнообразным, сколько обильным. На стол ставились большие миски с варениками, дерунами, пирогами, квашеной капустой, мочеными яблоками, солеными грибами, бочковыми помидорами и огурчиками. Мяса, конечно же, не было, зато готовилось много рыбных блюд. Кроме «Миколиного пива», подавали вино и медовуху. На сладкое пекли оладушки с яблоками, гарбузяники и медовые пряники — «миколайчики». Кстати, такие пряники полагались исключительно детям. Поскольку малышам в пост разрешали есть молочные продукты, мамы добавляли в тесто и молоко, и сливочное масло, и яйца. Сладости детишки находили утром под подушкой, но пробовать гостинцы от Николая им позволяли только по возвращении из церкви.

Надо отметить, что во многих регионах Украины после праздника верующие постились более строго: ели, согласно монастырскому уставу, только растительную пищу, а от рыбных блюд отказывались до самого Рождества.

Камбала в томате

Для приготовления потребуется: 500 г камбалы, 250 г лука, 3 столовые ложки томатной пасты или кетчупа, панировочные сухари, растительное масло, соль, специи и зелень — по вкусу.

Рыбу почистить, натереть солью и специями и оставить на 30—40 минут. Лук нарезать полукольцами и обжарить на растительном масле до золотистого цвета. Влить 150 мл кипяченой воды, затем добавить томатную пасту, перемешать, довести до кипения, кипятить 5 минут. Затем убрать с огня. Рыбу обвалять в панировочных сухарях и жарить на растительном масле до готовности. Готовую рыбу полить луково-томатным соусом. Посыпать зеленью.

Парни и девчата обходили дворы, желая всем здоровья и богатого урожая в следующем году

В Украине в День святого Николая работать не полагалось, «бо Микола все бачить i грiха не подарує». В регионах николаевские гулянья назывались по-разному и имели свои особенности. Так, были «миколаївськi колядки», «обходження дворiв», а также «миколаївськi скрипники» (когда выбирали лучшего музыканта).

Поэтому парни и девчата, посидев за праздничным столом, отправлялись гулять. Поскольку к зимнему Николаю снег уже укрывал всю землю, молодежь на санях трижды объезжала село — «вiтала снiжну зиму». Для забавы парни запрягали лучших коней, а девушки украшали сани лентами.

Накатавшись всласть, парубки и девчата с величальными песнями обходили дворы, желая всем здоровья и богатого урожая в следующем году. В западной части Украины существовал такой обычай: одного из парней облачали в белые или голубые одежды и представляли святым Николаем. Он раздавал детям конфеты, орешки и игрушки, а еще передавал девушкам подарки от хлопцев, а парням — от девчат.

Вечером девушки ворожили на суженого: снимали башмачок и бросали его, повернувшись спиной к воротам. Куда укажет нос обувки, оттуда и пожалует свататься жених. Если же «стрелка» показывает на родной дом — свадьбы в ближайшее время не жди.

«Миколайчики»

Для приготовления теста потребуется: 2 стакана муки, 1 яйцо, 1 стакан сахара (или чуть меньше), столовая ложка меда, чайная ложка соды, погашенной уксусом, 50 г сливочного масла, 2 ст. ложки сметаны (по желанию), 1 ст. ложка растительного масла, корица — по вкусу.

Смешать все ингредиенты и поставить тесто в холодное место на час. Раскатать слоем в полсантиметра и вырезать формочкой пряники. Положить на противень, предварительно смазанный подсолнечным маслом. Выпекать 5 минут в горячей духовке.

Для приготовления глазури потребуется: белки 3 яиц, 2 стакана сахарной пудры, пищевые красители.

Взбить белки, постепенно добавляя сахарную пудру. Довести консистенцию до густоты сметаны. В маленьких чашках смешать глазурь-основу с красителями. И разрисовать ею пряники с помощью кисточки или палочки.

С николаевского праздника начинались рождественские ярмарки

Конечно, больше всего на Николая старались порадовать ребятишек. К примеру, их водили в гости «к святому». Роль Чудотворца исполнял самый пожилой в семье мужчина. Встретив ребят на пороге, он строго спрашивал: «Ну, хто у нашому родi найслухнянiший?» Услышав, что все дети в течение года вели себя хорошо, дедушка приглашал их в дом. Он загадывал ребятам загадки, просил спеть и станцевать. За смекалку и артистизм раздавал подарки: одному доставалась сорочка, другому — шапочка, третьему — новая обувь. Дети проводили в гостях весь вечер. И, прежде чем разойтись по домам, вместе мастерили длинную гирлянду из яблок, орешков и пряничков. Это украшение вешали над дверями, «щоб i через рiк Микола загостив до цiєї хати».

А еще считалось, что именно в это время лучше всего объяснить ребенку, что такое благотворительность и как можно помогать другим людям. Поэтому вечером, укладывая малышей спать, бабушки рассказывали внукам о жизни святого Николая и о совершенных им добрых делах, обязательно упоминая о том, что Чудотворец одаривал нуждающихся тайно: «Бо робити добро треба не напоказ, а на людську радiсть». Как правило, накануне 19 декабря принято было помогать тем, кто в этом нуждался, готовить подарки не только для своих детей, но и просто для знакомых и незнакомых малышей. Например, люди покупали сладости и раздавали ребятишкам в церкви после праздничной службы или же всей семьей проведывали одинокую соседку: приносили ей дрова, помогали по хозяйству, чтобы она встретила Рождество в тепле и уюте.

День святого Николая считался «розполовиненням посту», поэтому после праздника уже начинали готовиться к Рождеству: наводили порядок в доме, перебирали запасы в кладовых. Крестьяне кололи свиней и ездили на базар, чтобы продать мясо и купить подарки. Именно с николаевского праздника начинались рождественские ярмарки. Обманывать на них покупателей считалось большим грехом, ведь, согласно поверью, сам святой Николай ходит в это время по свету и следит, чтобы люди не обижали друг друга. «Микольський торг всьому указ», — говорили люди.

А девчата и парни «після Миколи» собирались на вечорницi и начинали репетировать вертепы. Молодежь разучивала новые колядки, распределяла роли, мастерила маски и шила костюмы. Обязательно делали звезду, с которой целой ватагой вскоре будут ходить по дворам и поздравлять всех с рождением Спасителя.

Кстати, день святого Николая всегда славился сильными морозами. В народе говорили: «Варвара снiгом постелить, Сава загладить хуртовиною, а Микола морозом придавить». Традиционно по погоде судили о будущем урожае. Пойдет снег на Николая — уродит пшеница, а если дождь — капуста и огурцы. «Якщо на Миколи на деревах iнiй, то рiк буде хлiбородний». Ясный день предвещает хорошую погоду в праздник святого Николая в мае.